свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 117 | Вторник, 31 октября 2006 г. | |
«Бережливое производство». Управляя, влиять на ситуацию Кк уже сообщалось в «Уральском автомобиле», 26 октября 2006 года в конференц–зале старого заводоуправления работал управляющий комитет «Группы ГАЗ», взявший на себя функцию руководства процессом внедрения на предприятиях новой производственной системы, основанной на принципах «бережливого производства». Вработе управляющего комитета приняли участие председатель правления «Группы ГАЗ» Эрик Эберхардсон, советник заместителя председателя правления «Группы ГАЗ» Сергей Авдеев, директор дивизиона «Грузовые автомобили» — генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман, а также руководители дивизионов «Двигатели», «Спецтехника», «Автобусы», представители Ярославского завода дизельной аппаратуры, «Тверского экскаватора», руководители дирекций по организации производственной системы на предприятиях «Группы ГАЗ», топ–менеджеры АЗ «Урал», главные специалисты по РПС АЗ «Урал». УК — не простой звук В«Группе ГАЗ» насчитывается несколько десятков машиностроительных заводов, расположенных в таких крупных городах как Нижний Новгород, Ярославль, Тверь, Челябинск, Арзамас, Барнаул, Курган, Саранск… Но управляющий комитет холдинга был проведён в небольшом по размерам Миассе. И всё потому, что АЗ «Урал» является одним из лидеров по развёртыванию «бережливого производства» среди предприятий «Группы ГАЗ». Новая производственная система здесь внедряется более двух лет. Есть успехи. И немалые. К нам приезжают делегации из других предприятий, чтобы перенять накопленный опыт. Как говорится, учимся сами, учим других. Чть более года назад, в сентябре 2005 года, в структуре АЗ «Урал» был создан управляющий комитет во главе с генеральным директором Виктором Корманом, взявший под свой постоянный контроль весь многогранный, далеко не простой процесс полномасштабного и качественного внедрения «бережливого производства» на градообразующем предприятии Миасса. С той поры прошли заседания четырёх заводских управляющих комитетов, одного — дивизиона «Грузовые автомобили». И вот встреча специалистов на ещё более высоком уровне — «Группы ГАЗ». Повестка дня включала в себя достаточно большой объём рассматриваемых вопросов. Открывая на правах хозяина производственной площадки работу управляющего комитета, директор дивизиона «Грузовые автомобили» — генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман предложил всем участникам работать организованно, чётко, чтобы качественно и в срок выполнить всё намеченное. Кучастникам управляющего комитета обратился председатель правления «Группы ГАЗ» Эрик Эберхардсон, предложивший представителям предприятий более детально обменяться опытом по «бережливому производству», спорить, вносить предложения, ведь только вместе можно найти верное решение. При этом Эрик Эберхардсон подчеркнул, что внедрение «бережливого производства» сегодня является одним из главных приоритетов «Группы ГАЗ». — Мы просто обязаны использовать все преимущества новой производственной системы для того, чтобы быстрее и лучше развиваться. Именно вместе, а не по отдельности. Ипризыв был услышан. Не более десяти минут на доклад. Разговор только по сути предмета. Что уже сделано, на что необходимо обратить внимание в ближайшее время. Как дела, АЗ «Урал»? Пскольку управляющий комитет «Группы ГАЗ» проходил на АЗ «Урал», то речь в основном пошла о результатах деятельности в этом направлении на нашем автозаводе. Сдокладом о ходе развёртывания производственной системы на АЗ «Урал» выступил заместитель директора по РПС Анатолий Феськов. Н перед началом своего выступления Анатолий Александрович предоставил возможность всем собравшимся ознакомиться с видеозаписью приветствия консультанта Кайдзен–Института (Швейцария) Раду Деметреску, с которым он обратился к управляющему комитету. Мого раз бывавший на АЗ «Урал» и ставший уже настоящим куратором нашего предприятия на пути внедрения «бережливого производства», Раду Деметреску отметил огромный объём работы, проделанной АЗ «Урал» по развитию новой производственной системы, пожелал управляющему комитету успешной и плодотворной работы. Кк же выглядят результаты деятельности автозавода по развитию производственной системы? В 2003 году на предприятии приступили к внедрению новой производственной системы, сразу вслед за ОАО «ГАЗ». С 2005 года автозаводу стали помогать специалисты Кайдзен–Института. Сегодня на заводе освоено 12 основных инструментов «бережливого производства», которые позволяют реально снижать затраты, избавляться от незавершённого производства, увеличивать получаемую прибыль, успешно укреплять бизнес, улучшать качество производимой продукции. Этим инструментам обучено более 2,5 тысячи работников предприятия, что позволило добиться экономического