свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 129 | Суббота, 2 декабря 2006 г. | |
К 65–летию Миасского автомеханического техникума. Зубрили конспекты и жизни учились Итория Миасского автомеханического техникума неразрывно связана с историей Уральского автомобильного завода. Осень 1941 года. На фронте идут кровопролитные бои. В конце октября в Миассе появились семьи людей, эвакуированных из Москвы. Расселяли их по домам местных жителей. От эвакуированных мы узнали, что в город привезли целый завод — известный в стране ЗИС. Располагается он на новостройке в десяти километрах от города по Новоандреевской дороге. Начиналась та стройка ещё в 1937 году. Здесь планировалось построить «номерной» — секретный — завод. К лету 1941 года на этой площадке уже стояли несколько жилых двухэтажных деревянных брусчатых домов, одноэтажная бревенчатая столовая — на месте нынешней пожарной части. Несколько зданий складов, магазин, контора. Из камня и кирпича возводились стены заводского корпуса. Летом 1940 года к месту его строительства была подведена железнодорожная линия от станции Миасс. Вот на этой линии и разгружались вагоны прибывавших из Москвы эшелонов с заводским оборудованием и материалами. Вгороде проводилась мобилизация трудоспособного населения для работы на новостройке. В субботниках принимали участие и старшеклассники школ города, учащиеся педагогического училища, горного техникума. Вот так мы, 15–16–летние первокурсники горного техникума, встретились с будущим заводом. На субботниках нам поручали работы грузчиков. Из груды наваленного у железнодорожного полотна оборудования мы извлекали посильную нам ношу, в основном поковки и отливки деталей двигателя автомобиля. Из замерзающего болота их выбивали ломиками, кирками. Перетаскивали всё это «железо» в достраивающийся корпус моторного цеха. Это был первый корпус будущего завода, над ним возводилась крыша. Большие тяжёлые станки, трубы, различные конструкции вытаскивали из болота бригады мужчин. Вручную, с помощью ломов, заталкивали их на железные листы и тащили волоком в цех. Повсюду горели костры. Люди оттаивали лёд и грелись возле них. Млодой, чёрный от копоти парень в стёганой ватной куртке, с закутанной шарфом шеей утром определял нам место работы, а вечером, в сумерки, принимал результат и выдавал талоны на обед. В столовой по этому талону мы получали в глиняной чашке порцию жидкого супа с лапшой серого цвета. Кстати, люди тогда ходили в столовую со своими ложками. Кто был тот парень, который распоряжался работами, мы не знали. Но он живо, с азартом рассказывал, какой здесь будет красивый завод, какие мощные машины будут создаваться, какой посёлок вырастет. Вскоре мы узнали, что по соседству с горным техникумом, на улице Пушкина, разместилась дирекция автомеханического техникума, который создаётся при новом заводе. Многие учащиеся первого курса горного техникума потянулись в дом № 63 по улице Пушкина — записываться в новое учебное заведение Миасса. Вавтомеханическом техникуме (МАМТ) занятия начались 3 декабря 1941 года. Нашей группе № 2 была отведена комната на втором этаже двухэтажного дома № 45 по улице Трактовой. Там стояли школьные парты, так как раньше здесь размещался класс начальной школы. Помню, что первым уроком у нас была математика. Первый преподаватель из москвичей — Андрей Иванович Москалёв. Он познакомил нас с техникумом. Доходчиво рассказал о специальности техника–технолога, о том, чем будут заниматься выпускники на производстве автомоторов, о перспективах, которые нас ожидают как младших командиров производства. Чрчение преподавал Иван Капитонович Наливайко. Он был первым директором МАМТа. Жена его, Елена Николаевна, преподавала русский язык и литературу. Историю читал Александр Алексеевич Хряшков, технологию металлов вёл Николай Михайлович Никифоров, физику — Арон Хацкелевич Гутентог, механику — Владимир Иванович Сосницкий. Все эти преподаватели приехали из Москвы, вместе с имуществом столичного техникума. Имущество это, как нам тогда казалось, состояло из канцелярии и библиотеки, где были в основном учебники. Библиотека располагалась в доме № 53 по улице Октябрьской. Н первом курсе были сформированы четыре группы в среднем по 25 человек. Специальность — «Техник–технолог по холодной обработке металлов». В техникум была зачислена молодёжь, окончившая 7–8 классов средней школы. Из тех, кто имел образование 