свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 105 Уральский автомобиль Вторник, 3 октября 2006 г.

Как газ пришёл в Миасс

   Сраницы истории автомобильного завода «Урал». Новые машины, медали, кубки, дипломы, строительство корпусов, трудовые подвиги автозаводцев… Есть в этом длинном перечне славных событий и свершений одна памятная дата. Ровно 40 лет назад, в сентябре 1966 года, на Уральский автозавод пришёл природный газ. Это сегодня кажется, что «голубое топливо», помогающее появлению на свет «Уралов», было на автозаводе всегда. Истина же такова.

   Д прихода газа в топках ТЭЦ завода ежегодно сжигалось по 240–260 тысяч тонн низкокалорийного, к тому же с высокой зольностью бурого угля, добываемого в Челябинской области. Неизбежные горы шлака и золы. Чёрный дым над Миассом. Термические печи работали на мазуте, а сушильные агрегаты на покраске обогревались паром. Поэтому проведённую газификацию завода с полным основанием можно назвать своеобразной технической революцией, давшей мощный толчок совершенствованию технологических процессов в термообработке, литейном и окрасочном производствах, и, конечно же, энергетике. Кроме этого, были сняты многие экологические проблемы, улучшились условия труда, сократились сроки ремонта оборудования, появилась возможность устанавливать автоматику. Вот поэтому «Уральский автомобиль» решил подробно рассказать о событиях сорокалетней давности, когда у автозавода появилась своя газовая труба. Редакция выражает огромную благодарность Александру Дмитриевичу Овинову, Владимиру Николаевичу Егорову, Алле Сергеевне Тихомировой за их подробные воспоминания.

   Газопровод Бухара—Урал

   В1963 году газопровод Бухара—Урал, подающий природный газ с крупнейшего Газлинского месторождения, достиг Челябинска. Многие предприятия областного центра, например, ЧТЗ, ЧМК, начали проводить газификацию своих цехов. В это же время возводился от основного газопровода отвод на Чебаркуль, Златоуст, Сатку, Катав–Ивановск, Усть–Катав. Понятное дело, газовая труба не могла обойти стороной и Миасс. Располагающийся здесь огромный автомобильный завод, конечно же, был заинтересован в приходе природного газа. «Голубое топливо» позволяло улучшить такие сложные технологические процессы, как химико-термическая обработка деталей, сушка применяемых для окраски автомобилей синтетических эмалей. В сторону нашего города был сделан отвод протяжённостью 13,5 км, была построена ГРС города, где поступающее давление газа снижается и поддерживается на заданном уровне — 6 атмосфер. ГРС располагается в районе железнодорожного моста, совсем недалеко от того места, где автозаводцы ежегодно проводят свои Дни здоровья. С 1976 года, когда газопровод Бухара—Урал соединился с газопроводом, берущим начало в Тюменской области, Миасс получает газ только с российского Севера.

   Как всё начиналось

   13 сентября 1966 года на заводской ГРП–1 зажгли газовую свечу, ещё через два дня после этого, 15 сентября, начались пуско–наладочные работы на энергетическом котле № 2 теплоэлектроцентрали завода. «Голубое топливо» пришло на автозавод! Однако отметим такой факт. Газификация автозаводу далась совсем не просто. Ещё на стадии проектирования возникли сложности. Так совпало, что именно в это время был ликвидирован Совнархоз Южно–Уральского экономического района и Уральский автомобильный завод стал подчиняться только что созданному Министерству автомобильной промышленности СССР. Как вспоминает Владимир Николаевич Егоров, работавший в ту пору заместителем начальника теплосилового цеха, вопросы газоснабжения предприятий тогда находились под жёстким контролем областного комитета народного контроля, а там спрашивали за всё очень строго.

   — Все заявки на газовое оборудование, запорную арматуру нужно было защищать в «Глававтотракторкомплекте» (г. Москва). В начале 1964 года Челябинский филиал института «Уралгипрошахт» выдал Уральскому автозаводу разработанное проектное задание на ГРП предприятия, распределительные газопроводы среднего давления до котельной ТЭЦ и газопотребляющих цехов, а также на цеховые ГРП и ГРУ, внутрицеховые газопроводы, оборудование, обвязку печей и сушил.