эффекта более чем в 20 миллионов рублей. Ситуация на АЗ «Урал» складывается таким образом, что к октябрю 2006 года практически вся производственная площадка предприятия охвачена всеми известными инструментами «бережливого производства». При этом основной упор делается на развёртывание такого базового инструмента, как 5S. Сегодня большая часть заводских производственных и офисных площадей охвачена практикумами по 5S. Вдокладе заместителя директора по РПС АЗ «Урал» Анатолия Феськова назывались и другие показательные цифры. К октябрю нынешнего года автозаводцами подано более семи тысяч предложений, из них реализовано более пяти тысяч. Проведённые мероприятия позволили добиться успехов в достижении основных идеалов новой производственной системы: в пять раз снизить количество несчастных случаев, почти в два раза уменьшить уровень дефектности на единицу продукции, из квартала в квартал снижать показатели по себестоимости производимой продукции, по окончании 2006 года ожидается повышение выработки на одного работающего до 35 процентов. Исамое главное. Внедрение основных принципов и инструментов «бережливого производства» позволило АЗ «Урал», несмотря ни на что, не повышать цену на выпускаемые автомобили, а также высвободить средства для производства нового продукта — машин дорожной гаммы. Гавный специалист ДРПС АЗ «Урал» по дирекции по закупкам Владимир Ощепков на управляющем комитете «Группы ГАЗ» отчитался о достигнутых результатах в ходе практикума «Взаимодействие с поставщиком». Газета «Уральский автомобиль» в мае 2006 года подробно рассказывала об этом практикуме, который проводился на площадке сдаточного цеха АСП. Напомним только несколько фактов. В 2005 году на АЗ «Урал» было выявлено и устранено 175 видов дефектов силового агрегата производства ЯМЗ. Проведённый практикум по инструменту «Взаимодействие с поставщиком» позволил сократить время простоя собранного автомобиля по причине дефекта двигателя с 9 до 1,5 часа, дефектность силового агрегата ЯМЗ снизилась с 19 до 12,5 процента, 53 вида дефекта двигателя поставщик уже устранил. Сегодня есть возможность приступить к реализации второго этапа практикума «Взаимодействие с поставщиком» на территории ЯМЗ. Тма доклада управляющего агрегатным производством АЗ «Урал» Николая Крайнова касалась работы, проделанной на потоке «мосты». В марте 2006 года перед производством была поставлена задача добиться оптимизации потока. Для этого следовало решить нескольких непростых задач — снижение уровней затрат и незавершённого производства, сокращение транспортных расходов и времени выполнения заказа. И чтобы достичь успеха, агрегатчикам необходимо было добиться следующего. Обеспечить непрерывное движение потока ценности, организовать вытягивание на потоке мостов, создать постоянный контроль показателей потока. Начали с того, что кайдзен–команда провела VSM–анализ потока мостов, составила карту потока создания ценности, определила проблемы, которые встречались на различных стадиях в агрегатном, автосборочном производствах и других подразделениях завода. Уалось добиться следующего. Когда–то в АСП запас тележек мостов составлял два часа, теперь здесь действует поток единичных изделий, собранная тележка сразу же поступает на главную сборочную ленту. На участке окраски мостов при оптимизации работы отказались от услуг одного мостовоза, внедрили систему визуализации и штрих–кодирования мостов, настроили движение конвейера под такт главной сборочной ленты завода. В агрегатном производстве запустили пилотные проекты по фиксированию закладки мостов и редукторов, ввели штрих–кодирование на сборке мостов. Далее. Провели перепланировку участка сборки редуктора с реконструкцией подкрановых путей. Это дало возможность сократить перемещения операторов за смену. Изготовили тележки, с помощью которых транспортировщики подают детали. Открыли экспедиционный склад на линии сборки редуктора, что позволило сэкономить 58 минут за смену на транспортировке деталей. Вся проделанная работа способствовала выравниванию потока «мосты». Что есть, что будет Дректор дивизиона «Грузовые автомобили» — генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман изложил на управляющем комитете «Группы ГАЗ» своё видение дальнейшего развития новой производственной системы на миасском градообразующем предприятии. Да, автозавод многого добился на пути внедрения «бережливого производства». Но, как говорится, совершенству нет предела. Опираясь на достигнутые результаты, предприятие будет двигаться всё дальше и дальше, без устали осваивая новую производственную систему. Важность начатой работы возрастает с каждым днём. Виктор Христофорович отметил актуальность вопросов, внесённых в повестку работы управляющего комитета. Уже освоенные АЗ «Урал» инструменты в деятельности кайдзен позволяют добиваться впечатляющих успехов, но останавливаться на достигнутом никто не собирается. Всегда полезно оглянуться на пройденный путь, чтобы поставить новые цели и задачи, продолжая распутывать клубок проблем, которые день ото дня подбрасывает жизнь. Иак, что же в планах АЗ «Урал»? Главная цель любой компании заключается в повышении прибыльности, которая приходит, когда есть разработанная продуктовая стратегия, растут объёмы производства, снижаются затраты, поднимаются качество продукции и производительность труда. Исходя из продуктовой стратегии к 2011 году АЗ «Урал» должен по сравнению с 2006 годом в два раза увеличить объёмы производства. Если говорить о «бережливом производстве», то АЗ «Урал» ещё в 2005 году преодолел фазу «смена мышления», построил фундамент системы TPS, завершил период демонстрационных практикумов. Нынешняя фаза имеет такое название — «структуризация и развёртывание». До 2009 года заводу предстоит преодолеть ещё три фазы. Как уже неоднократно заявлялось, самая главная цель АЗ «Урал» заключается в том, чтобы стать компанией мирового класса. Задача очень амбициозная, но выполнимая. В этом убеждают и первые успехи. В каком же ключе строится новая стратегия автозавода? Если в первой фазе производственная система внедрялась по принципу ячейки, то теперь завод переходит к тактике быстрых поступательных шагов. Так, поэтапно, двигаться вперёд, стремясь, после развёртывания базовых инструментов «бережливого производства», к совершенствованию потоков создания ценности. Пследующий этап состоит в реорганизации всего бизнеса путём перехода к бизнес–единицам. Сегодня 5S развёрнут на 30 процентах всех производственных площадей АЗ «Урал», в ближайшее время этот инструмент будет внедрён повсюду. Будет стандартизировано в последующие два года 80 процентов рабочих мест. На заводе определены основные потоки, по которым будет совершенствоваться работа. Мосты, рулевое управление, кабина, рама, платформа, покупные изделия… Первый руководитель дивизиона «Грузовые автомобили» и АЗ «Урал» подчеркнул, что непременным условием для успеха является вовлечение всего персонала, прежде всего линейного, в деятельность кайдзен. Топ–менеджмент завода, руководители уровня начальников цехов уже осознали важность «бережливого производства», а вот начальники участков, мастера, бригадиры ещё остаются как бы в стороне от новой производственной системы. Выход один — всем учиться. Для этого сейчас осваивается новый инструмент «бережливого производства» — Гемба–Канри. Девизом завода должны стать такие слова: «Не стратегии устраняют потери. Потери устраняют люди, работающие на производстве». Там, где создаётся ценность Вдень работы управляющего комитета «Группы ГАЗ» на ленте главного конвейера автозавода шла сборка очередных 47 «Уралов». Конечно, гости из «Группы ГАЗ» не могли не побывать на производственных участках АЗ «Урал», входящих в поток «мосты», там, где возникают и решаются проблемы, создаётся ценность. Члены управляющего комитета «Группы ГАЗ» и приглашённые познакомились в АСП с новой системой планирования производства автомобилей — «жёсткая закладка». О том, как она действует, рассказал главный логист УЛПП Александр Пшеничников. Большие перемены произошли и на участке сборки тележек мостов. И это благодаря методу синхронизации потока создания ценности на потоке «мосты». Сократилось время цикла, значительно снизились запасы. Когда–то весь участок был забит тележками заднего и среднего мостов, запаса узлов хватало на две смены работы. Прошедшие здесь практикумы по 5S и потоку способствовали наведению порядка. В два раза уменьшился участок, появился экспедиционный склад, отлаженный поток единичных изделий позволяет только что изготовленную тележку сразу доставлять на ленту главного конвейера. Псле АСП работа управляющего комитета «Группы ГАЗ» продолжилась в агрегатном корпусе. Управляющая окрасочным производством Людмила Кесаева ввела гостей в курс перемен, произошедших на участке окраски мостов. Снизились затраты и незавершённое производство, значительно уменьшилось время ожидания и прохождения мостов на окраске. Существенные перемены произошли на линии сборки мостов. Например, теперь здесь работает система штрих–кодирования, которая исключает возможность перепутать мосты (их около 90 модификаций), позволяет вносить данные в компьютер. Несомненным успехом является тот факт, что на участке сборки мостов удалось встроить в поток инструмент «бережливого производства» — автокачество. Благодаря ему дефектность мостов сократилась с 16 до трёх процентов. В каких–то двадцати метрах от конвейера сборки мостов нынче располагается участок сборки редуктора. Использованные инструменты «бережливого производства» позволили и тут синхронизировать поток создания ценности. О том, что было сделано, рассказал начальник цеха редукторов Александр Тозиков. Самое главное в том, что удалось снизить потери времени на сборку редуктора. Н площадке вблизи экспериментально–исследовательского производства вниманию гостей из «Группы ГАЗ» была представлена выставка новых образцов модельного ряда автомобилей семейства «Урал». Вахтовые автобусы, грузовики, седельные тягачи, автомобили пожарные и военные. Вездеходы и дорожники. Всего двенадцать «Уралов». Мимо каждого из них нельзя было равнодушно пройти, но два автомобиля выделялись особо. Это созданный по заказу военных пятиосный «Урал–592361» с колёсной формулой 10х10. И пожарный автомобиль с кабиной «Р», способный вмещать расчёт из шести человек. Закомство с инновационной политикой АЗ «Урал» продолжилось и в экспериментальном цехе, где прошла презентация мостов к дорожникам тандема совместного производства. Пока мосты к автомобилям дорожной гаммы завод покупает, но не за горами тот день, когда АЗ «Урал» вместе с Канашским автоагрегатным заводом будет сам их изготавливать. Долю АЗ «Урал» в этом тандеме составит кожух и картер моста, элементы крепления, полуоси… Взавершении повестки дня члены управляющего комитета обменялись мнениями, обсудили проект решения, утвердили мероприятия. Финансовый директор АЗ «Урал» Сергей Смецкой рассказал о концепции перехода к управлению бизнесом посредством потока создания ценности. Состоялась также презентация нового для нашего предприятия инструмента производственной системы Гемба Канри — организация управления производственной ячейкой, подготовленная группой специалистов дирекции по персоналу АЗ «Урал». В время одного из перерывов в работе управляющего комитета «Группы ГАЗ» интервью корреспондентам «Экран–ТВ» и «Уральского автомобиля» дали председатель правления «Группы ГАЗ» Эрик Эберхардсон и директор дивизиона «Грузовые автомобили» — генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман. Эрик Эберхардсон: — Степень развёртывания «бережливого производства» оцениваю достаточно высоко с точки зрения вовлечения людей, которые занимаются этим процессом. Я думаю, что на «Урале» есть приличные успехи, которые ощущаются в компании. Этот процесс и дальше будет динамично развиваться. Через года два вы все увидите очень серьёзные результаты. То, что происходит сегодня, — это обмен опытом между заводами «Группы ГАЗ». Преимущества холдинга заключаются в том, что мы можем перенимать опыт друг у друга. Успехи одного предприятия могут иметь продолжение в других. Речь идёт не только о производственной системе. Недавно правление «Группы ГАЗ» приняло решение о создании Объединённого инженерного центра. И через этот центр передовой опыт, скажем, накопленный «Уралом», можно будет распространять на другие заводы, в свою очередь и «Урал» что–то возьмёт у других. — Значит ли это, что АЗ «Урал» включён в линейку интересов «Группы ГАЗ» и здесь будут внедряться новые технологии? — Конечно. Есть новая стратегия, которая предполагает достаточно серьёзные инвестиции в перспективную продукцию. Не останутся без внимания вопросы снабжения, реструктуризации, технологии, сбыта. Всё это делается для того, чтобы при растущей на рынке автомобилей конкуренции АЗ «Урал» продолжал развиваться, приближаясь к компаниям мирового уровня. — Как вы оцениваете новый продукт АЗ «Урал» — дорожный автомобиль? — Новый дорожный автомобиль, созданный «Уралом, по всем существенным показателям оказался даже лучше, чем ожидалось. Поэтому сегодня вопросы увеличения производственных мощностей завода стоят на первом месте. Чтобы успевать производить эти машины в связи с тем спросом, который возник после запуска проекта. Автомобили дорожной гаммы. В этом мы видим будущее «Урала». Дорожники из Миасса составят конкуренцию автомобилям КамАЗа и МАЗа. Автозавод «Урал» славится своим технологическим потенциалом. Значит, придёт успех. Виктор Корман: — Какие планы по дальнейшему развитию производственной системы намечаются в 2007 году? — Сегодня на заводе проводится заседание управляющего комитета «Группы ГАЗ», в ходе которого уже отмечались изменения в стратегии АЗ «Урал» по внедрению принципов «бережливого производства». Мы перешли от фазы развёртывания, стандартизации рабочих мест, то есть, от ячейки, на поточную систему внедрения. Мы продемонстрировали новый подход, стратегию «быстрых мелких» шагов. И на примере сбалансированного потока «мостов» показали управляющему комитету, что это путь повышения эффективности бизнеса, создающий потенциал для дальнейшего совершенствования технологии, качества, организации производства. Первые впечатления членов управляющего комитета «Группы ГАЗ» о нашей работе положительные. Думаю, что опыт АЗ «Урал» будет востребован. И не только в «Группе ГАЗ». Мы намерены самым серьёзным образом развернуть технологию внедрения «бережливого производства» по всем потокам автозавода «Урал».
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |