свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 118 Уральский автомобиль Суббота, 4 ноября 2006 г.

Там, где живёт наше прошлое

   Ннешний год в Челябинской области указом губернатора объявлен годом музеев. И к 18 ноября — дню рождения города и традиционным краеведческим чтениям — приурочено в городском краеведческом музее официальное открытие новой этнографической экспозиции.

   Хтя увидеть всё можно уже сейчас — особняк золотопромышленника Симонова открыт для всех желающих прикоснуться к прошлому своего города. И на пороге вас гостеприимно поприветствует знаменитый медведь с дубинкой — в прошлом году это косолапое творение искусного таксидермиста отпраздновало своё столетие, принимая подарки от ребятишек. Всё–таки не одно поколение малышей боязливо–восхищённо взирало на внушительных размеров чучело хозяина леса…

   Кк пояснила старший научный сотрудник и наш гид Алла Овчинникова, новая экспозиция отражает жизнь миасцев XIX века. И начинается она с юрты коренных жителей — башкир. Две женщины в национальной одежде за домашней работой — сбиванием масла и приготовлением еды (манекены выполнены художником национального музея Башкортостана Виктором Фадеевым), в окружении подлинных предметов быта. Их собирали в экспедициях в 70–е годы века двадцатого — женские наряды из домотканой материи с преобладанием красного цвета, домотканые же полотенца, вышивки, традиционная деревянная долблёная посуда, колыбель, подвешенная на пружине к потолку, пол, застланный коврами… И тут же на стендах — история жизни и творчества поэта Акмуллы, 175– летие со дня рождения которого праздновалось недавно.

   Соит зайти в соседний зал, и мы окажемся в цехе медеплавильного завода Иллариона Лугинина — сейчас можно сказать, что цех этот — литейный. Подлинных записей о внутреннем устройстве этого предприятия не сохранилось, и при создании диорамы руководствовались предположениями — как это могло быть. Двое мужчин у жаркой печи за не самой лёгкой работой. Причём печь — с так называемыми спецэффектами, которые очень любят дети, постоянные посетители: если выключить свет в зале, видно, что в печи горит «огонь».

   Ткой же эффект — искрящийся золотой самородок, изображает третья диорама, представляющая прииск и работу старателей. В те времена в Миасской долине было более двухсот приисков. Мужчине и женщине, похоже, подфартило. По словам Аллы Овчинниковой, была проблема с одеждой трудолюбивой супружеской пары — подлинных вещей позапрошлого века обна-

   ружить не удалось. Но зато представленный на переднем плане кусок деревянной трубы является частью настоящего водопровода Царёво–Александровского (Ленинского) прииска. И всё это на фоне картины, изображающей Миасс позапрошлого столетия.

   Вобще, о таких вещах рассказывать сложно — разве что для того, чтобы побудить наших земляков посмотреть на это своими глазами, составить своё представление о занятиях, культуре и быте предков. И пройтись по залам музея, посмотреть другие экспозиции — часы, посуду, пра–пра–дедушку наших утюгов рубель — ребристую доску для глажения полотенец и простыней, которую известный резчик по дереву Иван Дорофеев сделал для своей супруги. Сопроводив дарственной надписью: «Иоанн Маремьяне Матвеевне»… А ещё чернильницы и красивые литые письменные приборы, старые, пожелтевшие от времени газеты…

   Пактически все периоды жизни нашего города так или иначе отражены в экспозициях, которые постоянно меняются, по–новому вводя нас в прошлое. Сейчас, например, ведётся подготовка к созданию экспозиции «Улицы города» — предполагается оформить большой зал в виде улицы с бакалейными лавками, аптекой, магазинами…

   Нверное, стоит съездить в музей ещё и потому, что расположен он в очень живописном месте. Пруд, в водной глади которого отражаются деревья и дома, свежий утренний воздух, в котором в равной степени можно уловить нотки как ушедшего лета, так и наступающей зимы. Это было задолго до нас, это будет и после того, как нас уже не станет. Жизнь летит вперёд, но есть ценности вечные — наше прошлое, наша история, наши корни. Стремительный бег времени в полной степени ощущается в краеведческом музее.

   


Юлия КУШПИЛЬ



назад


Яндекс.Метрика