свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 105 | Вторник, 3 октября 2006 г. | |
Миасская автоледи, или «ГАЗель» — рода женского М, женщины, давно уже выражение «слабый пол» воспринимаем с изрядной долей иронии. А то и употребляем его по отношению к полу противоположному — если он, то есть его отдельные представители, этого заслужат. Ещё мы категорически не желаем возвращаться в традиционное «кухня, детская, церковь», завоевав себе иные сферы жизни и деятельности. Мы занимаемся общественной работой (Любовь Борисова, Раиса Морозова), руководим предприятиями (Елена Падучина), представлены во власти (Ирина Кутюхина, Александра Старостенко), а то и являлись президентами некоторых стран (Индира Ганди)… Очень мало видов деятельности, где женщина не могла бы проявить себя, — мы везде. Вот только маршрутное такси в нашем городе водит она одна — обаятельная Марина ЛИПОВЕЦКАЯ. Пичём относится к этому спокойно, не считая своё занятие чем–то необычным. Просто любит водить машину, хорошо чувствует себя за рулём. — Я здесь не была «первооткрывателем», до меня женщина водила маршрутку. Я начала где–то год назад, но до этого сидела за рулём грузовой «ГАЗели», потом ещё немного училась и сдала экзамены на категорию «D». — А почему вы выбрали для себя именно такой вид деятельности? Чем он вас привлёк? — Началось всё, наверное, с того, что я занималась чисто женским маленьким бизнесом, связанным с кондитерскими изделиями. Из–за больших транспортных расходов я приобрела грузовую «ГАЗель», наняла водителя, но мне было интересно водить машину самой. Решение взять в кредит маршрутную «ГАЗель» было продуманным, я поняла, что смогу, что это мне интересно. Мне нравится общаться с людьми, быть среди них, я совершенно не могу долго находиться одна. — Поначалу, наверное, пришлось столкнуться с серьёзными проблемами? Или вас сразу приняли за свою? — Как сказать. Первое время, когда пассажиры видели меня за рулём, могли просто выйти — «мы с женщиной не поедем». Меня очень обижала подобная дискриминация — я вожу машину не хуже мужчин, у меня есть опыт. Зато теперь многие, особенно женщины с детьми, предпочитают ездить именно со мной, знают моё расписание и поджидают меня на остановках. Вот это очень приятно. А водители маршруток… Ничего плохого сказать не могу, нестыковки в расписаниях — дело обычное и по большому счёту не повод для конфликта. На Восьмое марта они мне прекрасный букет подарили, многие просят, чтобы, проезжая мимо, я давала знак, что заметила их. Так что теперь я стараюсь каждому знакомому «бибикнуть», улыбнуться, рукой махнуть. Конечно, есть и такие, кому я не нравлюсь. Эти не слишком продвинутые личности считают, что женщине за рулём вообще делать нечего, будь она хоть семи пядей во лбу. — Всё равно, женщина в мужском коллективе не всегда чувствует себя уютно, особенно в конфликтных ситуациях. Ссоры, ненормативная лексика — многие считают, что это в вашей работе на каждом шагу… — Нет, такой лексикой я не пользуюсь, да и необходимости нет. Я по натуре человек не конфликтный, если что, мне и приличных слов хватит, чтобы объяснить кому–то, что он не прав. Но такое бывает редко. — Можете описать ваш типичный рабочий день? — Подъём в пять утра, утренние сборы, первый рейс. В рабочую перевозку народу много, передаёшь сдачу и билеты — «включаешься» моментально. В районе 12 часов еду домой — из техникума приходит старший сын Саша, мы вместе обедаем и снова разбегаемся на работу и учёбу. Два раза в день я прохожу обязательный медосмотр. Вечером, накануне передачи машины второму водителю, еду на мойку, где помогаю мыть мою маршрутку. Я люблю, чтобы было чисто — порой провожу в машине больше времени, чем дома, входят люди, и мне будет неудобно, если она не помыта. Два дня, пока я отдыхаю и занимаюсь домашними делами, людей возит Олег. Своему напарнику я могу доверять полностью, он как джентльмен берёт на себя все обязательные осмотры автомобиля, поездки за запчастями и в ремонтную мастерскую. Порой дома я оказываюсь после десяти вечера, уставшая, приятно, когда мои сыновья и чай нальют, и ужин разогреют… — Работа всё–таки мужская. Это не идёт вразрез с вашей женской природой, привычками, восприятием самой себя? — Это в смысле не стала ли я грубить людям и носить одежду исключительно в мужском стиле? Нет. Но я не совсем понимаю разделение на женскую и мужскую работу. Раньше, до революции, например, женщины сидели дома — считалось, что практически любая работа — мужское занятие. А сейчас работающая женщина — обыденность. Вообще, водить машину и не всякий мужчина сможет — для этого нужно особое чутьё, чувство автомобиля как части тебя. У кого–то это есть, а у кого–то нет, хоть заучись. Главное — это способности. И женщина, я уверена, сможет управлять самолётом, если обладает устойчивой психикой, крепкими нервами, хорошими знаниями и быстрой реакцией. И мужчина, который любит детей, понимает их, может быть воспитателем детского сада. Вопрос только в том, многие ли мужчины и женщины этого захотят, плюнув на стереотипы, и позволят ли им это. А что касается влияния на характер, то это тоже зависит от человека. Можно класть шпалы на железной дороге и оставаться при этом стопроцентной женщиной. Я вот, например, на «мужской» работе, но ведь с неё я возвращаюсь домой. Я хозяйка и мама, и вообще очень домашний человек — люблю готовить, разводить цветы, вязать. Пусть и знаю, что одного только дома мне в жизни будет мало. Да, я считаю, что женщины должны быть замужем, рожать детей. А работа — это тоже личное, будь у каждой женщины возможность сидеть дома, а не думать, как семью обеспечивать, не всякая бы согласилась. Работа — это ведь и способ узнавания самой себя, и общение, и раскрытие своих способностей, и познание мира. По крайней мере, в идеале должно быть так, а не «что мы будем есть, если я не буду приносить домой зарплату?» Я сочувствую тем, чьи отношения с работой так складываются. Потому что своё занятие очень люблю и считаю, что мне повезло, что я старалась в правильном направлении. Оновная часть беседы с Мариной состоялась у неё дома — она пригласила меня в гости. Эта женщина печёт очень вкусные пироги, и её цветы действительно впечатляют — такие не на каждом подоконнике увидишь. Марина посадила цветы даже у себя под балконом первого этажа — чтобы и во дворе было красиво — и регулярно пропалывает, содержит свой небольшой цветник в порядке на радость окружающим. Она сама себе вяжет оригинальные кофты и возит вязание с собой в маршрутке — а сейчас, в перерывах между рейсами, на конечных остановках она вяжет весёлую яркую банную мочалку. У Марины Липовецкой даже трёхшёрстная домашняя кошка очень оригинальная — полморды одного цвета, а полморды — другого. Н, наверное, впечатление было бы неполным без экскурсии в старую часть города на переднем сиденье Марининой маршрутки. Зябким утром она «поймала» меня на остановке, и мы поехали. После окончания рабочей перевозки народу было немного, чего не скажешь о транспорте на дорогах. Но Марина управлялась со своей маршруткой ловко, успевая не только смотреть на дорогу, но и замечать всё происходящее в салоне и на тротуарах. — Вот, видишь, женщина за рулём грузовой «ГАЗели? Она не так давно ездит, раньше очень неуверенно управляла, а теперь намного лучше. Главное — не бояться. Встарой части вдруг откуда–то сбоку вылетела «легковушка» и чуть было не вписалась в наш транспорт, как раз с той стороны, где сидела я. Марина среагировала моментально, резко повернула руль и практически чудом избежала столкновения. — Вот ведь идиот! — гневно вскрикнула она. — Совсем, что ли, правил дорожного движения не учил! Кто таких на дорогу выпускает! Испугалась? — Нет, не успела… Часто такое бывает? — Не очень, была у меня одна авария весной. Пьяный водитель — на ногах не стоял — въехал в «зад» моей маршрутки. Однозначно это была его вина, он грубо нарушил правила, но мне всё равно неприятно. Машина повреждена, настроение испорчено… Вобще в маршрутках я, как и многие миасцы, езжу часто. Просто еду до нужной остановки, и всё. Обычно еду. А тут всё было немного по–другому, моё внимание привлекала каждая мелочь — как одеты люди, какие вывески красуются на магазинах, и даже огромная рыжая собака добродушного вида. Оказывается, боковым зрением Марина тоже всё замечает. И собаку эту запомнила, потому что видит постоянно в этом районе. Могие пассажиры, передавая деньги, здороваются с Мариной, называя её по имени. Чувствуется: ей приятно, что её знают и рады встрече с ней. — Хорошо она водит? — спрашиваю у полного салона. — Да, — отвечает женщина–пенсионерка, — мне с ней ездить нравится. Машина не дёргается, не трясётся, не срывается с места. Многие водители так — едва войдёшь, даже сесть не успеешь, не то что деньги передать, а он уже рванул. Марина никуда не мчится, нормально от остановки отъезжает. Мрину я, в свою очередь, спросила о её пассажирах — какие они? — В основном приветливые, вежливые. Мне, наверное, в этом отношении везёт. Они меня защищают даже. Как–то одна женщина села и начала возмущаться — и еду я не так, и машина у меня не такая… Я предложила ей забрать деньги и сойти, но она заявила, что ей всего пару остановок осталось доехать. Тогда молодой парень, который часто со мной ездит, посоветовал ей замолчать и не оскорблять меня. Было приятно — значит, я действительно делаю нужное, полезное другим дело. — Получается, не трудовая деятельность, а идиллия — цветы дарят, защищают, помогают… Что, вообще никаких проблем? — Куда же без них? Машина ломается, и запчасти надо покупать, и в ремонт её отдавать, а это приличные расходы. И кредит за неё я только на днях выплатила… Порой приходится по сто раз за день напоминать, что дверью так сильно хлопать не надо, что она может сломаться — дома же дверьми так не долбят по косякам. И устаю иногда сильно. Я, бывает, поставлю машину в гараж уже в одиннадцатом часу, иду домой, смотрю на светящиеся окна и думаю — вот там женщины со своими семьями, с детьми. Пьют чай, разговаривают, телевизор смотрят или занимаются собой — кремы, маски, лосьоны. А я тут иду, мёрзну, поздно, дома дела, которые делать надо… Но всё равно понимаю, что такое настроение пройдёт, что дома меня ждут мои мальчишки, что я чаю напьюсь и согреюсь. И завтра с удовольствием выйду на работу, сяду в свою машину и поеду по городу…
Юлия КУШПИЛЬ
|
назад |