свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 131 | Четверг, 7 декабря 2006 г. | |
Накапливать опыт, совершенствовать знания Кк уже сообщалось в «Уральском автомобиле», с 13 по 17 ноября 2006 года в Екатеринбурге проходила первая сессия Российской Лин–школы «Звёзды бережливого производства». В работе сессии приняла участие группа топ–менеджеров АЗ «Урал» во главе с исполнительным директором Александром Донсковым. Слушатели Лин–школы имели возможность выбирать из достаточно большого набора семинаров именно те, тематика которых в наибольшей степени отвечала их потребностям. Отметим и такой факт. Приглашённый в качестве преподавателя Лин–школы Майкл Вейдер (США), эксперт в области «бережливого производства» с мировым именем, узнав о хороших результатах АЗ «Урал» в деятельности по реализации философии «бережливого производства», обратился к генеральному директору предприятия Виктору Корману с пожеланиями новых успехов в развитии стратегии и непрерывного совершенствования производства. Рдакция «Уральского автомобиля» попросила заместителя директора по развитию производственной системы Анатолия Феськова более подробно рассказать о прошедшей Лин–школе. — Анатолий Александрович, прежде всего поделитесь вашими впечатлениями от работы первой сессии Российской Лин–школы. — На мой взгляд, первая сессия Лин–школы прошла достаточно успешно, все занятия проводились на высоком уровне. В качестве преподавателей семинаров выступили эксперты в области «бережливого производства», пользующиеся международной известностью. — Кто именно? — В первую очередь хотелось бы отметить Майкла Вейдера, тренера–консультанта с более чем двадцатилетним опытом преподавания, консультирования и наставничества в девяти странах мира, автора книги «Инструменты бережливого производства», изданной на английском, русском, португальском, тамильском и испанском языках. Господин Вейдер провёл семинар–практикум «Как построить стратегический план внедрения Лин и применения практики штурм–прорыва». Мишель Боден (семинар «Лин в логистике») является тоже очень авторитетным специалистом, кстати говоря, в настоящее время он стал директором Французского филиала Кайдзен–Института, с которым наш завод сотрудничает в течение двух последних лет. Орест Фьюме — ещё одно известное имя в области «бережливого производства». Он член совета директоров нескольких крупных компаний США, во время первой сессии вёл семинар «Управленческий учёт по системе Лин». Джеффри Лайкер — руководитель семинара «Разработка новых продуктов на основе концепции Лин». Автор книги «Dao Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира», лауреат четырёх премий Сигео Синго за выдающиеся достижения. — На каком предприятии Екатеринбурга слушателям Российской Лин–школы удалось побывать и что вы там увидели? — В ходе работы первой сессии Российской Лин–школы проводились и практические занятия. Мы побывали на Уральском заводе резинотехнических изделий. На этом предприятии, к слову, выпускают транспортёрную ленту, которая используется в литейном производстве АЗ «Урал». Следует отметить, что на этом заводе делают только первые шаги в области «бережливого производства». И, честно говоря, там ничего интересного для себя не увидел. Если сравнивать ситуацию с нашим заводом, то мы ушли гораздо дальше. — Почему местом проведения первой сессии Российской Лин–школы был выбран именно Екатеринбург? — Это объясняется достаточно просто. Организатором проведения сессии Российской Лин–школы выступил расположенный в этом городе ЦентрОргПром, который сегодня является лидером российских региональных консалтинговых компаний, оказывающих помощь промышленным предприятиям в продвижении и реализации системы Лин. — В чём, на ваш взгляд, заключается миссия Российской Лин–школы и каковы главные цели прошедших семинаров? — Сделать доступными мировые и отечественные примеры повышения конкурентоспособности предприятий за счёт выявления и включения внутренних резервов эффективности. Обменяться передовым опытом построения производственных систем роста в России на основе концепции Лин. Обсудить и сформулировать новые механизмы выработки отраслевых решений проблем эффективности. Привлечь внимание всех заинтересованных сторон к необходимости изучения и освоения производственной системы Лин, совершенствовать навыки практического применения инструментов «бережливого производства». Ометим такой факт. Во время работы первой сессии Российской Лин–школы мы имели