свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 102 Уральский автомобиль Вторник, 26 сентября 2006 г.

«И в мире нет таких вершин, что взять нельзя…»

   Пходы выходного дня — добрая традиция коллектива дирекции по развитию ОАО «АЗ «Урал». За последний год любители экстремального отдыха покорили горы Уйташ и Ицыл, совершили восхождение на г. Большой Иремель. Поход, который туристы совершили в сентябре, был посвящён 65–летию завода.

   Безграничная любовь к приключениям, преодолению трудностей, созерцанию прекрасного и просто к родной природе регулярно побуждают работников дирекции по развитию ОАО «АЗ «Урал» покинуть уютные квартиры, чтобы совершить походы по просторам Южного Урала. Нынче группа туристов отправилась на покорение хребта Кумардак (пять вершин с высотами от 1200–1360 м). Этот хребет расположен на восточной границе Южно–Уральского государственного природного заповедника (ЮУЗ).

   Зповедник расположен на территории Белорецкого района Республики Башкортостан и Катав–Ивановского района Челябинской области, на западном макросклоне башкирской части Урал–Тау в виде двух горных цепей, которые ориентированы с северо–востока на юго–запад. В первую группу входят хребты Белягуш, Нары, Зигальга высотой до 1000 м. Восточнее размещается вторая большая группа хребтов и гор высотой до 1600 м и более: Бакты, Машак, Большой Ямантау. Высочайшая вершина последней поднимается на 1646 м.

   ЮЗ представляет собой гигантский аккумулятор воды для ряда регионов. Здесь берёт начало множество рек и речушек — Тюльма, Большой и Малый Катав, Большой и Малый Инзер, Юрюзань, Байгаза, Хакат–Каза, Кушьелга, Кайлыш, Кузьелга, Реветь и другие. Настоящими хранителями воды являются болотистые ландшафты ЮУЗ. Самое большое болото — Сычинское — имеет площадь 750 га. Находящиеся рядом болота Моховое и Колпацкие имеют меньшую площадь. Это очень примечательные «висячие» болота. Угол падения их достигает 10–15 градусов, что не совсем традиционно для такого природного образования, как болото. Вода в них находится в медленном движении. Сток воды замедляется обильно растущими здесь мхами, осокой и кустарниками (преимущественно разными видами ивы). Эти болота питаются влагой непосредственно из атмосферы, но в их питании громадную роль играет и влага, конденсируемая громадными каменистыми россыпями, площадь которых составляет здесь тринадцать тысяч гектаров.

   Зповедник создан для охраны горно–таёжных экосистем Южного Урала во всём их разнообразии. Благодаря наибольшим абсолютным высотам в этом районе Урала здесь представлены экосистемы от горно–таёжных пихтово–еловых лесов до горных тундр. Площадь ЮУЗ — 252824 гектара.

   Пкорить эти вершины мы мечтали ещё с осени прошлого года, когда рассматривали сквозь дымку величественные горные хребты с вершины Б. Иремель. Так как там никто из группы ещё ни разу не был, были изучены карты района и всевозможные описания походов в этот район — хорошая всё же штука Интернет!

   Н организационном сборе окончательно утвердили дату похода и состав участников. Набралось 13 человек (счастливое число!). Среди тех, кто смог себе позволить вот так отложить все дела «на пару дней», оказались как бывалые туристы, прошагавшие многие сотни километров по лесам и горам, так и совсем «зелёные» новички, ещё не представляющие, что же их ждёт впереди (кажется, я был одним из них). Судя по прогнозам, погода обещала быть замечательной.

   Пшая часть похода началась близ посёлка Тирлянское. Мы взяли с собой достаточно большой запас продовольствия, а ещё — отличного настроения и непоколебимой решимости осуществить задуманное. Перейдя вброд горную речку, мы начали путешествие длиной в три с половиной дня. По ряду причин (главная из них — жуткая глушь, полное отсутствие троп и просек, движение по которым планировалось при изучении карт) маршрут получился следующий: п. Тирлянский — р. Миселя — хр. Инзерские Зубчатки — р. Бол. Инзер — хр. Кумардак — п. Тирлянский.

   Нчало похода радовало хорошо видимыми дорожками — идти по ним было весело и легко. Это продолжалось до кордона лесника на реке Миселя, где была первая ночёвка. Дальше дорожки превратились в тропинки, но постепенно исчезли и они, местность стала совсем дикой. Теперь дорогу тропили сильнейшие и опытнейшие из нас, ориентируясь по карте и компасу, доверяя чудо–прибору GPS, своему опыту и зарубкам на деревьях. Двигаясь траверсом вдоль Зубчаток (1160 м) по лесу и небольшим курумникам, мы могли полюбоваться интересным природным явлением: 10–15–метровыми глыбами скал, торчащими из тела хребта, действительно похожими на клыки огромного хищного зверя, заточённого внутри гор, а также сделать фотографии.

   Длее наш путь пролегал по влажному подлеску тайги, переходившему местами в болото. Да–да, болото на склонах гор. Никогда бы не подумал, что такое бывает в природе. Для неопытных участников похода, не позаботившихся о жёсткой непромокаемой обуви (об этом отдельно говорилось на оргсборе), это было, пожалуй, самым серьёзным неудобством за всё время похода. Двигаясь по тайге, петляя между деревьев и продираясь сквозь высокую траву, мы всё–таки вышли к заброшенной хижине охотников. Правда, пару раз сбивались с пути и корректировали направление движения. Осознание того, что мы на верном пути, добавляло оптимизма.

   Псле короткого привала — снова в путь. День подходил к концу, рюкзаки в половину веса своего хозяина уже сильнее давили на плечи, а желудки всё настойчивее требовали пищи. Но по плану мы должны были пересечь реку Большой Инзер до темноты. Иначе бы не уложились в контрольные сроки. Дорогу нам преградила приличных размеров трясина. Благодаря решимости и знанию русского языка сверх программы средней школы группа пересекла топкое место и вышла на берег Большого Инзера. Ура! Перейдя реку и выбрав относительно сухое место, мы остановились на ночлег. Ах, какое это было счастье — переодеться в сухую одежду! Наскоро собраны дрова, разожжён костер, кто–то начал варить ужин, кто–то ставить палатки, а самые «свежие» пошли на разведку с целью уточнения планов на завтра.

   Грячая еда и кружка чая — что может быть лучше после пешего перехода? Конечно, только весёлые шутки туристов о прошедшем дне, красочные рассказы о былых походах и душевные песни под гитару. А далее — сон, здоровый и крепкий, делающий утром рюкзак легче, а дорогу прямее. Подъём в шесть часов. Вещи сложены, азимут взят, и мы вновь двинулись в путь.

   Пошагав ещё пару часов по болотам, заметили, что сырая почва под ногами исчезла, и мы движемся уже по камням курумников, покрытым зелёным бархатом мха. Так мы вышли к южной части хребта Кумардак и начали продвижение траверсом к подножью самой высокой его вершины. Надо отметить, что практически весь день маршрут пролегал по зарослям дикой малины, которая послужила дополнительным фактором, снижающим скорость продвижения, так как никто не мог отказать себе в возможности полакомиться. Судя по свежим следам, которые встречались на мокром грунте у ручьев, кроме нас малинкой баловались и местные мишки.

   Ивот подножье… Лёгкий обед. Рюкзаки оставлены на середине огромной каменной реки, и мы начали подъём. Без тяжести на плечах просто взлетаешь по камням. Мы поднимались всё выше и выше, огибая колючие кусты можжевельника и каменные глыбы. Развернули флаг. В руках идущих впереди он, развеваясь, поднимается всё выше и выше и наконец занимает место на вершине. Высота 1360 метров взята! Смешанные чувства переполнили душу. Радость. Лёгкая усталость… Ощущение совершения чего–то значимого и очень важного…

   Тристы дружно достали фотоаппараты и очень шустро начали щелкать затворами. Благо было что поснимать. На изгибистом сине–зелёном теле тайги отлично просматривались русла рек, соседние хребты и горы: Машак, Инзерские Зубчатки, около которых мы были вчера, Бакты, Большой и Малый Иремель (1582 м), на которых мы были в прошлом году, Большой (1640 м) и Малый Ямантау, на которых мы обязательно побываем.

   А теперь — вниз. Спуск оказался очень медленным. Дорогу нам преградила полянка, вся заросшая брусникой и голубикой. Незапланированный полдник затянулся на час. Тем не менее мы успели до наступления темноты миновать бесконечные курумники, разбросанные у подножия хребта, и стать лагерем в сухом месте между двух лесных ручьев. И снова силы туристов восстанавливали ужин, песни под гитару и здоровый сон.

   Уром был праздничный завтрак по случаю дня рождения Анатолия. Вся группа очень сердечно поздравила именинника. Ну вот и всё. Теперь впереди только обратный путь. Отдохнувшие и бодрые, с заметно полегчавшими рюкзаками, мы двинулись к месту своего старта. По пути нам опять встречались уже привычные курумники, небольшие болотца, ручьи и речки с чистейшей водой.

   Нм очень повезло с погодой: как по заказу — не жарко и не холодно, ни дождя, ни мокрого снега; комары и мошки «улетели в жаркие страны» ещё в августе, в городе приходилось их кормить гораздо больше; дикие звери обходили нас стороной — всё–таки заповедник; не было травм, разве что «тяжесть» после ужина…

   Вобще, всё — классно!

   Нконец, мы приблизились к месту старта. Перейдя Терженку вброд, устроили последний в походе обед. А после обеда некоторые участники решили напоследок искупаться в горной речке. Ух!!! Вода кристальной чистоты и жутко бодрящая. Так мы попрощались с этим дивным уголком дикой природы. Надолго ли?

   


А. КОЛЕСНИКОВ,

   инженер–конструктор ЭИП, участник похода.



назад


Яндекс.Метрика