9–10 классов, были созданы две группы для ускоренного обучения, которые с каждым месяцем редели, так как старших по возрасту парней призывали в армию. Через несколько месяцев была сформирована ещё одна группа — № 7, уже по специальности «Техник–технолог инструментального производства». Первыми преподавателями спецдисциплин были инженеры завода, тогда ещё автомоторного — УралЗиС. Это Ю. В. Барановский, А. А. Рыскин, А. Н. Шепеляковский, С. А. Столова, С. И. Хорович, С. М. Рыскин, С. И. Фезельштейн, кандидат технических наук Н. И. Клепиков, В. П. Бобров, М. Н. Антонова. Ве они, молодые специалисты, приезжали с работы, проводили занятия со студентами и снова возвращались на завод. Рабочий день в военную пору длился двенадцать часов, не было ни выходных, ни отпусков. Трудно было нашим преподавателям, но они самоотверженно делились с нами теоретическими и практическими знаниями. Порой давали даже больший объём информации, чем требовалось по учебной программе. Например, В. И. Сосницкий проводил уроки по основам начертательной геометрии и высшей математике. Студенты изучали и сдавали зачёты по таким дисциплинам как «Военное дело», «Сельскохозяйственное производство», «ПВХО и противопожарное дело». Всной 1942 года из всех трёх зданий техникума нас переселили в один дом — двухэтажное здание школы по ул. Ф. Горелова, на берегу реки Миасс, возле колхозного рынка. Там техникум существовал до весны 1944 года. Учиться было трудно. Холодно, голодно. В аудиториях замерзали чернила. Студенты грели чернильницы за пазухой, в карманах. От недоедания у ребят случались голодные обмороки. Постоянные субботники по расчистке дорог, на строительстве завода. Мы копали землю, разгружали вагоны, возили дрова из леса. Лтом вместо каникул практика — работа на заводе, на станках. Заготовка торфа, дров. А ещё участие в уборочных сельхозработах. Приходилось нелегко. И всё же желание учиться было сильнее невзгод. Перемены начались осенью 1943 года, когда была открыта студенческая столовая. Нам стали выдавать спецталоны на дополнительное питание. Тарелка овсяной каши с кусочками омлета из яичного порошка. Это были продукты, полученные нашей страной в рамках американской помощи. Основной паёк состоял из 500 граммов хлеба в день, по карточке. Вначале 1944 года в городе стали освобождаться здания, занятые в начале войны военными училищами, эвакуированными к нам из Москвы и с Украины. Один семестр мы учились в Симоновском особняке. Летом 1944 года отремонтировали трёхэтажное здание по улице Пушкина, 57, где автотехникум существовал долгие годы. Последнюю военную зиму мы так же страдали от холода. Котельную топили плохо. Топливом служил непросушенный торф или сырые дрова. Одно время в аудиториях даже сооружали печи и выводили железные трубы в окно. Првый выпуск техников–технологов состоялся летом 1944 года. В техникуме осталось так мало учащихся, что группы были объединены. Из первых двух групп его окончили около двадцати человек. Причём на рабочие места на заводе наши выпускники были оформлены за несколько месяцев до защиты дипломов. Трудились технологами, конструкторами по технологической оснастке, писали дипломные проекты. Наш выпуск был третьим. В группе техников–технологов инструментального производства к защите дипломных проектов осталось тринадцать человек, из них лишь трое парней. Вянваре 1946 года мы защитили дипломные работы. Я получил диплом с порядковым номером 50. К тому времени все приезжие преподаватели вернулись в Москву. Появились новые преподаватели, новый директор. Наши дипломы подписывал К. Н. Федорук. Председателем государственной экзаменационной комиссии на защите дипломных проектов был Г. С. Хламов. На дипломе стояла подпись и главного инженера завода А. К. Воробья. На заводе нас ждали. Ещё во время прохождения преддипломной практики, при выполнении дипломного проекта, нас знакомили с возможным местом работы. Даже предоставлялся выбор. Поэтому каждый выпускник находил себе работу по душе, по способностям. Ме запомнилась дата — 6 апреля 1946 года. В этот день меня приняли на работу на автозавод, в конструкторское бюро по проектированию инструмента технологического отдела, которым руководил Альберт Аронович Рыскин. Из нашей группы № 7 в Миассе сейчас живут шесть человек. Все они — ветераны Уральского автомобильного завода.
А. ТЕРСКИЙ,
выпускник автомеханического техникума 1946 года, краевед. |
назад |