возможность получить ответы на свои вопросы по «бережливому производству», как говорится, из первых рук — от ведущих мировых экспертов в области Лин. Сегодня во многих странах мира признали, что «бережливое производство» является одной из эффективных систем управления промышленными предприятиями. Опыт ведущих мировых автомобилестроительных компаний — таких, как «Тойота», «Дженерал Моторс» — лишнее тому подтверждение. Все, кто применяет философию Лин, находятся на передовых позициях промышленного развития. — По какому принципу проводились занятия в Российской Лин–школе? — Занятия в школе были разбиты на два направления. Первый курс, дающий знания базового уровня, — для руководителей и специалистов предприятий, начинающих внедрение «бережливого производства». Второй курс — для тех, кто уже имеет опыт освоения системы Лин. Представители автозавода «Урал», в основном, являлись слушателями школы по второму, продвинутому уровню. Почти все занятия для нас проводились в аудиториях, за исключением семинара–практикума, состоявшегося на Уральском заводе резинотехнических изделий. — Представители каких предприятий принимали участие в работе первой сессии Российской Лин–школы? — Сегодня в различных отраслях отечественной промышленности неуклонно растёт интерес и стремление изучать и применять при совершенствовании производственных систем подход, рождённый в «Тойоте». В сессии приняли участие делегации таких гигантов, как ВАЗ, УАЗ, «Северсталь», Уралмаш, КамАЗ, чайная компания «Май» и многие другие. На первом уровне, где проводилось изучение инструментов Лин и способов их применения, занималось более сотни специалистов. Семинары второго уровня, позволяющие ознакомиться с опытом наиболее успешных компаний по разрешению проблем в области Лин, посещали более семидесяти слушателей. — В чём вы, Анатолий Александрович, видите ценность подобных занятий. И самое главное, будет ли продолжение сессиям Лин–школы? — ЦентрОргПром после завершения первой сессии провёл опрос всех слушателей Лин–школы, чтобы получить обратную связь. И мы выразили в своих пожеланиях конкретные направления, темы для последующих занятий. Можно сказать, что сегодня ЦентрОргПром имеет углублённую программу обучения инструментам и методам «бережливого производства». Это говорит о том, что продолжение обязательно будет. Российская Лин–школа призвана удовлетворять потребности в системном, динамичном, ориентированном на практику обучении, соответствующем лучшим мировым традициям. Ценность прошедших занятий вижу в следующем. Это ещё один взгляд на существующие в мире принципы и методы внедрения «бережливого производства». АЗ «Урал», как известно, ориентируется на методику «Кайдзен–Института». Но есть и другие пути освоения системы Лин. Вот и получается, что мы уходим от односторонней подачи информации и восприятия знаний. Истина всегда находится где–то посередине. Сопоставляя различные методики по внедрению «бережливого производства», проще найти свой путь. Нас интересовали взгляды крупнейшего знатока системы Лин Майкла Вейдера, а также таких авторитетных специалистов, как Мишель Боден, Орест Фьюме. Поэтому запомнились все семинары по всем четырём направлениям: логистика, управленческий учёт, штурм–прорыв, стратегия. Вся полученная информация очень ценна. Сейчас её надо будет адаптировать к нашей действительности. Скоро на АЗ «Урал» состоится очередной управляющий комитет, в ходе которого будут сделаны корректировки в деятельности «бережливого производства». Несомненно, багаж пополненных знаний пригодится для дальнейшего продвижения «бережливого производства» на АЗ «Урал». — Удалось ли пообщаться с ведущими экспертами мира в области Лин помимо занятий в семинарах? — Практически со всеми. Мне представляется, что на первой сессии специалисты АЗ «Урал» были самыми продвинутыми в области знаний Лин. Мы общались на одном языке с ведущими экспертами, звёздами мировой величины. Задавали им конкретные вопросы и получали на них совершенно конкретные ответы. Особенно мне запомнилось неформальное общение с Майклом Вейдером, в ходе которого он мне оставил автограф на своей книге «Инструменты бережливого производства». Кстати говоря, во время первой сессии Российской Лин–школы была возможность приобрести много полезной литературы по знаниям «бережливого производства». Всё это непременно пригодится при продвижении «бережливого производства» на АЗ «Урал».
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |