свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 128 Уральский автомобиль Четверг, 30 ноября 2006 г.

Виктор КОРМАН: «Цель АЗ «Урал» — увеличение объёмов в три раза»

   Сгодня, тридцатого ноября, градообразующее предприятие Миасса, автомобильный завод «Урал», отмечает 65–ю годовщину со дня своего образования. 65 лет прошло с момента, когда увидело свет решение Государственного Комитета Обороны СССР об эвакуации цехов из Москвы в Миасс, где в чистом поле, за считанные месяцы, вырос завод, имя которого сегодня известно во всём мире.

   Вканун юбилея мы побеседовали с директором дивизиона «Грузовые автомобили» «Группы ГАЗ», генеральным директором АЗ «Урал» Виктором Корманом. О заводе, его перспективах и будущем.

   На «Уралы» — настоящий бум

   — Виктор Христофорович, как вы оцениваете работу автомобильного завода «Урал» сегодня?

   — Оценку могу дать однозначную. Сегодня автомобильный завод «Урал» работает стабильно, уверенно набирая обороты. Времена кризиса остались позади, и сегодня многие уже забыли о том, что к осени 2003 года, когда мне было предложено возглавить автозавод, предприятие генерировало убытки, которые достигли серьёзных размеров. Таково уж свойство памяти: плохое быстро забывается — особенно на положительном фоне.

   Тетий год подряд автозавод увеличивает объёмы производства и продаж, у него хорошая динамика развития. Всё это говорит о том, что успех не случаен, что для его достижения пришлось хорошо, системно поработать по всем направлениям.

   Смый главный оценщик нашей деятельности — это потребитель. Три года назад на складе готовой продукции стояло столько грузовиков, что можно было бы три–четыре месяца их не выпускать, а завод на это время — распустить. Мы же пошли по пути постепенного снижения остатков, и результат этой работы сегодня хорошо виден. В нынешнем году — настоящий бум спроса на автомобили «Урал». Объёмы производства и реализации выросли на треть, ежедневный темп сборки неоднократно в течение года увеличивался и сегодня достиг 46 грузовиков в смену. И, как результат, по итогам 2006 года мы продемонстрируем рекордные за последние десять лет рыночные показатели.

   — Некоторые аналитики, недружелюбно, скажем так, настроенные к российскому автопрому, заявляют, что в ближайшее время отечественных производителей ждут нелёгкие времена, и, мол, кризис не за горами…

   — Уверен, они заблуждаются. Сегодня на рынке нет ярко выраженных симптомов кризиса, позволяющих говорить о падении спроса на грузовики «Урал». Во–первых, в последние годы автомобильный завод «Урал» укрепил свои позиции во всех силовых министерствах и ведомствах. Российская армия сегодня активно перевооружается, год от года увеличивая закупку новой техники. Если сравнивать с 2004 годом, то автозавод «Урал» увеличил поставки Минобороны России в десять раз. Во–вторых, в гражданских секторах экономики, у нефтяников, газовиков, в лесном хозяйстве сегодня работает профессиональный менеджмент, который хорошо понимает и осознаёт конкурентные преимущества отечественной автомобильной техники перед иностранной. Потребитель пошёл грамотный, знающий, что суть дела не в рекламном «гламуре», а в реальных потребительских свойствах и способности работать в любых климатических условиях — здесь и сейчас. Конечно, сегодня на российском рынке есть узкие сегменты, где отечественные производители уступили лидерство. Но, уверен, там мы ещё не сказали своего последнего слова. В–третьих, как известно, автомобильный завод «Урал» приступил к освоению новой для себя ниши дорожных грузовиков. Самосвал с колёсной формулой 6х4 сегодня реальность, спрос на этот грузовик по–прежнему превышает предложение. Следом за ним на главном конвейере стал выпускаться седельный тягач. И это — только первые шаги, поскольку программа развития дорожной гаммы АЗ «Урал» расписана до 2011 года.

   Мы внимательно следим за мировыми тенденциями

   — То есть вы уверены, что автомобильный завод «Урал» не сдаст своих рыночных позиций…

   — Не только не сдаст. Уверен, что к 2016 году нам по силам увеличить объём производства в натуральном выражении в три раза.

   — Амбициозная цель…

   — Амбициозная, но вполне реализуемая. Если вы помните, автозавод намеревался удвоить объёмы производства к 2010 году в соответствии с задачей, поставленной Президентом России. Однако, сделав первые шаги, поняли, что можно и нужно ставить перед собой более сложные задачи. Потому что уверен: чем выше поставлена цель, тем значительней будет результат.

   Коме того, не следует забывать, что в стратегии дивизиона «Грузовые автомобили», куда входит автомобильный завод «Урал», есть целая линейка грузовиков полной массой от восьми до 40 тонн, от развозного автомобиля до больших тяжёлых грузовиков. Значит, будем расширять гамму выпускаемой техники.

   М внимательно следим за тенденциями в мировом автопроме. Осенью с этой целью побывали на самой крупной выставке грузовиков в Европе — в Ганновере, где были продемонстрированы как серийные автомобили, так и концепт–кары. Одна только экспозиция фирмы «MAN» произвела на меня неизгладимое впечатление, поскольку в ней были отражены основные тенденции в области грузовиков среднего и тяжёлого класса.

   Коме того, выставка оказалась полезной с точки зрения установления новых контактов. Так, в Ганновере были проведены переговоры с рядом ведущих мировых фирм в области автокомпонентов: «Knorr–Bremse», «Raba», «George Fisher», «ZF» и т. д.

   Дорожники превзошли ожидания

   — Большое значение для увеличения объёмов производства будет играть проект «Дорожные автомобили». А ведь ещё несколько лет назад намерение войти в нишу дорожных грузовиков считали авантюрным решением…

   — Думаю, своими действиями мы смогли доказать обратное. Достигнуть сегодняшних результатов помогла консолидация усилий всех работников автозавода, задействованных в проекте. Ведь, как ни относись к проекту, а факты — вещь упрямая. И они говорят о том, что дорожные грузовики «Урал» прошли путь от компьютерного макета к серийному производству в рекордно короткие сроки, попутно собрав множество престижных призов на крупнейших международных выставках.

   Сажу больше. Успех дорожных грузовиков на рынке стал приятной неожиданностью и для управляющей компании «Группы ГАЗ». Неслучайно в одном из недавних интервью председатель правления «Группы ГАЗ» Эрик Эберхардсон отметил, что грузовики в итоге получились лучше, чем ожидалось. Недаром сегодня на первый план выходит задача по наращиванию производственных мощностей, в результате чего впервые за последние годы на автозавод поступает новое, современное импортное оборудование.

   — Значит, будущее автозавода — за дорожными грузовиками?

   — Я бы не стал делать таких категоричных заявлений. Идеальный вариант — это гармоничное развитие и дорожников, и внедорожников, ведь без должных вложений нам будет трудно удержать традиционные рынки сбыта. Но то, что технические решения, применённые сегодня на дорожных грузовиках, лягут в основу будущих внедорожников — неоспоримый факт.

   Мексиканский прорыв и гватемальский наркоконтроль

   — Как у предприятия обстоят дела на внешнем рынке?

   — Могу оценить работу на внешнем рынке как стабильную. Позиции в ряде стран сегодня серьёзно укреплены. Приведу конкретный пример. Автомобильный завод «Урал» поставил более 70 грузовиков военно–морскому флоту Мексики. Потребитель, идя на этот шаг, осторожничал, взвешивал все «за» и «против». В результате же, кроме исполнения своих прямых обязанностей, автомобили «Урал» приняли участие в ликвидации последствий смертельных ураганов в Индокитае, Мексике и даже США. И пришло признание! Год назад автомобиль «Урал» стал первым иностранным грузовиком, принявшим участие в традиционном параде, посвящённом Дню независимости Мексики. А в нынешнем году на этом мероприятии из 90 единиц техники шестьдесят были «Уралы».

   — Похоже, к латиноамериканскому рынку сбыта автозавод «Урал» вообще присматривается пристально. Недавно были на выставке на Кубе, затем поставка опытного автомобиля в Гватемалу…

   — На кубинскую выставку мы отправились в составе российской делегации, которую возглавлял премьер–министр России Михаил Фрадков. Тогда же было принято решение о выделении Кубе кредита на сумму более 300 миллионов долларов, и часть этих средств будет направлена на модернизацию и ремонт автомобильной техники. В этой стране сегодня, по нашим оценкам, работает около пяти тысяч автомобилей «Урал», поставленных ещё во времена Советского Союза.

   Кбинское министерство транспорта высоко оценивает технические возможности этих машин, несмотря на то, что часть грузовиков оборудована ещё бензиновыми силовыми агрегатами. И мы договорились переоснастить автомобили современными дизельными двигателями, в связи с чем на Кубу отправится группа заводских специалистов, которая изучит ситуацию на месте. Тем более что с просьбой о сотрудничестве с кубинцами в этом направлении к нам обратился лично Михаил Фрадков.

   — Как автомобиль «Урал», представленный на кубинской выставке, оказался в Гватемале?

   — Представители внутренних войск Гватемалы внимательно изучили опыт эксплуатации «Уралов» в Мексике и решили приобрести грузовик, чтобы познакомиться с ним более детально. Думаю, что в 2007 году это государство приобретёт первую партию миасских грузовиков, которые будут использоваться в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

   Реструктуризация бизнеса — это благо

   — На протяжении последних лет на автомобильном заводе «Урал» практически постоянно ведутся процессы реструктуризации. Какова их конечная цель?

   — Цель любой реструктуризации — это достижение максимальной эффективности. В силу ряда обстоятельств к этим процессам отношение несколько настороженное. Хотя совершенно очевидно, что реструктуризация для бизнеса — большое благо, поскольку компания, занимающаяся поиском наиболее эффективной экономической и производственной модели, не стоит на месте, развивается. И этот процесс должен быть постоянным, иначе — застой, вытеснение с рынка, потеря лидерства.

   Безусловно, в 2007 году производственный процесс автомобильного завода «Урал» будет меняться, корректироваться. Одни подразделения будут объединяться, другие перейдут на условно–самостоятельную работу, у третьих изменится логистика. Реструктуризация — сложный путь, но идти по нему жизненно важно и необходимо.

   — Реструктуризация автозавода «Урал» сегодня — это следствие внедрения новой производственной системы?

   — Совершенно верно. Сегодня новая производственная система является источником для изменений и улучшений в заводской структуре. Неоднократно говорил и повторю ещё раз, что «бережливое производство» — это система здравого смысла, позволяющая обратить внимание на то, чего мы не замечали, и наконец–то сделать то, до чего в погоне за «штуками» элементарно не доходили руки. Главная наша задача на сегодняшний день — как можно активней задействовать в этих процессах персонал. В настоящий момент принципами «бережливого производства» хорошо овладели менеджеры, однако работники на местах зачастую этой информацией просто не владеют. Это — большое, сложное направление, которое нам предстоит осваивать. Вряд ли процесс будет быстрым, но без понимания на каждом рабочем месте сути перемен вряд ли можно рассчитывать на серьёзный долгосрочный эффект.

   — Наша беседа идёт в канун 65–летнего юбилея АЗ «Урал». Что пожелаете автозаводчанам в честь праздника?

   — Пожелания будут традиционными: здоровья, счастья, благополучия. Хочу поблагодарить всех: ветеранов, сегодняшних работников — за отличный труд! Уверен, что следующий год, как и предыдущие три, пройдёт под маркой «Урала». Нам предстоит большая, трудная и интересная работа. Рассчитываю на вашу поддержку, автозаводцы!

   Спраздником вас, с днём 65–летия Уральского автомобильного завода!



назад


Яндекс.Метрика