свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 68 Уральский автомобиль Суббота, 1 июля 2006 г.

На Урал из столицы

   Алтера Исааковича Зарецкого на заводе все называли Аркадием Исааковичем. Он родился 12 июля 1912 года в Москве. Завершив среднее образование, 10 января 1931 года пришёл в цех ковкого чугуна Московского автозавода. Затем работал наждачником по обточке отливок, старшим планировщиком и так далее. Спустя несколько лет Аркадий Исаакович был назначен мастером литейного цеха ковкого чугуна. В силу личных качеств, а главное — благодаря настойчивости и умению досконально разбираться в той или иной ситуации уже через восемь лет работы в сложнейшем и крупнейшем в стране литейном цехе чугуна ЗИЛа он стал заместителем начальника ПДБ.

   В1939 году Аркадий Исаакович возглавил ПДБ цеха и на этой должности работал вплоть до начала Великой Отечественной войны, то есть до июня 1941 года. Тем временем немцы брали одну территорию за другой и к ноябрьским праздникам были уже в 30 километрах от Москвы.

   Вдекабре 1941 года МосЗИЛ начал эвакуацию. Тысячи москвичей с ЗИЛа и других предприятий стали эвакуироваться на восток страны. Литейщики серого и ковкого чугуна по прямому указанию правительства получили направление на Урал, в город Миасс. Их коллеги оказались в Шадринске, Ульяновске и других городах страны.

   Звода тогда в Миассе ещё не было. К строительству цехов приступили только в начале 1942 года. За сравнительно короткое время, пока без кровли, лишь отдельными участками, был построен и цех ковкого чугуна, где началось производство всех необходимых отливок для сборки коробок скоростей для лёгких танков и другой военной техники.

   Тм временем, в основном на базе привезённого литейного оборудования — формовочные машины, литейные конвейеры, строился литейный цех серого чугуна. Сюда были брошены все силы завода. Аркадий Исаакович вместе с другими москвичами организовывал работу по формированию литейного цеха № 3. Шла подготовка цеха к пуску. Отвечал за пуск литейщик Пётр Васильевич Сёмин, а все остальные специалисты были распределены по участкам, будущим линиям, и каждый вносил свою лепту в общее дело.

   Лтейный цех серого чугуна начал действовать 8 июля 1944 года. И эта дата соответствовала началу выпуска автомобиля «ЗИС–5В», который в народе окрестили «Захаром». Вплоть до 1949 года Аркадий Исаакович работал в этом цехе начальником ПДБ. А затем стал заместителем начальника цеха серого чугуна по производству. В 1953 году Пётр Васильевич Сёмин перешёл работать начальником цеха ковкого чугуна, а Аркадия Исааковича назначили и. о. начальника цеха серого чугуна. Период становления цеха проходил сложно. Необходимо было ежедневно принимать неординарные решения по подбору кадров — рабочих, мастеров, начальников участков, по материалам, в том числе и шихтовым. Проблем было много.

   Оновную техническую работу взяли на себя москвичи. Это была сила, основа, костяк цеха. Например, мастером сложнейшего участка цеха серого чугуна — формовочного, службы механика был Абрам Григорьевич Бернштейн, а энергетиком цеха — Иван Семёнович Лосев. Многие москвичи были без специального или какого–либо технического образования. Зато они обладали опытом и огромным энтузиазмом. И цех, построенный в годы войны, уже к середине шестидесятых годов стал одним из лучших по качеству отливок, производительности труда и другим показателям. За этот период литейный цех серого чугуна стал правофланговым в производстве отливок. Например, в 1959 году по итогам работы во втором квартале коллективу нашего завода было присуждено первое место и переходящее Красное знамя Совмина РСФСР и ВЦСПС среди всех заводов страны. И в этом была немалая заслуга коллектива цеха серого чугуна.

   Ядолжен сказать, что в те годы основным поставщиком кадров для завода был автомеханический техникум. В этот же период прибыли выпускники лучших институтов страны. Вот так, буквально за несколько лет существования завода, дети золотоискателей и старателей превратились в прекрасных специалистов — по производству инструмента, штампов, литейщиков, гальваников, термистов…

   В1971 году Аркадий Исаакович за высокие производственные показатели, которых достиг цех, был награждён орденом Ленина, а спустя год, за строительство и пуск сталелитейного цеха, он получил звание лауреата премии Совета Министров СССР. Стальцех в жизни и работе знаменитого на заводе литейщика — это отдельная история, о которой я обещаю рассказать читателям позже, к юбилею этого заводского подразделения.

   


Н. БОГАЧЁВ,

   бывший главный металлург завода.



назад


Яндекс.Метрика