   Ставки на «голубое топливо»

   Првая половина 60–х годов прошлого века вошла незабываемой страницей в историю Уральского автозавода. Проводилась широкомасштабная реконструкция предприятия, наращивался выпуск трёхосных автомобилей «Урал–375», строились новые производственные корпуса, закупалось современное оборудование. Предприятию позарез нужен природный газ. Но в планах проектных работ на 1964 год института «ГипроНИИгаз» (Саратов) газификация Уральского автомобильного завода не предусматривалась. Рассказывает Александр Дмитриевич Овинов, помощник генерального директора ОАО «УралАЗ–Энерго», в ту пору работавший заместителем главного энергетика завода:

   — Летом 1964 года группа заводских специалистов, в состав которой входили заместитель директора завода по строительству Аркадий Моисеевич Свищёв, заместитель начальника ТСЦ Владимир Николаевич Егоров и я, поехала в Саратов, пробивать проект. Никто нас там, конечно, не ждал. Проблемы были огромные. Но благодаря выдающимся дипломатическим способностям Аркадия Моисеевича Свищёва нам удалось уговорить руководство проектного института включить работы по газификации завода в план «ГипроНИИгаза» 1964 года.

   Гавными инженерами проектов были назначены: по газопроводу высокого давления от ГРС города до ГРП завода — Анатолий Егорович Сорокин, по ГРП, распределительным наружным газопроводам завода и газопотребляющим цехам — Римма Михайловна Родина. Уже к июню 1965 года были получены почти все проекты. Однако ещё до их получения завод заключил договоры со строительно–монтажными организациями: «Уралнефтегазстрой», «Шахтоспецмонтаж», «Бензопроводмонтажстрой», «Водоканалмонтаж», «Уралгазстрой». Генеральным подрядчиком стал трест «Уралавтострой».

   И закипела стройка

   Сожность строительства газопровода от ГРС города до ГРП автозавода заключалась в том, что надо было выполнить большой объём земляных работ. Предстояло прокопать не одну тысячу метров траншей для закладки подземного газопровода, покрытого усиленной изоляцией. Глубина прокладки колебалась от 80 см до 1,8 метра. Необходимо было выполнить ряд переходов, в том числе под железной дорогой и проезжими частями улиц Лихачёва, 8 Июля, Победы, проспекта Автозаводцев и Тургоякского шоссе. Все газопроводы в местах переходов были проложены в металлических футлярах. Встретилась ещё одна трудность — река Миасс. В пойменной части реки и в торфяных болотах на газопровод уложили 64 утяжеляющих бетонных грузов общим весом 192 тонны. Для защиты от блуждающих токов подземный участок газопровода в месте пересечения с электрифицированной железной дорогой оборудовали универсальным поляризированным электродренажом. Также были установлены катодные станции с анодными заземлителями, создающие отрицательный потенциал для защиты газопровода от электрохимической коррозии. Всё полученное оборудование перед монтажом подлежало тщательной проверке, оснащению ответными фланцами, заглушками, шпильками и болтами. Всю эту ответственную работу выполняла только что созданная газовая служба завода под руководством Николая Ивановича Галанова. 26 августа 1966 года комиссия во главе с и. о. главного энергетика автозавода А. Д. Овиновым, проведя осмотр всех элементов газопровода, оценив его качество и техническую готовность от ГРС города до колодца № 5, протяжённостью 5,3 км и давлением 6 атмосфер, признала газопровод готовым к эксплуатации. Акт проверки утвердил директор Уральского автомобильного завода Виктор Алексеевич Гурушкин. И 13 сентября 1966 года пусконаладочная бригада уфимского ПНУ «Орггаз» провела контрольную опрессовку подземного газопровода и пуск газа, проверив содержание кислорода в газопроводе. Специалисты признали газопровод пригодным к эксплуатации. В этот же день в подземный участок газопровода от ГРС города до ГРП завода был подан природный газ.

   Служит газ заводу

   Иак, 15 сентября 1966 года «голубое топливо» вспыхнуло в топке одного из котлов ТЭЦ. В 1967 году на нём заработали нагревательные печи термического № 1, литейных второго, третьего, четвёртого, кузовного цехов. В 1969 году прошла газификация инструментального цеха. Сегодня все заводские печи, агрегаты и сушильные камеры завода работают на природном газе. Что дало заводу появление нового вида топлива? Очень многое. Газ позволил высвободить большое количество мазута и дорогого кокса, способствовал значительному сокращению затрат на транспорт. Потребление одного только угля снизилось с 260 тысяч тонн до 20 тысяч (резервный запас для ТЭЦ). Отпала необходимость складировать и хранить уголь, который летом грелся после дождей и возгорался, зимой же слипшиеся глыбы разбивали кувалдами. Исчезла морока с удалением золы из котлов, размолом угля на шаровых мельницах. Гораздо качественнее стали работать перешедшие на газ термические, плавильные печи, сушилка для стержней, песка, окрасочные камеры, сушильные агрегаты окрасочных линий. И ещё одна очень важная деталь. Строительство автозаводом более чем пятикилометрового магистрального газопровода высокого давления обеспечило необходимые условия для газификации промышленных объектов и жилого фонда Миасса. На газопроводе сделали шесть колодцев, в которые врезаны отводы для снабжения газом Тургоякского рудоуправления, молокозавода, хлебозавода, старой части города, ТЭЦ машзавода, «Миассэлектроаппарата». Уже в 1966 году был создан трест «Миассмежрайгаз». В городе быстрыми темпами начала проводиться газификация.

   Автозаводу же предстояло выполнить большую работу по техническому обучению обслуживающего персонала правилам техники безопасности при использовании газового топлива. Заводским отделом технического обучения при участии отдела главного энергетика в 1966–67 годах было обучено 200 инженерно–технических работников и более 500 рабочих. К концу 1970 года весь Уральский автозавод был практически газифицирован. Вся эта огромная работа проводилась под руководством заместителя директора по строительству Аркадия Моисеевича Свищёва, заместителя главного инженера Александра Дмитриевича Овинова, главного энергетика Льва Израилевича Делятицкого, заместителя главного энергетика Владимира Ивановича Егорова. Большой вклад в газификацию завода также внесли начальник газового участка Николай Иванович Галанов, первый начальник газопечной лаборатории Дмитрий Николаевич Долгов, начальники газоспасательной службы Михаил Тимофеевич Ступин, Павел Михайлович Авраменко, Анатолий Васильевич Наумов, бывшие в разное время начальниками газопечной лаборатории Владимир Николаевич Соколов, Алла Сергеевна Тихомирова, работники этой лаборатории Нина Степановна Алёшина, Ольга Алексеевна Бердникова, начальник теплосилового цеха Иван Михайлович Аверьянов, старший мастер печной группы Александр Васильевич Бесфамильный.

   Втеран энергетической службы Алла Сергеевна Тихомирова отмечает, что на первом этапе работы сотрудникам газопечной лаборатории приходилось заниматься подготовкой документации, помогая саратовскому институту «ГипроНИИгаз», согласовывать изменения, курировать ход строительно–монтажных работ. Затем принимать участие в проверке пусконаладочных работ. Требовались знания. Трое специалистов — В. Н. Егоров, А. С. Тихомирова, О. А. Бердникова поступили учиться в Московский институт нефтехимической и газовой промышленности на курсы усовершенствования. Появились знания, стали заметны результаты. Достижения газопечной лаборатории в области экономии топлива демонстрировались на ВДНХ, где и получили бронзовую медаль. Очень активно занималась лаборатория использованием вторичных энергоресурсов. За разработку принципиально новой системы сушки деталей лаборатория получила авторское свидетельство. Были и другие разработки, получившие авторские свидетельства. Всё было по силам дружному коллективу газопечной лаборатории: проекты футеровок печей, газовые разводки и обвязки, контроль качества, курирование строительно–монтажных работ, учёт расхода всех видов энергии, экономное использование топлива.

   Онажды появившись на автозаводе, природный газ верно служит «Уралам». Недавно на предприятии были установлены два дорогостоящих электронных прибора, ведущих контроль расхода газа. Для того, чтобы обеспечить надёжность энергоснабжения, проводится планомерная замена устаревшего оборудования и запорных устройств в ГРП завода. Большие надежды энергетики связывают с внедрением системы автоматического управления работой котла КВГМ–100 на водогрейной котельной № 2, основанной на серийных программно–технических средствах. Ориентируясь на команды оператора, а также информацию с горелочного и котлового оборудования, можно осуществлять управление технологическим процессом работы котла. При этом обеспечивается регистрация технологического процесса, отображение его текущего состояния на мнемосхемах. Комплект датчиков, приборов, электрифицированной арматуры позволяет дистанционно управлять котлом и контролировать его работу.

   Пидут в газовую службу и другие новшества. Обязательно придут. Без «голубого топлива» сегодня просто невозможно представить жизнь АЗ «Урал».

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика