свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 135 Уральский автомобиль Суббота, 16 декабря 2006 г.

Эти яркие десять лет

   Вктор Алексеевич ГУРУШКИН, с именем которого связан значимый период в жизни нашего завода, давно уже столичный житель. Но он помнит Уральский автомобильный, в становление которого вложено немало его усилий, регулярно поздравляет автозаводцев с праздниками. В нашей газете публиковались его материалы, посвящённые 60–летию завода, в которых он тепло вспоминает о том времени.

   22 декабря Виктор Алексеевич отмечает день рождения. С 87–летием его поздравляет весь коллектив уральских автомобилестроителей. А его коллеги делятся с нашими читателями своими воспоминаниями о периоде, когда они вместе трудились, создавая мощные вездеходы с маркой уральского автогиганта.

   

   ГРУШКИН Виктор Алексеевич родился 22 декабря 1919 года в селе Буйгород, ныне это Волоколамский район Московской области. В 1937 году он поступил в Московский химико–технологический институт мясной промышленности. С 1941 года работал мастером на Московском мясокомбинате. 1942–1947 годы — учёба в Московском автомеханическом институте, по окончании которого по распределению он был направлен на Уральский автозавод, где сначала работал мастером, старшим мастером, начальником пролёта цеха коробок скоростей, затем начальником цехов: РМЦ, экспериментального, шасси. С 1957 года — главный инженер, а в 1960–1970 годы — директор завода.

   Благодаря его настойчивости завод получил заказ на отработку конструкции и организацию производства трёхосных автомобилей большой грузоподъёмности семейства «Урал», что позволило в корне изменить облик предприятия и на многие десятилетия вперёд предопределить направление его развития. Виктор Алексеевич особое внимание уделял развитию технологических служб, считая их основой для расширения завода.

   П его инициативе были собраны проектно–технологические отделы механосборочного, прессово–кузовного и металлургического производств, службы главного конструктора по механизации с цехом станкостроения и автоматизации. В. А. Гурушкин заботился об улучшении социально–бытовых условий работников завода. Им был создан совет старейшин, на котором моментально принимались решения по развитию предприятия, рассматривались кадровые вопросы. Под его председательством активно работал технический совет. Работы по строительству и реконструкции завода и его социальной сферы, проведённые коллективом завода под руководством Виктора Алексеевича, позволили превратить недостроенный завод военного времени в современное высокомеханизированное предприятие и обеспечить выполнение постановлений правительства об организации производства принципиально новых автомобилей семейства «Урал» для нужд Министерства обороны и народного хозяйства.

   В1970 году Виктор Алексеевич был назначен заместителем министра автомобильной промышленности СССР по вопросам внешней торговли и внешнеэкономических связей. За свою деятельность в этой области удостоен орденов и медалей Польши, Болгарии, Венгрии. Выйдя в 1984 году на заслуженный отдых, продолжал работать в должности заместителя главного инженера НАМИ, в 1992–1994 годах был главным специалистом московской дирекции УралАЗа.

   Вктор Алексеевич — ветеран Великой Отечественной войны, лауреат Государственной премии СССР и премии Совета Министров СССР. В 1966–1970 годах он избирался депутатом Верховного Совета СССР. Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, многими медалями СССР и ВДНХ, орденом Командора заслуг Польши.

   

   Ниболее ярко выдающиеся способности В. А. Гурушкина как инженера, организатора и руководителя предприятия проявились при постановке на производство новых для завода большегрузных автомобилей семейства «Урал». Он лично возглавил коллектив специалистов при разработке метода безостановочного перехода на выпуск этих машин, в процессах реконструкции главного конвейера, технологического перевооружения действующих и строительства новых цехов.

   16 октября 1965 года был собран последний автомобиль «Урал–355М», и начался демонтаж старого главного конвейера. Задолго до этого Виктор Алексеевич пытался во всех инстанциях получить разрешение на этот шаг. И хотя решение о снятии с производства двухосных машин было отражено в постановлениях правительства, никто из правительственных чиновников не решался дать команду на прекращение их выпуска. Вечером 17 октября меня вызвал к себе Виктор Алексеевич и продиктовал текст телеграммы начальнику автомобильного отдела Госплана СССР, министру автомобильной промышленности, в Челябинский обком КПСС. Текст телеграммы гласил: «16 октября 1965 года выпуск автомобилей «Урал–355М» прекращён. Главный конвейер демонтирован. Начаты работы по монтажу конвейера для сборки автомобилей «Урал–375».

   Могим сегодня трудно оценить мужество В. А. Гурушкина, который в то время, в условиях жесточайшей плановой дисциплины и административной системы, взял на себя смелость принять решение, на которое не осмелился бы ни один государственный чиновник. Не нужно говорить, какому риску он подвергал себя и свою карьеру. А уже через два месяца после выполнения колоссального объёма работ, 21 декабря 1965 года, на главном конвейере принципиально новой конструкции была начата серийная сборка трёхосных автомобилей.

   Вктор Алексеевич отличался чрезвычайной, может быть иногда и излишней, требовательностью и жёсткостью ко всем без исключения работникам, будь то его заместитель или руководители подразделений. В то же время, если кому–то требовалась его поддержка в решении важных жизненных вопросов, всегда можно было на неё рассчитывать. Его авторитет был чрезвычайно высок. Работники завода знали, что жёсткость и требовательность на производстве — это одно, а личное участие в судьбах людей — другое. Газетная статья не позволяет подробнее рассказать о жизни и деятельности этого замечательного человека и руководителя, поэтому ограничусь несколькими воспоминаниями Н. В. Богачёва, бывшего первого секретаря горкома партии, до этого много лет проработавшего на заводе в разных должностях. Это отрывки из его книги «Миасцы — мои современники», часть 2, Миасс, 2003 год.

   «Гурушкин проявил себя великолепным стратегом, проницательность его была новаторской, иногда ошеломляющей. Его требовательность не знала границ».

   «Втереть очки» ему было невозможно, да никто и не пытался, зная его осведомлённость. Он мог появиться в цехах и утром, и глубокой ночью, и в воскресенье».

   «На капитанском мостике стоял умный, зоркий, осмотрительный и решительный капитан, который управлял хозяйством практически без ошибок».

   «Своё главное дело в жизни он осуществил на Уральском автомобильном заводе. И сделал это достойно».

   Звершить публикацию хочется словами самого Виктора Алексеевича. Это фрагмент статьи «Судьба автозавода — моя судьба», из сборника «Челябинцы в Москве»: «Я считаю Урал своей второй родиной и всегда с благодарностью вспоминаю Уральскую землю и её прекрасных людей».

   


В. КОГАН,

   начальник проектно–технического отдела в 1962–1987 годах.



назад


Яндекс.Метрика