свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 109 | Четверг, 12 октября 2006 г. | |
Здесь музы царствуют Н знаю, как ваши, а мои отношения с музыкой складываются весьма своеобразно. Я её люблю — от попсы до классики — а вот она меня… Но всё равно я благодарна маме за две попытки отвести меня в музыкальную школу. Как и за наши совместные рыдания над чёрно–белыми клавишами в попытках отличить диез от бемоля и определить, когда какой… Так что неудивительно, что я по–доброму завидую девчонкам, выбегающим из ДШИ № 2 с пакетами нот — специальные папки, определяющие твою принадлежность к миру музыки, уже канули в прошлое. Кк и те времена, когда занятия музыкой в какой–то степени были отмечены налётом элитарности. Сейчас музыкальные инструмены осваивают самые обыкновенные дети. И в то же время они всё равно в чём–то особенные. Кгда я вошла в кабинет, он же класс, заместителя директора Татьяны Бондаренко, она как раз заканчивала урок с Машей Матвеевой — эту девочку несколько лет назад я запомнила по летнему лагерю ДК автомобилестроителей и конкурсу «Серебряные нотки», где она выступала как вокалистка и вошла в число победителей. Педагог и ученица играли в четыре руки, разбирая сложные места пьесы, а после Маша по моей просьбе исполнила «К Элизе». Это напомнило мне детство и подругу, которой оно упорно не давалось. По всему было видно, что Маша занимается с удовольствием и игрой на фортепиано, и вокалом — иначе не ездила бы почти каждый день из посёлка Мелентьевка на занятия в районы парка и вокзала (второе, новое, здание школы находится там). А мою теорию об «особенных детях» Татьяна Владимировна полностью подтвердила. — Мне кажется, что они более чуткие, лучше соображают и воспринимают всё, что их окружает, у них своё видение. Всё–таки постоянная работа пальцев влияет и на развитие мозга. Конечно, не сразу. Порой к нам приводят очень эмоционально закрытых детей, но постепенно они меняются. Сейчас наблюдается большой интерес к музыке среди старшеклассников, они с удовольствием осваивают эстрадные инструменты. И на безделье у них просто времени нет. Две школы, самостоятельные занятия… Вновое здание школа искусств № 2 переехала уже около двух лет назад. Несмотря не то, что оно пока остаётся не принятым специальной комиссией из–за технических недоделок. Педагогов это не остановило — здесь открылись несколько новых отделений, которые пользуются большой популярностью. Например, хореографическое — дети с шести–семи лет осваивают самый настоящий классический балет. А ещё художественное, здесь изучают всё, что связано с живописью. Ученики отделения общего эстетического развития несколько лет познают основы хореографии, рисования, музыки, а потом выявляются склонности ребёнка. Тогда он начинает полноценную учёбу на выбранном отделении. Есть и группа раннего эстетического развития для малышей от трёх лет, и театральное отделение. Век информационных технологий пришёл и сюда. На отделении компьютерной графики занимаются школьники — фанаты компьютеров. Ели говорить о направлении именно музыкальном, то самым популярным инструментом традиционно является фортепиано. А вот к народным инструментам интерес у ребят просыпается постепенно. Все группы заполнены. Вообще, желающих очень много, но законы лицензирования не позволяют набирать в школу более шестисот учеников. Те, кто не попал в «бюджетный» набор, учатся на коммерческой основе. По крайней мере до тех пор, пока не появится возможность перевести способного ребёнка — если вдруг кто–то бросит занятия. Отбор детей проводится не по принципу «взять или не взять», а, скорее — на какое именно отделение принять. Самая высокая родительская плата за учёбу в «бюджетной» группе — сто шестьдесят рублей в месяц. Согласитесь, сумма невелика. В коммерческой — примерно пятьсот рублей. За последние два года около десяти учеников продолжили занятия музыкой в престижных учебных заведениях. Кнечно, далеко не каждый ребёнок станет профессиональным исполнителем или педагогом, но пользу это, несомненно, принесёт. — Родители стали понимать, насколько изучение искусства, любого, полезно для ума и души ребёнка. Плюс решаются проблемы детской и подростковой наркомании и алкоголизма. Ребёнок должен быть занят. А научить можно каждого, я в этом уверена. Например, наши группы раннего развития для этого и предназначены. Способности есть у каждого малыша, надо просто их раскрыть. Три–четыре года — самый подходящий возраст для начала этого процесса. И мы, вопреки расхожему мнению, никогда не откажем на том основании, что у ребёнка нет музыкального слуха — его можно развить. Если он слышит вообще, значит, всё нормально. Мы не отказываемся даже от детей с задержкой психического развития. Первоначально они, конечно, слабее, их уровень ниже, чем у обычных детей. Но постепенно они догоняют одноклассников, осваивают нашу программу. Им это даже полезнее и важнее. — Не знаю, откуда пошло выражение «музыка отбирает у ребёнка детство». Но, наверное, что–то дало ему право на существование? — Не соглашусь. Наоборот, она делает детство ярче, богаче, разнообразнее. Ребёнок приобретает опыт. Наши предметы открывают ему иную сторону мира, недоступную ТВ, где эстрада качеством не блещет. Вот, например, такой предмет как «слушание музыки». По названию можно предположить, что играет музыка, и все сидят как можно тише. Но здесь ребёнок узнаёт об инструментах не только тех, которые сам осваивает. Прослеживается связь музыки с другими видами искусства — живописью, допустим. Ведутся разговоры, идёт обмен мнениями. И детям это интересно. Иначе не учились бы многие на двух отделениях сразу — например, фортепиано и вокал, фортепиано и хореграфия, ИЗО и инструмент… Есть у нас девочка, которая занимается игрой на инструменте, танцами, английским языком и конным спортом. Нагрузка приличная, ничего не скажешь, но ей всё это — в удовольствие! Вэтом году юным музыкантам предстоят конкурсы ансамблей, пианистов, вокалистов и оркестров народных инструментов. В основном в них участвуют ученики старших классов. Кстати, год этот для школы юбилейный, 55 лет — дата солидная. И, как шутит директор Зоя Гаврилова, лишь бы на пенсию не отправили. Судя по всему такая перспектива школе не грозит. ДШИ № 2 активно обновляется, внедряя новинки. Празднично–поздравительные мероприятия прошли весной. Глава миасского округа Иван Бирюков выделил школе–юбиляру средства на покупку инструментов для нового эстрадного отделения. Причём в поле зрения школы искусств попадают не только дети и подростки. Есть идея организовать и обучение взрослых, желающих освоить инструменты. Это в основном родители юных музыкантов, те люди, кто по тем или иным причинам не учился музыке в детстве. Конечно, для этого потребуется приложить немало усилий, оформить и получить соответствующие разрешающие документы. Но педагоги считают, что дело того стоит. Планируется и расширить работу детской филармонии, привлечь в качестве зрителей учеников не только школы № 4, с которой школу искусств связывают давние дружеские отношения. — Очень бы мы хотели и возобновить связи с заводом, — говорит Зоя Анатольевна. — Всё–таки наше нынешнее здание у парка было построено благодаря усилиям Александра Рухадзе, который очень ценил значение школы. И мы об этом не забыли. Наши дети готовы выступать в цехах, приглашать заводчан на специально для них организованные концерты. Среди наших учеников большая часть — дети автозаводчан. И я считаю, что школа и завод должны дружить и тесно сотрудничать. Сейчас ищем контакт с руководителями. Шола живёт, радуется успехам своих учеников и надеется, что количество желающих прикоснуться к миру музыки со временем только увеличится.
Юлия КУШПИЛЬ
|
назад |