свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 89 Уральский автомобиль Четверг, 24 августа 2006 г.

Водителю комфортно, если в кабине тепло и тихо

   Н днях в рамках планового обхода исполнительный директор Александр Васильев посетил закройно–швейный участок автосборочного производства, где прошёл практикум 5S.

   Зкройно–швейный участок автосборочного производства не спутаешь ни с каким другим. Ряды швейных машинок, аккуратные стопки материала и заготовок на стеллажах. Изделия участка требуются и раме, и кабине, поступают они и непосредственно на ленту главного конвейера. Но основной потребитель — всё же кабина. 56–й цех (окрасочный) ждёт от закройно–швейного участка шумоизоляционные прокладки, водитель не должен чувствовать дискомфорта из–за шума работающего двигателя. Прокладки эти, изготовленные из материала тексизол–с, наклеиваются непосредственно на кабину. Благодаря им к тому же в кабине сохраняется тепло, что немаловажно в условиях суровых российских зим. Материалы, с которыми работают специалисты участка, имеют сертификаты соответствия. Используются они в производстве, как пояснили нам работницы, уже лет двадцать, проверены временем и пока ещё замены не требуют. Ещё здесь занимаются обтяжкой сидений, адаптацией тентов к различным моделям автомобилей «Урал». Ассортимент достаточно разнообразен. Он насчитывает более 1800 изделий. Здесь работают 17 человек — именно столько, обосновали количество заводские экономисты, необходимо, чтобы обеспечить выпуск 1000 автомобилей — цифра сегодняшнего дня.

   Пошло три года с тех пор, как участок справил новоселье на нынешних площадях. А перебазировался он из бывшего деревообрабатывающего цеха, закрывшегося за ненадобностью.

   Чо касается оборудования, то с недавних пор удалось наконец–то решить проблему обеспечения закройными машинками. Дирекция по закупкам расстаралась приобрести их в братском Китае. Правда, поначалу работницы к приобретению отнеслись весьма скептически: товары из Поднебесной высоким качеством на российском рынке не славятся. Однако разочарование в процессе работы исчезло быстро: машины работают на удивление хорошо, сделаны добротно.

   — Это, наверное, потому, — считает начальник участка Марина Минина, — что машины эти изготовлены на крупном заводе, а не где–нибудь в кустарной мастерской.

   Зто со швейными машинами подольского производства — сплошное мучение. Современные материалы обработать им не под силу. Самая новая машина, которой оснащён участок, изготовлена в 1981 году. Так что наладчику Дмитрию Александровичу Шувалову дел всегда хватает. Человек он старательный, к работе относится творчески. Большие надежды работницы участка, а коллектив здесь исключительно женский, возлагают на то, что в ближайшей перспективе новые машины завод приобретёт.

   Храктерная особенность закройно–швейного участка — наличие династий. Как правило, работающие здесь мамы приводят и повзрослевших дочек. Пример — семья Яковлевых. Поэтому, на зависть многим производственным коллективам, участок не испытывает недостатка в молодых способных кадрах.

   Оход исполнительного директора Александра Васильева начался возле стенда, где на экране отражены процесс и результаты внедрения TPS. Для начала Марина Павловна перечислила состав кайдзен–команды. Помимо неё сюда входят инженер–технолог Т. Егорова, инженер по планированию Н. Никитина, мастер хозслужбы С. Гирина, бригадир С. Шагадатов.

   — Когда мы приступали к проведению практикума, даже не знали, что эффект будет таким впечатляющим, — сказала начальник участка.

   Н старте практикума кайдзен–команда поставила чёткие цели. А именно — на 50 процентов улучшить условия труда, на 10 процентов повысить производительность труда, разработать стандарты чистки и уборки оборудования, внедрить визуальный менеджмент, снизить запасы материалов.

   И намеченных мероприятий по улучшению производительности труда десять уже выполнены (75 процентов). Полезные площади были увеличены за счёт расширения пространства. Разгорожены маленькие кладовые, исчезла так называемая щитовая комната. Если прежде между столами можно было едва протиснуться, то теперь здесь свободно. Производительность труда выросла посредством рационального расположения стеллажей, закройных столов, внесения новшеств в закройную поверхность стола. Если раньше работница могла за смену изготовить лишь два настила, то теперь — вдвое больше. Стоило один закройный стол расположить более рационально, как появилась возможность выполнять операцию силами лишь двух, а не трёх человек, как прежде.

   Дстигнутая цифра роста производительности труда (32 процента) ещё не предел: на участке скоро появится ещё один закройный стол, где можно будет установить четвёртую закройную машину, пока в производственном процессе не задействованную. В два раза уменьшены запасы материала. А вот количество заготовок, равно как и количество готовых деталей, исходя из специфики труда, не изменилось. К тому же участок обслуживает с недавних пор кабину «Р», что требует немало дополнительных усилий.

   Врамках практикума 5S на закройно–швейном участке были внедрены четыре стандарта уборки. Зона уборки разделена на четыре части, где порядок наводится в зависимости от характера труда, от заготовок, которые нужны на данном этапе работы. Одна из составляющих практикума 5S — внедрение визуального менеджмента. Все рабочие места и зоны размечены. Отведено конкретное место под инструмент, причём, под каждый вид — отдельно. Учитывается, насколько часто тот или иной инструмент используется. На стеллажах — ячейки под готовую и годную продукцию.

   Длгое время участок не мог решить проблему запасов сырья. Теперь для них предусмотрена специальная кладовая. Поставка осуществляется с центрального склада. Заявка даётся на такое количество сырья, которое требуется для работы в ближайшие четыре часа. Экономический эффект ощутим.

   Еть в плане внедрения инструмента 5S один пункт, который не выполнен. Это, как уже говорилось выше, из–за проблем со швейными машинами. В коллективе даже прорабатывался вариант — не купить ли машины на выручку от реализации отходов (сегодня они обретают пристанище на Васильевской свалке). Вариант по объективным причинам отпал. Зато стала ясна ситуация: отходы слишком велики, необходим поиск решения — как их уменьшить.

   Денадцать процентов рулона шло в отходы. А за смену использовалось семь таких рулонов. Начальник участка и технолог, проведя необходимые расчёты, поработали с поставщиками, несколько видоизменили технику раскроя. Согласно внесённому рацпредложению, ожидаемый годовой эффект от его внедрения должен составить около миллиона двухсот тысяч рублей. Ещё одно кайдзен–предложение, касающееся уменьшения отходов, сулит не менее 900 тысяч рублей годовой экономии.

   Т, что работницы навели марафет и создали уют, — совершенно естественно. Шторы на окнах, зелёный уголок, яркое освещение, нигде ни пылинки. И это их стремление украсить помещение прекрасно гармонирует с требованиями новой производственной системы. Собственно, исполнительный директор, ознакомившись с результатами практикума 5S на закройно–швейном участке, в целом остался доволен. Александр Васильев, сопровождающие его топ–менеджеры завода и специалисты ДРПС высказали и ряд замечаний, касающихся повышения эффективности всего, что окружает производственную площадку. В частности, продукция (сырьё и материалы), поступившая на участок, должна быть сразу же просчитана и идентифицирована. Равно как и заготовки, и промежуточные изделия. Были претензии к освещению — необходимо локализовать свет непосредственно над рабочей зоной. И ещё одно замечание было сделано по поводу организации короткого отдыха в течение смены. Не секрет, что у многих рабочих сложилось мнение, что требования системы «бережливого производства» начисто исключают какие–либо перерывы в течение смены. Вот и Марина Минина, и её подруги по работе на вопрос участников обхода, пьют ли они чай, дружно ответили: «Нет!» Александр Васильев постарался заблуждение работниц развеять: согласно регламенту, необходимо два коротких перерыва (помимо общего) делать обязательно.

   Иак, итоги подведены. Предстоит ещё работа над ошибками, допущенными в ходе практикума, устранение существующих дефектов. Хотя точка в этом деле не будет поставлена никогда. Ведь основанная на принципах «кайдзен» TPS получила здесь постоянную прописку, а процесс совершенствований предела не имеет.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика