свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 101 Уральский автомобиль Суббота, 23 сентября 2006 г.

Камуфляж и хаки

   Н территории столичного ВВЦ прошла выставка сухопутных вооружений МВСВ–2006. Но наиболее интересная техника была показана не здесь, а в подмосковных Бронницах — где на полигоне НИИИ–21 МО РФ состоялась демонстрация перспективных автомобилей для армии.

   Нвости большой политики

   Гавным «автобронетанковым» событием выставки стало заявление «Группы ГАЗ» (куда по¬мимо ГАЗа входят «Урал», ЯМЗ и ряд других заводов) о выделении производства армейской техники в отдельную Военно–промышленную компанию. Дело в том, что газовцы начали активно сотрудничать с зарубежными партнёрами — а военным, наоборот, нужны закрытость и минимальное использование импортных комплектующих. Поэтому было принято решение «развести» оба подразделения.

   Венно–промышленная компания будет базироваться на мощностях двух заводов — в Арзамасе (где делают знаменитые БТРы) и Выксе (там варят бронекорпуса). А в перспективе объединение планирует приобрести и один из заводов, производящих легкобронированные гусеничные машины.

   Итересно выглядят цифры перспективного экспорта: предполагается, что самым ходовым продуктом компании станет БТР–80: к 2015 году он должен обеспечить почти 50 процентов всех экспортных прибылей группы! В 2007 году начнётся экспорт газовских «Тигра» и «Водника», тремя годами позже будет экспортироваться и БТР–90, который уже не первый год кочует по выставкам.

   Чо же касается грузовых автомобилей (а это «ГАЗ» и «Урал»), то в следующем году начнётся создание совершенно нового семейства — грузоподъёмностью до 24 тонн, с колёсными формулами до 10x10. Как нам удалось выяснить, военные мечтают даже о максимальной унификации «КамАЗов» и «Уралов»!

   Кнечно, пока до этого ещё далеко, однако первый «Урал» нового семейства уже был показан в Бронницах.

   «Урал» на завтра

   О намного крупнее нынешних «Уралов». Дизайн — броский, подчёркнуто агрессивный, светотехника встроена в угловатый передок, напоминающий о корпусах бронетехники...

   Втречайте новый армейский «Урал–6320»! Правда, это самый первый, ещё макетный, образец, но ездить он уже умеет — все агрегаты здесь настоящие.

   Зместитель главного конструктора «Урала» Олег Якупов доволен: «Хороша машина? Прямо перед выставкой закончили!» И впрямь хороша: оказалось, дизайн для неё разрабатывала та же группа, что создавала газовского «Тигра». Но что здесь за кабина? Она не похожа ни на одну существующую!

   Кбина здесь действительно совершенно новая — каркасно–панельного типа (внутри — каркас из металлических труб, на нём — пластиковые панели). А между ними вставляются бронелисты, причём с уровнем защиты вплоть до максимально возможного, 6А (от снайперской винтовки СВД с самым мощным патроном). За кабиной оставлено пространство: в нём справа, за отдельной дверцей, разместилась «запаска», слева — вещевой отсек с доступом « Уралов»: под капотом стоит 400–сильная «восьмёрка» ЯМЗ–7511, причём уже с раздельными головками цилиндров. А поскольку нынешние ураловские мосты не рассчитаны на передачу такой мощности, то мосты тоже новые: задние — 10–тонные, передний — 6,5–тонный (с запасом грузоподъёмности, соответственно до 13 и 7,5 т).

   Тким образом, полная масса грузовика может достигать 33,5 тонны — в два раза больше, чем у нынешнего «Урала–4320»! Поэтому рама тоже другая — унифицированная с нынешними дорожными «Уралами», а тормоза — полностью пневматические.

   Зглянем в кабину? Первое, что бросается в глаза, — турецкие сиденья Pilot (водительское — на пневмоподвеске) и решетчатые внутренние панели дверей: по замыслу конструкторов, на них можно крепить различную амуницию. Из таких же панелей выполнены полка на месте «бардачка» (здесь удобно размещать, например, радиостанцию), полка над головой, даже основание щитка приборов. Удобно и практично!

   …В целом новый «Урал» оставил очень приятное впечатление — и вселил надежду, что не так всё плохо в нашем «грузовом» автопроме. Если, конечно, военные выделят средства на дальнейшие доводку и разработку.

   Армейские перевозчики

   Д сих пор перевозкой гусеничных машин в нашей армии занимались «негабаритные» колёсные транспортёры. А теперь на смену им должны прийти грузовики с погрузочными устройствами «Мультилифт»: на нынешней выставке их показали КамАЗ и АЗ «Урал».

   Павда, у камской машины с формулой 8x8 ещё явно «гражданская» кабина с непрактичным пластиковым бампером, но главное — грузоподъёмность ограничена отметкой 18 тонн. Для перевозки старой БМП–1 этого, конечно, хватит, а вот современная БМП–3 (она весит поч¬ти 19 т) для такого «КамАЗа» уже тяжеловата.

   Пэтому «Урал» спроектировал машину с колёсной формулой 10x10: пятая ось позволила довести грузоподъёмность шасси до 24 тонн. Пятиосного грузовика, который бы при этом вписывался в дорожные габариты и нагрузки, в нашей стране ещё не было!

   Зодно упомянем о новых артиллерийских тягачах. Уралазовцы гордятся тем, что на вооружение принят их грузовик с колёсной формулой 4x4 и двойной кабиной…

   Что в имени тебе моём?

   Нзвание новейшего газовского внедорожника нам даже не хочется публиковать. Потому что машина носит имя «Каратель»!

   Сазу представляются горящие деревни, эсэсовцы с закатанными рукавами... А может, это намёк на возможность использования машины во время зачисток в Чечне? В общем, в данном случае военным (название проекту дали они) отказал не только вкус, но и здравый смысл.

   Кда безобиднее прижившееся имя «Тигр»! Этот полноприводный броневик уже понемногу поступает в спецподразделения: за прошлый год сделано 25 машин. Они выпускаются в двух версиях: СПМ–1 для ОМОНа (бронирование по третьему классу защиты) и СПМ–2 для Внутренних войск МВД (бронирование по пятому классу). А вот Министерству обороны «Тигр» пока не подходит, поскольку на нём стоит импортный дизель Cummins, а аналогичного российского мотора нет.

   Нвый же внедорожник (его название вы уже знаете) бронирован, как и СПМ–2, по пятому классу, но легче за счёт меньшей грузоподъёмности: 800 кг вместо 1,5 тонны у «Тигра». Это позволило оснастить машину газовским лицензионным дизелем Steyr — правда, не четырёхцилиндровым, как у «ГАЗели», а шестицилиндровым мощностью 190 л. с. Независимая торсионная подвеска облегчена по сравнению с тигровской, тормоза — дисковые (у «Тигра» они барабанные).

   Пи этом машина изначально спроектирована модульной: спереди — двухместная кабина, за ней —– съёмный модуль (бронекузов, зенитная установка и т. д.). Побывав в кабине, отметим ещё одну интересную деталь. Между сиденьями находится панель с двадцатью предохранителями–«автоматами»: если цепь закоротило, достаточно щёлкнуть тумблером.

   Обманом и хитростью

   Вага, как известно, можно обмануть: поэтому на нынешней выставке был продемонстрирован целый ряд автомобильных обманок.

   Вт, например, обычный тентованый «Урал»: лишь намётанный взгляд определит, что его тент закрывает борта до самого низа. Дело в том, что это цистерна–топливозаправщик, замаскированная под грузовик. Такая маскировка позволяет передвигаться колоннам в «горячих точках», не привлекая внимания к огнеопасному грузу.

   Дугой «Урал» отличается скрытым бронированием: со стороны защиту не видно, но за радиатором стоит стальная решётка, изнутри к дверям привинчены бронелисты, вместо простых стёкол — бронированные, а в кузов вставлена «бронебудка» с распашными дверями. Сейчас завод получил заказ уже на вторую партию таких грузовиков…

   А вот обман посерьёзнее: продукция столичной фирмы «Русбал» может ввести в заблуждение даже вражеских ракетчиков! Потому что надувные макеты, изображающие ракетные установки на шасси «КрАЗа» и «МЗКТ», с воздуха выглядят точь–в–точь как настоящие. Да что там выглядят: их нельзя отличить ни с помощью радиолокации (оболочки отражают радиоволны), ни с помощью тепловых локаторов (в макеты встроены термопанели). А чтобы обманки «держали форму», их постоянно подкачивают вентиляторы, работающие от автономных энергоблоков либо наружной сети. Уже существуют не только надувные ракетные комплексы, но и танки, бронетехника, самолеты... Сплошное надувательство.

   


Журнал «Авторевю», № 6, 2006 год.



назад


Яндекс.Метрика