свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 107 Уральский автомобиль Суббота, 7 октября 2006 г.

К юбилею писателя. Художник пушкинской поры

   Кто знает будущего тайны?

   Ко знает о своей судьбе?

   Дла людей всегда случайны,

   Н будем мы верны себе!

   Пйдём, куда она укажет,

   Тк будем жить, как Бог велит!

   Срадать — когда страдать прикажет,

   Н философия нам щит!

   С Аксаков

   Вк нынешний и век минувший… Скорость XXI века и размеренное течение бытия эпох прошедших. Отдых и успокоение даёт погружение в мир классики. Неторопливое повествование семейных хроник, описание природы, лирика помогают восстановить душевное равновесие. В октябре исполнилось 215 лет со дня рождения Сергея Тимофеевича Аксакова, большого самобытного писателя, продолжателя реалистических традиций Пушкина и Гоголя.

   Нобычна его творческая судьба. Юность Аксакова протекала в первом десятилетии XIX века, когда в русской литературе были сильны традиции классицизма. В 20–е годы он выступает преимущественно в качестве театрального критика. Его короткие статьи и рецензии отличались остротой мысли.

   Аксаков начинает играть видную роль в театральной жизни Москвы, защищая творчество гениальных русских актёров Щепкина и Мочалова от покушений со стороны реакции. В середине 1827 года он получил назначение в Московский цензурный комитет. Но цензорская карьера закончилась для него печально.

   В1834 году выходит очерк Аксакова «Буран», в котором картина разбушевавшейся природы выписана с такой простотой и силой поэтической выразительности, как это умел делать до того в русской прозе один Пушкин.

   Взолотой фонд отечественной словесности вошли четыре книги писателя: «Записки об уженье рыбы» — 1848 год, «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» — 1852 год, «Семейная хроника и «Воспоминания» — 1856 год, «Детские годы Багрова–внука» — 1858год.

   В«Записках об уженье» описание различных видов рыб сочетается с глубоким проникновением в жизнь природы. «Записки ружейного охотника» в ещё большей степени, чем предшествующая книга, получили признание как крупное явление искусства. «Свежее и глубокое чувство природы. Степь. Мастерское описание», — восторженно отмечал в своей записной книжке П. А. Вяземский. Охотничьи книги Аксакова явились важным этапом в становлении его реалистического искусства. Поэтическое изображение природы расширило горизонты писателя и подготовило к художественному исследованию человека.

   Оширный замысел осуществился в трёх произведениях — «Степная хроника», «Детские годы Багрова–внука» и «Воспоминания». Эта своеобразная трилогия занимает центральное место в наследии Аксакова. Наиболее значительны в художественном отношении две первые части. В этих книгах раскрывается история трёх поколений семьи Багрова, то есть самого Аксакова. У него нет ни одного произведения, которое было бы основано на чистом вымысле. В этом своеобразие его таланта, или, как он сам говорил, его «авторская тайна».

   «Семейная хроника» написана на основе рассказов матери и отца, семейных преданий. В ней вырисовывается широкая панорама помещичьего быта. С симпатией изображает писатель и людей из народа — забитых, затравленных, но сохранивших свежесть и непосредственность своего чувства.

   Хдожественное мастерство Аксакова ярко проявляется в изображении человека. Речь идёт об умении проникать в самые сокровенные тайны человеческой души. Наиболее крупной удачей писателя является образ Степана Михайловича Багрова. По глубине и тонкости психологической разработки характера, по богатству общественного содержания он по праву должен быть назван одним из классических образов русской литературы.

   Рсцвет творчества Аксакова относится к 50–м годам XIX столетия. За трилогией последовали повесть «Наташа» и обширный цикл мемуаров. Аксаков чрезвычайно экономен в изобразительных средствах. В этом отношении его стилевая манера восходит к пушкинской. Эпическая объективность аксаковской манеры повествования сочетается с присущей этому писателю склонностью к лирическим отступлениям. В прозе Аксакова встретились как бы два потока, берущих своё начало из различных литературных родников — Пушкина и Гоголя.

   Пшкинская школа ощущается здесь в удивительной простоте и «обнажённости» художественной формы. А одна из главок первого отрывка «Семейной хроники» начинается прямо по–гоголевски: «Боже мой, как, я думаю, хороша тогда эта девственная, роскошная природа!.. Нет, ты уже не та теперь, не та, какою даже я и знал тебя — свежею, цветущею, неизмятою отовсюду набежавшим разнородным народонаселением! Ты не та, но всё ещё прекрасна, так же обширна, плодоносна и бесконечно разнообразна, Оренбургская губерния!..»

   Оним из важнейших элементов художественного мастерства Аксакова является его язык, который всегда сохраняет непосредственность и колоритность, гибкость и выразительность разговорной речи. Писатель тяготел к слову — ясному, точному, несущему максимальную смысловую нагрузку. Говоря о творчестве этого писателя, необходимо вспомнить, сказку «Аленький цветочек», всеми нами любимую. Должное место в наследии Аксакова занимают стихи. Это и лирические отступления, и элегии, и басни. «Никто из русских писателей не умеет описывать природу такими сильными, свежими красками, как Аксаков», — писал Гоголь.

   Млчит угрюмый бор… луч солнца догорает…

   Бродящий ветерок в листочках умирает…

   Сбезбрежной высоты

   Похлада снизошла на лоне темноты,

   Иночь таинственным покровом

   Кк тучей облекла природы наготу;

   Изапад потухал… с мерцанием багровым

   Безоблачных небес сливая красоту!

   Поизведения Аксакова воспитывают в читателе высокие моральные принципы, благородное стремление быть всегда искренним и правдивым, любознательным и честным, добрым и смелым. Высота нравственной позиции, с какой написаны эти произведения, свидетельствует о тех прочных узах, которыми они связаны с традициями русской классической литературы. Произведения Аксакова вы можете найти в центральной профсоюзной библиотеке и её заводских филиалах.

   


М. ШЕРСТНЕВА,

   библиотекарь заготовительного производства.



назад


Яндекс.Метрика