свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 78 | Вторник, 25 июля 2006 г. | |
Книга ещё даст фору конкурентам Двненько что–то публике не цитировали признание М. Горького насчёт того, что всему лучшему в себе он обязан книгам, и некрасовские строчки по поводу будущих литературных пристрастий народа. Всвоё время цитаты эти стали расхожими. В них был зашифрован эталон, к которому каждому школяру полагалось стремиться. Владелец домашней библиотеки, собиравший книги много лет, был в обществе человеком уважаемым. Достаточно вспомнить известного в городе библиофила, автозаводчанина Владимира Федорищева, в коллекции которого хранились настоящие раритеты. Дя детей докомпьютерной эры книга была средством общения, учебником жизни, тропинкой в неведомый мир. Какую роль играют книги в жизни ребят сейчас, насколько девальвировались прежние ценности? На эту тему мы решили поговорить с заместителем директора городской централизованной системы детских библиотек Светланой БИБИНОЙ. — Светлана Владимировна, в областной прессе преподаватели гуманитарных вузов, принимающие вступительные экзамены, сетуют, что абитуриенты, имеющие неплохие оценки в аттестате, сплошь и рядом не в состоянии отличить прозу от поэзии, их кругозор узок, словарный запас беден. Как вы считаете, почему так происходит? — Вообще дети стали меньше читать. Об этом везде пишут и говорят. И библиотекари бьют тревогу. Наверное, нужен национальный проект, чтобы исправить ситуацию. Но пока, видно, у нашего правительства очередь до разработки такого проекта не дошла. У детей в последнее время появилось немало более доступных и привлекательных источников информации — компьютеры, телевизоры, видеосистемы… Даже если материальное состояние семьи не позволяет приобрести для ребёнка компьютер, то уж деньги на посещение интернет–салонов родители наверняка найдут. Вобще тенденция наблюдается такая: если ребёнок раньше приходил в библиотеку, чтобы просто книжку взять, по своему интересу, то сейчас в основном читают то, что задано по школьной программе, или если необходимо реферат подготовить. Пэтому в летние каникулы, когда у ребят нет школьной нагрузки, стараемся предложить им классику — разумеется, в интересной и увлекательной форме. Вот уже в течение пяти лет в детских библиотеках города работает программа летнего чтения. В этом году мы назвали её «Покорители книжных вершин в поисках приключений». Мы заранее разрабатываем буклеты с творческими заданиями, викторинами, кроссвордами. Прочитав книжку, ребёнок отвечает на наши вопросы. — А дети охотно откликаются на призыв принять участие в конкурсах? — По–разному. В прошлом году, например, наплыв желающих был так велик, что всех активных участников конкурса не смог вместить зал Дома культуры «Бригантина». Мы даже пожалели, что церемонию подведения итогов не провели в конференц–зале городской администрации, как это было в 2004 году. Утраивая конкурсы, обычно не ограничиваемся одной темой, а предлагаем нашим юным читателям несколько «маршрутов» на выбор. Это либо экология, краеведение, либо творчество детских писателей. В нынешнем году, поскольку исполняется 80 лет сказочной повести Алана Милна «Винни–Пух и все–все–все», мы составили буклет «Прогулки в Зачарованный лес». Эот «маршрут» рассчитан на школьников младших классов. Кроме того, малышам мы предлагаем отправится в путешествие вместе с Волшебником Изумрудного города. В этом году отмечается два юбилея — Фрэнка Баума, автора серии книг об Изумрудном городе, и Александра Волкова, замечательно переложившего эту серию для наших детей. Уеникам средних и старших классов адресован экологический «маршрут» и буклет с заданиями «Приключения на лесной тропинке». И ещё один «маршрут» для подростков — «Дорогой приключений». В буклетах, разработанных для каждого «маршрута», есть и такой раздел, как «Копилка летних успехов», где отмечается, сколько раз юный читатель посетил библиотеку за лето, сколько книг прочёл, который раз участвует в программе, какую помощь оказал библиотеке, что ей подарил. Тому, кто прошёл не одним, а несколькими «маршрутами», присваивается звание «Книгочей–2006», а всех, принявших участие в наших конкурсах ждут награды. — Что вы имеете в виду, когда говорите о помощи библиотеке? Нам, я помню, в своё время давали подклеивать изрядно потрёпанные книги. — И такая помощь тоже нужна — кто–то книги подклеит, кто–то журналы поможет разложить. — Мне кажется, в конкурсах из года в год участвуют одни и те же дети. — Есть и активные читатели, которые участвуют практически во всех конкурсах, но и новичков много. Я бы сказала, что соотношение пятьдесят на пятьдесят. Приветствуется семейное участие. Есть у нас, например, семья Чешко. Высокая эрудиция, широкий кругозор отличают и взрослых, и детей. Родители, конечно же, занимаются с детьми. И хотя достаток в семье средний (мама — фармацевт, папа — инженер на автозаводе), они много путешествуют, всю область объездили. Дети с раннего возраста занимаются в различных кружках. Неоднократно побеждали в наших конкурсах, в олимпиадах различного ранга. Они постоянные посетители семейного клуба «Вместе», который в нашей библиотеке работает пять лет. Её одна семья — я даю сведения лишь по центральной детской библиотеке — Поповы. Папа пишет стихи, они даже подарили нам сборник его ранней лирики. В рамках летней программы чтения среди читателей проводится экологический фотоконкурс «Человек и природа: друзья или враги?». Мы дали ребятам задание — сфотографировать самые красивые и самые неблагополучные в уголки города. Судя по представленным снимкам, ребята всё же запечатлели то, что им понравилось. Лучшие работы мы включили в экспозицию выставки. Это снимки Ани Чешко и Лены Поповой. Активно в наших конкурсах участвует семья Торбеевых. Кк правило, читать любят в тех семьях, где из поколения в поколение передаётся культ книги. — Не секрет, что многие наши современники предпочитают в лучшем случае знакомиться с классикой по экранизациям. Но ведь это уже версия режиссёра. В итоге первоисточник так и остаётся вне поля зрения. — Каждый предпочитает свой источник информации. Фильм — прежде всего зрелище, более наглядное, более яркое. А книга предполагает более вдумчивое знакомство с сюжетом, с героями. Наиболее полюбившиеся фрагменты можно перечитать заново. А с другой стороны, нередко, посмотрев фильм, человек идёт в библиотеку. Чем выразительнее экранизация, тем выше спрос на произведение, послужившее основой для сценария фильма. Пример последнего времени — серия книг о Гарри Поттере. Сама я, прочитав первую книгу, восторга не испытала. Знаю, что и многие восприняли этот мировой бестселлер неоднозначно. Но дети увлечены им. Для них это та же борьба добра со злом. — А вообще, что современные дети сейчас больше читают, что чаще всего спрашивают? — Как я уже сказала, в основном — литературу по школьной программе. В последнее время наибольший интерес у подростков вызывают детективы. Например, популярна серия «Чёрный котёнок» — по аналогии со взрослой детективной серией «Черная кошка», популярным остаётся приключенческий жанр и книги о сверстниках. Не могу сказать, что это высокохудожественная литература. И мы всё же стараемся ненавязчиво переключать внимание детей на более серьёзные произведения, на ту же классику детективного жанра. Еть у нас читатели, которые любят книги о природе, о животных. Среди самых младших, как и много лет назад, популярным остаётся сказочный жанр. — Светлана Владимировна, знаю, что самый больной вопрос для всех библиотекарей — формирование фонда. Как часто вам удаётся пополнять книжное собрание? — Могу сравнивать нынешнюю ситуацию только с началом 90–х годов, когда я пришла работать в библиотеку. Тогда комплектование фондов было на порядок выше. Мы получали очень много книг, журналов. Раньше это осуществлялось централизованно, существовал коллектор. Сейчас система по сути разрушена. Средства на комплектование нам сейчас выделяются небольшие. Часть денег на эти цели даёт город, часть поступает из области. В2004 году, который прошёл под знаком детского чтения, мы эту проблему подняли, и ситуация несколько улучшилась, но всё же кардинальных изменений, к сожалению, не произошло. У нас в централизованной системе девять библиотек. Большая часть поступлений идёт в центральную детскую библиотеку, а филиалы страдают. Фонд устаревает. А детям, согласитесь, всё же приятнее взять в руки новую, богато иллюстрированную книжку, чем старую и потрёпанную. — К слову, о пополнении фонда. Когда–то библиотеки обращались к школьникам с призывом приносить прочитанные книги из домашних библиотек. И дети откликались. — В год детского чтения у нас тоже проводилась такая акция — «Подари хорошую книгу детской библиотеке». Наши фонды тогда неплохо пополнились. И классику нам ребята несли, и те же детективы, уже прочитанные. — Знаю, что вы работаете в тесном контакте со школами. — Да, эта традиция давняя. Проводим совместные мероприятия, куда дети приходят классами. В последнее время стараемся проводить не отдельные, разрозненные уроки и беседы, а работать по программам. Библиотека разрабатывает программу по какой–то определённой теме — по «золотому фонду» детской классики, краеведению, экологии и так далее. Очень основательно и плодотворно по разнообразным авторским программам работает детская библиотека № 7 в машгородке. Три года здесь реализовывалась программа «Сердце героя», направленная на нравственно–патриотическое воспитание школьников. Она была очень востребована не только в северной части, но и в других районах города. Даже ребятишки из Новоандреевки специально приезжали в нашу библиотеку на уроки по этой программе. Для подростков реализуется программа «Хочу быть культурным», в этом году библиотека приступила к проведению совершенно новой программы «Путь к слову: школа творческого чтения». Как правило, и педагоги, и дети с удовольствием идут на такое общение с библиотекой. Эта работа более результативна как для библиотеки, так и для читателя, дает хороший эффект. Лтом предпочтение отдаётся досуговым формам — это беседы, игры, викторины, нередко сопровождаемые показом видеофильмов. — Должников много? — Как всегда, хватает. Выручают нас «прощённые» месячники. Многие дети, забывшие принести книгу в срок, пользуются такой «амнистией». — Что в перспективе, Светлана Владимировна? — Первого сентября у нас, как обычно, начнётся месячник знаний. Это уже традиционно. Запланирован целый комплекс мероприятий и выставок. В начале сентября мы приглашаем познакомиться с библиотекой первоклассников, устраиваем для них посвящение в читатели с чаепитием. Пльзуясь случаем, хочу обратиться к детям с призывом больше читать. Приходите в детские библиотеки, здесь каждый найдёт то, что ему интересно.
Ольга БЕЛЯКОВА
|
назад |