свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 82 Уральский автомобиль Четверг, 3 августа 2006 г.

…И «Уралов» бесконечный путь

   Автомобили семейства «Урал». Удивительные всё же создания. Любая преграда им нипочём — снега, пески, косогоры, разные хляби… Но не эта суть поражает более всего. Слов нет, есть силушка в машине, но кто её туда вложил, на ладную работу в путь направляя, прохладное железо оживляя… «Уралы», как умные книги, выстраивают судьбы людские. Сколько на заводе трудится разных династий, сколько миасцев раз и навсегда выбрали одну с «Уралами» дорогу. И никогда потом об этом не пожалели. Сегодня наш рассказ пойдёт о Геннадии Фёдоровиче ЕЛЫКОВЕ, главном специалисте по новым проектам дирекции по развитию АЗ «Урал». Через несколько дней ему исполняется 60 лет. Самое время остановиться, оглянуться назад, всматриваясь в прожитые годы, узнавая друзей и машины, отправленные в дорогу. Геннадию Елыкову было от роду всего 19 лет, когда в августе 1965 года он впервые прошёл через заводскую проходную. Вот с той поры далёкой и длится его служение «Уралам». Одна запись в трудовой книжке, одно заделье по душе, ставшее смыслом всей жизни.

   Ге родился, там и пригодился. Это и про него, Геннадия Фёдоровича Елыкова, сказано. И сегодня в старой части города стоит в переулке Широком крепкий дом, срубленный из лиственничных брёвен, в котором он и появился на свет, пятый по счёту парнишка в семье. Шёл первый год без войны, страна залечивала раны. А в Миассе крепко становился на ноги автомобильный завод, в ту пору выпускавший «Захары», да автомеханический техникум рано взрослеющим подросткам путёвки в жизнь выдавал. И к чему на стороне лучшей доли искать, когда рядом столько интересного. Неужели так и не манила никогда дорога дальняя, никогда не хотелось в пору безвозвратно ушедшей юности купить билет, сесть в поезд и уехать в края неоглядные?

   — Как же, как же, и дорога манила, и небо влекло. Лётчиком мечтал стать, в авиационное училище хотел поступать. Уже все придирчивые комиссии прошёл. А потом взял и передумал. Узнав про это дело, миасский военком мне скажет потом, на призыве: «Коли так, пойдёшь на флот служить, на пять лет».

   Фотскую бескозырку Геннадию Елыкову и в самом деле придётся поносить, правда, не пять лет, а всего три года. Служил под Владивостоком, на острове Русском, изучал сам, а потом и молодым матросам преподавал минное дело. После того, как в 1970–м году подошла пора прощаться с морской формой, главного старшину Елыкова долго уговаривали остаться на сверхурочную. Не захотел. Тянуло в Миасс, где на местном автозаводе ждала прерванная службой, но уже ставшая по душе работа.

   — Меня всегда тянуло к моторам. Самолётами в юности бредил. И автомобили уважал. Разные картинки собирал, журналы выписывал. Так и привела меня дорога в автомеханический техникум, инструментальное отделение которого окончил в 1966 году.

   Ели выстроить по хронологии весь автозаводский послужной список Геннадия Фёдоровича, начатый в августе 1965 года, то получается такая картина. Токарь участка кожуха моста цеха шасси, фрезеровщик участка станков, штампов и приспособлений инструментального производства. После защиты диплома в автомеханическом — техник–технолог техбюро. Потом, после службы на флоте, в 1970 году вновь возвращение в инструментальное производство. Сначала встал к фрезерному станку, но не надолго. Мария Давыдовна Коган, тогдашний начальник техбюро, предложила молодому специалисту перейти работать на инженерную должность. Учёба в миасском вечернем отделении ЧПИ. Диплом о высшем образовании, полученный в 1977 году. Начальник техбюро участка СШИП, который затем станет инструментальным цехом № 2. В 1984 году Геннадий Фёдорович Елыков становится заместителем начальника отдела инструментального производства, вскоре после этого ему доверят руководить отделом внешних связей этого же производства. В 1991 году направление профессиональной деятельности Г. Ф. Елыкова резко меняется — по предложению технического директора завода А. Брюгемана он становится его заместителем по новой технике.

   — Вот так получилось. После почти двадцати пяти лет работы в инструментальном производстве стал заниматься разработкой и выпуском новой техники. Хотя в душе, скажу откровенно, я так и остался инструментальщиком.

   Ши годы. Завод наращивал выпуск «Уралов», появлялись новые проекты. Заместитель технического директора по новой технике Г. Ф. Елыков одновременно становится главным инженером производства мелких серий. Новое производство занималось подготовкой к выпуску четырёхосных «Уралов–5323», а также «Уралов–43223» с новой кабиной под кустанайский двигатель, проводило сборку снегоболотоходов «Урал–5920».

   1992 год. Ещё одна веха в истории Уральского автозавода. Начались переговоры о создании совместного предприятия «УралАЗ–IVECO». После создания СП «УралАЗ–IVECO» в 1995 году Геннадий Фёдорович стал его директором по производству. Следующая перемена в его жизни произошла в марте 2005 года, когда АЗ «Урал» начал энергично осваивать новую для себя экономическую нишу — выпуск автомобилей дорожной гаммы. И опыт Геннадия Фёдоровича оказался востребованным — он становится главным специалистом по новым проектам дирекции по развитию.

   А как же небо, самолёты и полёты в синей выси? Живёт ли в сердце грусть о юношеской мечте?

   — Да, любовь к небу осталась, по сей день собираю информацию о разных самолётах. Но нет никаких сожалений. В моей жизни всё случилось так, как и должно быть. Создавать «Уралы» — очень интересное дело.

   Кгда молодой выпускник Миасского автомеханического техникума Геннадий Елыков пришёл работать на завод, на главном конвейере ещё продолжали собирать «эмку» вместе с первым трёхосным автомобилем «Урал–375». А затем, поспешая за летящими годами, начали выезжать из заводских ворот машины, ставшие вехами в истории автозавода, — «Урал–5920», «Урал–4320», «Урал–5557», «Урал–5323». И во всей этой уже ставшей знаменитой продукции завода есть и немалая частица труда Геннадия Фёдоровича Елыкова. Особенно ему дорог четырёхосный «Урал–5323».

   — В этот автомобиль я просто влюблён. Объясняю почему. С ним очень много связано в моей жизни. Подготовка, постановка его на производство, выпуск. Разве забудется такое? Да, сложно было, но интересно. Помнится, мы в «УралАЗ–IVECO» собрали как–то сто четырёхосников с кабиной «Р», поскольку у автозавода в ту пору не было необходимых мощностей. А «Уралы» дорожной гаммы!.. Вы посмотрите на них — такие большие, красивые, разве можно пройти мимо не обернувшись?

   …Шестой этаж инженерного корпуса. Небольшой уютный кабинет главного специалиста по новым проектам Г. Ф. Елыкова. Геннадий Фёдорович увлечённо и очень живо рассказывает о своём долгом служении «Уралам». И мне было интересно общаться с ним. Столько ранее неведомых деталей о вездеходах и дорожниках узнал. Автомобили в ходе нашего разговора как бы оживали, проходя чередой перед глазами, сильные, готовые к преодолению нескончаемых дорог.

   Нточка нашей беседы перекидывалась с одной темы на другую, то в детство возвращала, то в цеха приглашала, то к ленте главного конвейера приводила. Как это непросто, за небольшой отрезок времени успеть о многом расспросить, ведь столько разных событий случилось на веку.

   Гды летят неостановимо, жизнь есть жизнь, всякое бывало. Только помнится светлое, только «Уралы» по–прежнему в пути. Да, всласть мы о машинах поговорили. Но о людях всё же больше. Геннадий Фёдорович находит очень теплые слова, когда рассказывает о тех, кто помогал в различные году ему крепко становиться на ноги. Анатолий Фёдорович Шик, Мария Давыдовна Коган, Юрий Александрович Суханов, Николай Григорьевич Малашкин, Иван Денисович Симонов, Михаил Николаевич Жмаев, Борис Фёдорович Щеколюков, Виктор Фёдорович Тарасов, Артур Александрович Брюгеман.

   Игде же можно будет встретить почётного машиностроителя Геннадия Фёдоровича Елыкова в рабочий день накануне юбилея? В кабинете, что расположен на шестом этаже инженерного корпуса? Скорее всего, нет. Ищите его в цехе главный конвейер автосборочного производства, где на сборочную ленту почти ежедневно ставятся рамы дорожных автомобилей. Г. Ф. Елыков как главный специалист по новым проектам отвечает за организацию их производства, качество и обеспечение компонентами. Очень даже непростой участок работы достался ему уже в почтенные годы. Геннадий Фёдорович не жалуется на эти обстоятельства, наоборот, весьма горд доверием.

   — Живу на Урале и работаю на «Урал». Бывает так, что в конце недели хочется отдохнуть, но уже в воскресенье тянет на завод, к сборке дорожников. И буду этим заниматься, пока позволит здоровье.

   …Что ещё есть в жизни нашего юбиляра, кроме служения «Уралам»? Конечно же, семья — жена, Галина Николаевна, сын, два подрастающих внука, Никита и Кирилл, которые, даст Бог, тоже станут автомобилестроителями… А ещё дача в «Калинушке», где всё сделано своими руками, приличная коллекция моделей автомобильных копий. Разве этого мало?

   …Каждое утро через проходную инженерного корпуса к месту работы идёт сын Геннадия Фёдоровича, Владимир Елыков, заместитель начальника отдела эффективности средств производства управления главного технолога.

   Нш рассказ о Геннадии Фёдоровиче Елыкове, главном специалисте по новым проектам дирекции по развитию, уместно будет завершить словами из благодарственного письма, подписанного генеральным директором АЗ «Урал» Виктором Корманом и врученным 11 ноября 2005 года, в день схода с главного конвейера первого дорожника: «Уважаемый Геннадий Фёдорович! Примите искреннюю благодарность и признательность от администрации АЗ «Урал» за активное участие в разработке и постановке на производство автомобиля дорожной гаммы, высокий профессионализм и приверженность идеям предприятия».

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика