свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 101 | Суббота, 23 сентября 2006 г. | |
Мы за ценой не постоим Российские армейские машины по своему уровню значительно опережают конструкции для «гражданки», убедился Андрей Аксёнов, посетив традиционный показ военной автомобильной техники в подмосковном городе Бронницы Чстью международной выставки продукции военного назначения сухопутных войск МВСВ–2006 впервые стал динамический показ на полигоне НИИИ–21 в Бронницах. Размах события отражает характер перемен, происходящих сегодня во всей стране. Дждь, начавшийся за сутки до намеченного в воскресенье, 6 августа, показа, кончился уже в разгар мероприятия. Территория, за исключением центральной площадки, превратилась в сплошное жидкое месиво. Такие условия позволили лучше представить возможности машин. Начало сюрпризов Уьяновский автозавод, широко освещая рождение «Хантера» и «Патриота», в полной тайне работал над многоцелевыми полноприводными автомобилями для армии. На показе состоялся дебют УАЗ–2970 с комбинированной силовой установкой: дизелем ЗМЗ–5143 (мощность — 98 л. с. при 4000 об/мин), сблокированным с генератором ГТ–90, питающим два тяговых электромотора. Автомобиль способен развить до 110 км/ч, запас хода в экономичном режиме (60 км/ч) при работающем дизеле впечатляет — 1000 км. Только на аккумуляторах машина в состоянии проехать 30 км. Правда, батареями заставлен весь пол в пассажирском отсеке, и непонятно, куда девать десять человек экипажа или 800 кг груза. Автомобиль создан на основе перспективного «заменителя буханки». Плавность хода позволила улучшить независимая подвеска всех колёс на поперечных рычагах, проходимость и тяговые характеристики — бортовые редукторы. Электрооборудование переведено на мультиплексную проводку. Ворым козырем в рукаве ульяновцев стал прототип автомобиля с модульным кузовом. На раме машины смонтирован каркас из стальных профилей прямоугольного сечения, к которому крепятся панели кузова. Легкосъёмная пластиковая крыша выполнена из двух частей. Все двери взаимозаменяемы, их верхние части вместе со стеклами откидываются на петлях. Лобовое стекло опускается на капот. Дуги безопасности съёмные. Капот образует единое целое с крыльями и облицовкой и поднимается вперёд. Кнцепция лёгкой смены модулей позволяет изменять конфигурацию автомобиля в условиях быстро меняющейся боевой обстановки. Предусмотрена возможность скрытого бронирования. Чем ответил ГАЗ? Армия давно ищет замену устаревшему «уазику», однако все кандидаты до недавнего времени оказывались либо слишком дорогими, либо неподъёмными по эксплуатационным соображениям. Конечно, в первую очередь военные ждут предложений от «Северсталь–авто», однако и соперники из «Группы ГАЗ» не прочь побороться за заказ. И вновь нас ждали сюрпризы. Грьковчане прикатили автомобиль для подразделений спецназа «ГАЗ–29651». Название по–военному конкретно. По массогабаритным параметрам машина занимает положение между обычным «уазиком» и хаммероподобным «Тигром». Ни тот, ни другой военных не устраивает, так, возможно, середина окажется «золотой». Кзов «Карателя» полностью (включая моторный отсек) бронирован, стекла пулестойкие, есть централизованная подкачка шин. Кузов съёмный — предусматривается установка модулей различного назначения. Интересно заглянуть под днище машины: ни один узел или агрегат не выступает за нижний срез рамы! Благодаря бортовым редукторам дорожный просвет «Карателя» составляет 360 мм. Без подготовки машина преодолевает брод глубиной 1,2 метра. Пка «ГАЗ–29651» — лишь тема для раздумий. А круги по полигонной жиже нарезают «Tigrus vulgaris» — вездеходы «Тигр», пользующиеся успехом в некоторых силовых ведомствах, более состоятельных, чем армия. За рамки классов Пимер КамАЗа свидетельствует: при желании протолкнуть можно любой проект. Почти десять лет военные отбивались от атак броневика «КамАЗ–43269», который не устраивал их по целому ряду параметров, и самый очевидный из них — цена. И вот его стали брать береговые части ВМФ и подразделения Минатома, а когда выпуск превысил несколько десятков единиц, был найден компромисс и с сухопутными войсками. Артиллерийский тягач «КамАЗ–6350» (8x8) оборудован бронированными кабинами водителя и расчёта орудия, а также гидравлическими манипуляторами для загрузки/выгрузки боекомплекта. Такая же машина, оснащённая системой МЛ20 «Мультилифт», участвова¬ла в парных выступлениях с аналогичным грузови¬ком ОАО «Урал» «Урал–692341» (его колёсная формула — 10x8, средняя ось — подкатная). Выехав в центр «арены», силачи плавно опустили унифицированные платформы с бронетехникой, а затем, поменявшись местами, подняли и увезли чужие грузы. И— никакой конкуренции! Армия намерена принять на снабжение оба автомобиля: «КамАЗы» будут пополнять части сухопутных войск, РВСН и тыла, а «Уралы» — сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Замечу, что по грузоподъёмности нынешние «Уралы» и «КамАЗы» достигли уровня первых карьерных «БелАЗов». Во–первых, заводами движет желание закрыть нишу, в СССР пополнявшуюся тяжёлыми машинами из украинского Кременчуга. Намерены они соперничать и с Брянским автозаводом, который теперь создаёт машины с колёсной формулой 4x4, например, и формате кранового шасси. Армия отвечает Пражает открытость, с какой военные сегодня делятся планами на будущее и статистической информацией. Было заявлено, что в ближайшие пять лет не планируется крупных закупок автомобильной техники. В это время заводам предложено сосредоточить своё внимание на НИОКР. Текущая задача — постепенная замена существующего парка на «Уралы» и «КамАЗы», причём машины обоих заводов предполагается максимально унифицировать между собой (двигатели, коробки передач, шины и прочее). Двухосные грузовики обоих заводов уже вытесняют машины других марок. Так, в Приволжско–Уральском военном округе полк связи целиком переведён на «КамАЗы», а мотострелковый полк — на «Уралы». Кмский и Уральский заводы вполне могут быть спокойны за свою судьбу, учитывая, что 66 процентов «Уралов» и 63 процента «КамАЗов» в войсках имеют срок службы более 12 лет. В качестве примера журналистам привели состояние парка Московского военного округа, в котором при укомплектованности 95 процентов основная часть машин выпущена в 70–80–е годы. В современных армиях машин такого возраста не более трети. Эо звучит приговором для московского ЗИЛа. По сути, сокращение типажа и усилившаяся конкуренция вытеснили его в узкий сектор автомобилей спецназначения. Виды на будущее Сгодня в Вооруженных силах России служит около полумиллиона единиц военной автомобильной техники, из которых 35 процентов — марки «ЗИЛ», 10 процентов — «КамАЗ», 7 процентов — дизельные «Уралы», 6 процентов — карбюраторные «Уралы», 6 процентов — «КрАЗ», 7 процентов — «УАЗ», 13 процентов — «БАЗ», «МАЗ», «МЗКТ», «КЗКТ» и гусеничные тягачи, 4 процента — гусеничные легкобронированные тягачи типа МТ–ЛБ. Руководивший показом начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) генерал–полковник Полонский обрисовал «портрет» перспективного армейского автомобиля ближайшего (2011 г.) будущего: капотная компоновка, увеличенная вместимость кабин, бронезашита экипажа, агрегатов и систем оружия, модульная конструкция, рост максимальной грузоподъёмности отдельных образцов до 44 тонн. Оин из тележурналистов поинтересовался, почему не все машины смогли выполнить программу показа или брали препятствия не с первого захода, на что заместитель начальника ГАБТУ генерал–лейтенант Ковалёв с ноткой недоумения в голосе ответил: «Какие ещё автомобили смогут взобраться по раскисшему 30–градусному склону или без подготовки преодолеть брод глубиной 1,7 метра? За рубежом таких машин просто нет!»
Журнал «Автомир», № 9, 2006 год.
|
назад |