свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 75 Уральский автомобиль Вторник, 18 июля 2006 г.

И постигнуть жизни суть

   Пслевоенная пора. Кто из ветеранов–автозаводчан не вспомнит эти годы, наполненные сложным трудом, и при этом не ощутит одновременно щемящей грусти и радости оттого, что был причастен к возведению автозавода? Одним из них по праву является уроженец Сибири Анатолий Михайлович Чернаков, бывший начальник участка кулачкового вала моторного цеха, недавно отметивший свой 75–летний юбилей.

   Иль 1948 года. После окончания ремесленного училища в Новосибирске по специальности «Токарь–универсал» юный Анатолий вместе с группой молодых специалистов приехал в Миасс, на автомобильный завод.

   — Когда я впервые пришёл сюда, завод показался мне очень маленьким, — вспоминает ветеран. — Сейчас же он разросся так, что одним взглядом не охватить. Небо и земля — то, каким завод был и каким стал.

   П приезде в Миасс всё пришлось начинать практически с нуля, что, впрочем, для Анатолия было не в новинку. Потеряв в детстве родителей, он оказался в детском доме, который запомнился тем, что «было, где спать и что есть».

   ВМиассе молодых рабочих поселили в общежитии. Анатолия направили токарем в моторный цех. С этого момента и началась его трудовая деятельность. С утра до вечера, с одним–единственным выходным, вместе со своими коллегами работал Анатолий. А если мастер просил остаться, что случалось достаточно часто, оставались безо всяких отговорок, потому как понимали: надо, значит — надо.

   — Иной раз и поесть нечего было, — рассказывает Анатолий Михайлович. — Часто голодным спать ложился.

   Оработав несколько лет, Анатолий ушёл в армию, где служил в танковых войсках. После демобилизации вернулся на завод, который, несмотря на все трудности, успел стать родным.

   50 с лишним лет отработал Анатолий Михайлович в моторном цехе. Больше всего запомнилось, как шла реконструкция главного конвейера, и как в заводских цехах автоматизировали уборку металлической стружки. Практически всё это время он неустанно учился. Окончил заводскую школу мастеров, курсы повышения квалификации в Горьком. Учёба шла впрок: был токарем — стал наладчиком, затем мастером, старшим мастером и, наконец, начальником участка кулачкового вала.

   Рдом с Анатолием работали такие мастера своего дела как начальник участка шестерни и масляного насоса Михаил Борисович Гапонов, начальник участка кулачкового вала Рудольф Николаевич Семёнов, наладчик Иван Николаевич Мохирев, бригадир слесарей Герой Социалистического Труда Василий Михайлович Густоев, мастер испытательной станции двигателей кавалер ордена Ленина Николай Иванович Свиридов.

   Н заводе Анатолий Михайлович встретил свою будущую жену Раису Ивановну. Она работала кладовщицей в инструментальном цехе, наладчицей в агрегатном производстве. Скоро у супругов Чернаковых золотая свадьба.

   — Похожи мы друг на друга? — улыбаясь, спросил меня Анатолий Михайлович. — Говорят, чем больше супруги живут вместе, тем больше у них внешнее сходство. Конечно, как и в каждой семье, всякое у нас бывало, но постепенно притёрлись. И сейчас понимаем друг друга с полуслова.

   С временем жизнь на заводе стала налаживаться. Активно внедрялся спорт. Автозаводчане, в том числе и чета Чернаковых, с азартом принимали участие в легкоатлетических эстафетах и кроссах, лыжных соревнованиях. Ходили на футбольные матчи на стадион «Труд» поболеть за любимых игроков. Заводчане организовывали массовые выезды на природу — по грибы да по ягоды, коллективную рыбалку, которую Анатолий Михайлович очень любит. В молодости почти каждый выходной выбирался на озёра с удочкой. А какими весёлыми были заводские праздники в парке!

   Спруги Чернаковы всегда были легки на подъём. Любили ездить на мотоцикле за лесными дарами. И ни один из отпусков дома они не проводили. Отправлялись в Мариуполь, Сибирь.

   — Долго мы никогда не собирались: побросаем в чемодан самое необходимое и — в дорогу, — говорит Раиса Ивановна.

   Кгда подошло время пенсии, Анатолий Михайлович не решился оставить родной завод — перевёлся охранником в службу безопасности, где трудится и по сей день.

   УАнатолия Михайловича и Раисы Ивановны двое взрослых детей — Сергей и Елена. По словам супругов, одно из основных качеств, которое они стремились привить своим детям — честность. И сыном с дочерью они по–настоящему гордятся. Сергей самостоятельно выбрал свой жизненный путь. Окончил школу, поступил в автомеханический техникум, по распределению был направлен в Красноярск на металлургический завод. После службы в армии вернулся в Миасс и сейчас трудится начальником ПДБ моторного цеха.

   Еена много занималась спортом, очень любила играть в баскетбол. А когда училась в институте, посещала спортивные секции. В настоящее время работает учительницей русского языка и литературы в школе № 26.

   Нстоящая радость в жизни Анатолия Михайловича и Раисы Ивановны — их внуки: Александр, Аня и Настя, а ещё правнук Женечка, которому идёт третий год. Александр — достойный продолжатель династии Чернаковых — на автозаводе он работает заместителем начальника цеха нормалей. Внучке Ане в ноябре исполнится 17 лет. Учится очень хорошо, в первых классах была отличницей. Аня увлечённо занимается лёгкой атлетикой, участвует в различных соревнованиях. По словам бабушки, главное для неё — спорт и учёба.

   Ив завершение беседы я поинтересовалась, какие награды Анатолия Михайловича хранятся в семейном архиве. В ответ он достал из шкафа красивую коробку, с виду — настоящий сказочный ларец:

   — Мне её специально для документов внучка подарила, — тепло улыбнулся он.

   Вней хранятся значок «Ветеран Уральского автомобильного завода», медаль «Ветеран труда», знаки «Победитель социалистического соревнования 1973 года» и «Ветеран автомобильной промышленности».

   


Алёна СТАТОВА



назад


Яндекс.Метрика