свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 75 | Вторник, 18 июля 2006 г. | |
Без профсоюзов нет развития Иея профсоюзов в истории человечества не менее значима, чем идеи государственности или христианства. Непонимание и игнорирование сего факта не просто делает страну бедной, но и приводит к развалу, обусловливает неспособность защитить себя перед лицом внутренних и внешних угроз. Это лишь часть тезисов, с которыми известный петербургский ученый Александр Сергеевич ЗАПЕСОЦКИЙ выступал в последнее время на съезде российских профсоюзов и в ряде научных конференций, приуроченных к столетию отечественного профдвижения. Профессор рассматривает профсоюзы как культуролог — в контексте общего развития мировой цивилизации. И получает в итоге яркие нестандартные выводы, с которыми он недавно выступил на страницах газеты «Санкт–Петербургские ведомости». — Александр Сергеевич, а зачем вообще нужны профсоюзы? Многие, особенно молодёжь, сомневаются: существуют ли они… — Существуют. И ещё как нужны. У них есть только одна альтернатива — революция, смута, кровопролитие. Профсоюзы — важнейшее достижение цивилизации. В рабовладельческом и феодальном обществе, как известно, профсоюзов не было. Они возникли как очень важный общественный механизм поступательного движения человечества вперёд. Об этом нельзя забывать. Внаше время Октябрьскую революцию в России нередко пытаются представить как некую досадную случайность. Но это неверно. Она произошла в результате ужасных притеснений, которые терпели простые люди от государства, дворянства, помещиков, предпринимателей. И индустриально развитые страны Запада учли этот опыт, нашли адекватный ответ — была создана система социального партнёрства. Эта система отрабатывалась, шлифовалась десятилетиями и строится на тщательно выверяемом и оберегаемом балансе интересов трёх сторон: государства, предпринимателей и профсоюзов. Она столь важна, что получила национальный характер — существует система международных правовых гарантий, соответствующих документов и следящих за их соблюдением органов и организаций, во главе которых Международная организация труда со штаб–квартирой в Женеве. Это дело серьёзное. Мировым сообществом разработан целый комплекс принципов и стандартов социального партнёрства. Нрушьте баланс интересов, ущемите одну из сторон того треугольника, кого–то из партнёров, и в стране появятся серьёзные проблемы. — У нас этот баланс нарушен? — Конечно, причём самым серьёзным образом. Отсюда и наше топтание на месте в экономической сфере, и безуспешные попытки властей решать все проблемы через усиление бюрократии, чиновничьего аппарата. Вднейшие отечественные экономисты, такие как академик Львов, поставили тяжёлый диагноз нашей экономике. По их мнению, главной проблемой для нашей страны является недопустимо низкая заработная плата. Без подъёма зарплаты реальный рост экономики в России невозможен. Кждый день телевизионные мудрецы доказывают стране, что подъём зарплаты может привести только к инфляции. Но это неверно. Нам внушают, что корень проблем — в низкой производительности труда. Дескать, давайте повысим производительность до уровня американцев, тогда и будем жить так, как они. Академик Львов взял сопоставимые цены часовой заработной платы в долларах и производительность на один доллар за час работы американского и российского работников и подсчитал, сколько за час создаёт российский работник продукции на доллар заработной платы. Часовая производительность в США — 27 долларов. В России — 7,6 доллара. Вроде бы очень большая разница — в 3,6 раза. Что касается зарплаты, то здесь такие цифры: 16 и 1,7 доллара, соответственно. Разница в 9,4 раза. Понятно, сколько на один доллар заработной платы создаёт сегодня российский работник по сравнению со среднестатистическим американцем: 4,6 доллара в России и 1,7 доллара в США. Вдумайтесь, на один доллар часовой зарплаты наш российский работник создаёт примерно в три раза больше продукта, чем американец! Ткой невиданной эксплуатации наёмного труда не знает ни одна развитая экономика мира. Вот потому наша экономика и недостаточно развита, что в ней не обеспечен разумный баланс интересов предпринимателя и человека, работающего за зарплату. Мировой банк провёл исследование, в результате которого выяснилось: зарплата ниже трёх долларов в час «выталкивает» человека из нормального производственного процесса, делает его неполноценным. Кк поступает в США, Германии, Японии рядовой человек со своей зарплатой? Покупает продукты, одежду для детей, платит за дом, машину и прочие товары. Деньги впрыскиваются в экономику. Создаётся общество потребления. Предприниматель ориентируется на спрос, работает конкуренция, рынок стимулирует производителя. А у нас что? Сами знаете. Зарплаты нет. Предприниматель присвоил себе почти всё, что создано, и переправил деньги за рубеж, вложил в чужую экономику. Абсурдная, порочная система. На Западе предприниматель богатеет вместе с обществом, у нас — жиреет, наступая народу буквально на горло. Дстигнуто это благодаря сознательному, планомерному давлению на профсоюзы. У нас в стране многие деятели, занимающие крупные государственные посты, не имеют достаточной гражданской зрелости, не являются, по сути, государственными деятелями. Совсем как в первые послереволюционные годы: «кто был ничем, тот стал всем». Им не хватает ума и образованности, да и желания работать на перспективу для страны. Ответственность за происходящее лежит, конечно, на государстве. Именно оно регулирует ситуацию. Но государство само является крупным работодателем. В этой связи вместо поисков оптимального баланса оно в различных конфликтных ситуациях слишком часто «забегает» на сторону предпринимателей. В последние годы, правда, положение улучшается, но слишком медленно. Н может быть движения к процветанию страны без сильных профсоюзов. Без профсоюзов не может быть развитой экономики по типу Германии, Франции, США. Вот экономику латиноамериканского или африканского типа без них построить весьма легко. Эту простую истину нам теперь предстоит открывать заново. — А почему так случилось? Не кажется ли вам, что общество отвернулось от профсоюзов? — Кажется. Только оно не само отвернулось. Ему помогли. В советское время государство превратило профсоюзы в свой послушный инструмент. Это было нелегко: ему пришлось сначала уничтожить массу профлидеров, рабочих активистов. Но это случилось. И в последние десятилетия существования социалистической формации общество относилось к профсоюзам как к части командно–административной системы, испытывало большое предубеждение. Кроме того, профсоюзы коллективны по сути. А в 1990–е годы вектор общественных настроений резко сменился в сторону индивидуализма, стяжательства, личного обогащения. Профсоюзы оказались в очень сложном положении. Ситуация, кстати, не была предопределена их сущностью, природой. В социалистической Польше, к примеру, профсоюзы возглавили общественные усилия по слому командно–административной системы и даже пришли к власти. Но у нас возобладали иные процессы. Ангажированные олигархами СМИ сумели навязать ложные представления о профсоюзах миллионам людей — и вступающим в жизнь, и взрослым: о том, что профсоюзы якобы не имеют исторического будущего, что они являются архаичной организацией, пережитком социалистического строя и должны уйти вместе с ним в прошлое. Эо ведь только на первый взгляд олигархи интересуются исключительно тем, как получить прибыль. Мы всё время слышим, что их якобы не волнует идеология. Дескать, только деньги их волнуют. Но на самом деле это неправда. Они более чем активно интересуются массовой идеологией, тем, что думают, какие ценности исповедуют жители страны: олигархи скупают или финансируют СМИ, заказывают создание по своим сценариям фильмов и книг и т. д. Они тратят деньги на промывку мозгов простого люда. И весьма в этом преуспели. Вего полтора десятка лет назад в общественном сознании граждан нашей страны была укоренена идея ценности труда, и одним из самых ярких проявлений этого было звание «Герой труда». Где это звание сейчас, в современной России? Где ценность труда? Где уважение к человеку труда? Раньше считалось почётным сделать что–то полезное для своей страны. Теперь такие устремления могут вызвать насмешку. Казалось бы, раньше в стране был менее прогрессивный режим, чем сегодня, но общественными идеалами становились Алексей Стаханов и Зоя Космодемьянская. А сегодня молодёжи предлагают в качестве образца для подражания Ксению Собчак и ей подобных… Тудно с такими идеалами достичь уровня экономического развития Швейцарии или хотя бы Германии, где до сих пор незазорно хорошо трудиться. Трудно приучить подростков любить свою страну, рекламируя «Ночной дозор», где «мораль сей басни» такова, что добро ничем не отличается от зла. А Мел Гибсон в это время выпускает на экраны мира фильм «Патриот»… Втаком контексте оболвания российских граждан профсоюзы выглядят не вполне уместными. Они не могут органично вписаться в подобное течение жизни, когда лейтмотивом становится безудержное обогащение любой ценой, попрание морали и нравственности. Ведь по своей сути, природе профсоюзы — это высоконравственная организация. Альтернатива профсоюзным идеалам — это не идеология частного предпринимателя, а психология безнравственных людей, разоряющих Россию. Пока безнравственность побеждает. — У вас получается, что профсоюзы — патриоты, а предприниматели — нет? — Это не у меня так получается. Судите сами: какой в России сегодня капитализм? Дикий. И кто же в этом устройстве дикий? В первую очередь предприниматели. Государство, которое идёт по жизни под ручку с новыми русскими бизнесменами, — оно, скорее, не дикое, а, скажем так, диковатое. И только профсоюзы у нас в стране сохранили все атрибуты человечности. Это организация, которая не вывозит за рубеж ни капиталы, ни рабочую силу и заботится о положении простого человека, заботится о подъёме производства. Ощество, в котором реализуются только интересы предпринимателей, не имеет никаких перспектив экономического развития. Зботясь о разумном балансе интересов, о заинтересованности работников, об отсутствии производственных, общественных и государственных катаклизмов, профсоюзы реально укрепляют Россию. Поэтому профсоюзы — глубоко патриотическая организация, и то, что хорошо для профсоюзов, хорошо для страны. А их упрекают в отсталости и пытаются преподнести общественному мнению как организацию якобы «шкурную», ставя на одну доску с олигархами и утверждая, что цели у них одинаковые: стать богаче. Этот ложный тезис пытаются внушить людям: якобы речь идёт всего лишь о перетягивании каната — кто больше получит денег. В то время как на самом деле речь идёт о вещах куда более важных: о справедливости и развитии России. Кстати, главнейший лозунг профсоюзов — справедливость. Пофсоюзы — это чрезвычайно интеллигентная, незапятнанная и прозрачная организация. За последние 15 лет в нашей стране в глазах общественного мнения скомпрометировали себя и олигархи, и предприниматели, и правительство. Меняются чиновники: старые уходят, новые приходят, но народ им не верит. И только профсоюзы ничем себя не запятнали. — Может быть, это и так, но особой пользы от профсоюзов тоже не видно. Создаётся впечатление, что профсоюзы живут какой–то своей жизнью, сами по себе, а страна — своей, совсем другой… — Вы верно сказали: «создаётся впечатление». Такое впечатление действительно создаётся нашими СМИ. Это вполне целенаправленная политика. На самом деле профсоюзы в России делают немало. Если бы не они, сегодня мы бы имели совсем иные законы, превращающие простых людей в рабов. Попытки создать такое законодательство предпринимались, но были отражены именно профсоюзами. Профсоюзам, несмотря на жёсткое противодействие, в целом удалось создать систему социального партнёрства. По их инициативе в пользу трудящихся решаются очень многие вопросы. Просто страна об этом почти ничего не знает. К примеру, многие слышали о столкновении профсоюзов с предпринимателями на заводах «Форд». А вот кто знает, что профсоюзы в этом конфликте добились справедливости? Ообенно наглядно сознательное искажение роли профсоюзов наблюдается в освещении правительственными СМИ событий за рубежом. Вот недавно телевидение смаковало информацию о многомиллионных штрафах, накладываемых на нью–йоркских транспортников в ходе их забастовки. Транспортники в итоге победили. Но об этом уже не было сказано ни слова — нечего подавать пример россиянам. Посмотрите, как интересно освещалась совсем недавно борьба профсоюзов за права молодёжи во Франции. Сначала появились репортажи о бедных молодых людях, которых работодатели доводят до отчаяния. Потом, по всей видимости, телевидению объяснили, как нужно толковать происходящее. И та же молодёжь мигом превратилась в бездельников, дармоедов. Затем практически каждая российская газета написала о плохой французской молодёжи, которая якобы хочет получать деньги, но не хочет работать. Истинной же сути конфликта российскому обществу так никто и не объяснил. Просто вдолбили в подкорку: профсоюзы — это плохо, вредно для общества. Рссийские события освещаются по такой же схеме. Вспомните: совсем недавно, в канун акции протеста работников здравоохранения, нам показали с уничижительными комментариями профсоюзный семинар на Кипре. Нам объяснили, что это ужасно: профсоюзные лидеры посмели собраться на второсортном курорте в третьесортной гостинице. Какой кошмар, там даже бассейн был! Что они себе позволяют? Вот когда российские олигархи скупают половину Лазурного берега — это нормально. Забыли сказать только, что профсоюзный семинар этот проводился по международной программе профсоюзной учёбы и на деньги международных организаций и что его проведение в Москве было бы в два раза дороже. Вот так пытаются дискредитировать профсоюзы. Мжду тем в иные времена, когда турбазы, здравницы и курорты были в руках профсоюзов, когда им давали нормально работать, миллионы и миллионы простых людей могли отдыхать на территории нашей страны не хуже, чем теперь средний класс за рубежом. — Но у профсоюзов и сейчас в руках огромная материальная база, только толку от неё не видно. — Во–первых, не такая уж и огромная. Во–вторых, раньше она работала в рамках целостной системы, которая теперь полностью разрушена. У профсоюзов забрали фонд социального страхования, который они в советское время использовали на нужды простых людей. И использовали, замечу, не просто очень грамотно, а безукоризненно. Теперь трудящиеся всего этого лишились. Раньше все крупные предприятия были обязаны содержать дома и дворцы культуры. Любой ребёнок с улицы мог прийти и записаться в кружок. И профсоюзы этим очень серьёзно и грамотно занимались. Девять процентов населения страны были вовлечены в самодеятельное художественное творчество. Это всё теперь обществу не нужно? Лчше те же самые средства, если они не большие, тратить на содержание милиции, карательных органов, тюрем и лагерей? Как сейчас вдруг все заволновались по поводу убийств людей на национальной почве, как все удивляются? Это просто выросло поколение детей, выброшенных страной на улицу в 1990–е годы. Предыдущие–то поколения учились в клубах танцам, ходили в кружки любителей книги, занимались в самодеятельных театральных коллективах. Теперь это всё забрали у профсоюзов и уничтожили. А клубы отдали под встречи жуликов с проститутками. Взможно, ксенофобия под влиянием милицейских репрессий у нас и спадёт. Я думаю, следующий этап — нападения на улицах на хорошо одетых людей с белой кожей, вандализм в отношении витрин магазинов и дорогих автомобилей. Это всё расплата за деформации в общественной жизни. Яубеждён, что государство будет вынуждено в ближайшие годы самым серьёзным образом корректировать свою политику. В обществе будущего профсоюзы будут значительно больше востребованы. Я имею в виду самое ближайшее будущее. Впрочем, и в дальнейшей перспективе без них не обойтись. Вопределённом смысле интересно сравнивать профсоюзы с церковью, хотя аналогия и не абсолютна. Церковь появилась как ответ на важные духовные запросы человечества и более 2000 лет, как бы на неё ни нападали, демонстрирует удивительную устойчивость. Даже в советское время в нашей стране она не исчезла. Профсоюзы тоже появились в истории человечества как ответ на определённые запросы общественного развития. Потребности общества в честности, порядочности, справедливости, которые лежат в основе профдвижения, — бессмертны. Многое может меняться, но данные потребности и, следовательно, отстаивающие их профсоюзы, будут существовать столько, сколько будет существовать само человечество. Н мой взгляд, этот нравственный стержень и делает профсоюзную идею в истории человечества не менее значительной, чем, например, идея государственности или идея христианства. Такие идеи не умирают.
Газета «Голос профсоюза» № 6–7, июнь–июль 2006 года.
Материал напечатан по просьбе комитета профсоюза ОАО «АЗ «Урал». |
назад |