свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 65 Уральский автомобиль Суббота, 24 июня 2006 г.

Светлана ЦОЙ: «Интеллектуальный потенциал персонала — главное богатство завода» 10529

   Седи нас немало людей, способных взглянуть нестандартно на привычные явления, постоянно что–то совершенствовать, перестраивать, переделывать. Они полны новыми замыслами, необычными идеями.

   Иенно с такими людьми имеют дело сотрудники заводского БРИЗа. И. о. начальника бюро Светлане ЦОЙ есть о чём рассказать читателям нашей газеты.

   — Светлана Ильинична, известно, что наш завод всегда славился «мозговой гвардией», как в прежние времена называли рационализаторов и изобретателей. И движение это было довольно массовым. А нынче, интересно, мы не обеднели специалистами творческого склада мышления?

   — Прежние традиции на нашем заводе, конечно же, не только не утрачены, а непрерывно развиваются. Работа ведётся. Более того, за последние годы мы её пересматривали. Хотя численность отдела в связи с процессом оптимизации снизилась до численности бюро и нагрузка на каждого работника возросла, функции подразделения тем не менее направлены на то, чтобы ряды «мозговой гвардии» пополнялись.

   Внаши обязанности входят оформление рационализаторских предложений, работа с уполномоченными по рационализации в подразделениях завода. У них есть свои функциональные обязанности, и помощь они оказывают существенную. Самые активные среди них — это Венера Аскатовна Оськина, Сергей Иванович Шнякин — из третьего литейного цеха, Эльмира Талгатовна Зулкарнеева из заготовительного производства, Ольга Валерьевна Алексеева из цеха мостов, Нина Фёдоровна Новосёлова из автосборочного производства, Наталья Ивановна Маринина из литейного цеха № 4, Лариса Валерьевна Сабурова из УГК, Вера Константиновна Веселкова из УГТ. Кстати, 42 рационализаторских предложения и на счету самого С. Шнякина. А всего уполномоченных на заводе 32. Основные критерии оценки их работы — количество поданных и внедрённых рацпредложений, оформленных изобретений, экономический эффект от внедрения.

   Седи самых активных изобретателей хотелось бы отметить Сергея Александровича Баженова, Владимира Григорьевича Челнокова, Антонину Фёдоровну Ануфриеву, Татьяну Владимировну Сыролеву.

   — Завод сейчас работает в условиях реструктуризации. Коснулась ли она вашего отдела?

   — Коренным изменениям в последние годы подвергся и наш отдел. Подразделение входило в состав дирекции по управлению капиталом, затем дирекции по персоналу. Сейчас мы в составе дирекции по развитию, это положительно сказывается на нашей работе, так как руководитель технической службы способен достаточно полно вникнуть в работу, связанную с защитой технических разработок, понять проблемы рационализации.

   Всвязи с этим были пересмотрены некоторые направления нашей деятельности, в частности, процедура подачи и прохождения рацпредложения.

    Рацпредложение поступает уполномоченному по рационализации, который его регистрирует. Если заключение специалистов по рацпредложению отрицательное и автор с этим не согласен, оно выносится на рассмотрение экспертно–технического совета, председателем которого является директор по развитию А. Ведерников.

   Псле соответствующего заключения специалистов составляется план–график внедрения. Внедрение одного рацпредложения предусматривает работу со многими функциональными службами, которую необходимо согласовать. При положительном решении приступаем к внедрению, предварив его необходимым расчётом экономической эффективности. У каждого рацпредложения есть свои нюансы.

   Кждый рационализатор получает материальное вознаграждение, величина которого зависит от экономического эффекта. Правда, не соблюдаются сроки согласований экономического эффекта ОБП, по некоторым рацпредложениям они растягиваются до нескольких месяцев.

   Ме импонирует положение о вознаграждении рационализаторов, разработанное «Группой ГАЗ», где учитывается не только экономический эффект, но и сложность технической задачи, технический результат. Здесь всё очень хорошо продумано.

   — Можете ли вы сказать, какие направления вашей работы являются самыми сложными?

   — Самый, пожалуй, важный на сегодня вопрос — внедрение рационализаторских предложений и изобретений в производство. А второе по сложности направление — это выплата денежного вознаграждения. Справедливости ради следует отметить, что эта процедура никогда не отличалась лёгкостью — ни для работников БРИЗа, ни для авторов.

   Оно из сложных направлений нашей работы — коммерциализация объектов интеллектуальной собственности (продажа лицензий). Здесь своя проблема — нехватка кадров по информационной работе.

   — А вообще, какова тенденция сегодня: количество желающих поделиться своими творческими идеями растёт или уменьшается?

   — В 90–х годах наблюдался очень резкий спад в движении рационализаторов и изобретателей. Такие люди, как Виктор Дмитриевич Шепель, который фактически никогда не знал, что такое перерыв в техническом творчестве, были скорее исключением. Думаю, что причиной стал постигший нашу страну финансовый и экономический кризис. Потом, ближе к рубежу третьего тысячелетия, активность новаторов стала возрастать.

   — Вы сказали, что в начале наступившего века у рационализаторов и изобретателей нашего завода словно открылось второе дыхание. Не могли бы вы подтвердить это цифрами?

   — Пожалуйста. Возьмём последние три года. Если в 2004 году на предприятии было подано 130 рационализаторских предложений, то в 2005 — 150, а в 2006 году мы надеемся получить уже 400. Я думаю, потенциал есть, и немалый. Для его реализации необходимо создать благоприятные условия.

   Сйчас мы перерабатываем СТП — это стандарт предприятия по организации изобретательской и рационализаторской деятельности. Здесь регламентированы процедура прохождения рацпредложения, сроки работ подразделений, содержатся требования к выплате вознаграждения.

   Вближайшее время запланирована работа по обработке информации, касающейся рацпредложений, для представления её в электронном виде на выделенном для нас дисковом пространстве. Это значительно упростит работу и обеспечит оперативное получение сведений по рацпредложениям для уполномоченных по рационализации (доступ ограничен).

   — Светлана Ильинична, по вашим наблюдениям, наложило ли время отпечаток на специфику подаваемых рацпредложений?

   — Поскольку сейчас много говорят о том, чтобы снизить затраты на производство продукции, увеличить экономию, то, конечно же, возрос спрос на рацпредложения именно этой направленности. И, соответственно, активизировались заводские Кулибины.

   — Раньше портреты лучших рационализаторов завода помещались на Стенд почёта. Для новаторов проводились различные слёты, семинары, где у них была возможность поучиться у собратьев по репродукции интересных идей, обменяться опытом. Новаторы и завод в целом поощрялись почётными грамотами. К примеру, известен факт, что в начале пятидесятых годов решением Министерства автотракторной промышленности наш завод был признан «лучшим в деле рационализации». Это тоже служило своеобразным стимулом к техническому творчеству, вызывало уважение окружающих. А сейчас существует ли система морального поощрения?

   — К сожалению, нет. В этом направлении нам есть над чем работать. Ко Дню рационализатора и изобретателя премированы лучшие уполномоченные, активные рационализаторы. Поздравим их публично. Здесь, на мой взгляд, сочетается и моральное, материальное поощрение.

   — И ещё вопрос. Перекликается ли в какой–то степени рационализаторская деятельность с системой «бережливое производство», где в основу положен принцип кайдзен — непрерывных улучшений?

   — Общим для рационализаторской деятельности и системы «бережливого производства» является конечный результат, а вообще, существует чёткое определение — что такое рацпредложение и что такое кайдзен. Последнее — это система постоянных усовершенствований, направленных на устранение непродуктивных потерь, не требующая большой инженерной подготовки по их внедрению на рабочих местах. Основой же рацпредложений, изобретений, полезных моделей являются технические решения, имеющие отношение к конструкции автомобиля, оборудованию, технологии. Специалисты этих направлений работают по разработанному ими регламенту.

   — Проводится ли на нашем заводе работа по вовлечению молодёжи в рационализаторскую деятельность? Знаю, что такая проблема существует.

   — Ну, во–первых, мы проводим занятия для молодых специалистов — два раза в год такая школа работает на нашем заводе. И во–вторых, на предприятии выпущен приказ о введении в действие Положения об изобретателях. Надеемся, что это тоже послужит стимулом для молодых автозаводцев.

   Оормить рацпредложение достаточно просто, требования зафиксированы в СТП. А чтобы оформить заявку на изобретение, полезную модель, промобразец, необходимо, как минимум, ознакомиться с патентным законом, правилами оформления заяв-ки, то есть работа в этом направлении более трудоёмка.

   Умолодёжи ещё нет опыта. Нужны хорошие наставники. Таких немало, например, среди старшего поколения конструкторов УГК.

   Взраст молодых рационализаторов и изобретателей завода — за тридцать. Надеемся, что в перспективе приток молодёжи в эту сферу увеличится. Ведь в конце концов речь идёт о будущем завода. Интеллектуальный потенциал персонала — от простого рабочего до топ–менеджера, творческий ресурс — это наше главное богатство, залог повышения конкурентоспособности автомобилей, возможность активно и успешно продвигать их на внутреннем и внешнем рынках.

   — Светлана Ильинична, мы с вами беседуем накануне Дня рационализатора и изобретателя. Что бы вы хотели пожелать тем, кто мыслит нестандартно, чьи идеи как раз и помогают достичь этой цели?

   — Поздравляю рационализаторов, изобретателей — тех, кто участвует в движении сейчас и кто пока только ощущает в этом потребность. Ваш творческий потенциал сегодня востребован. Поздравляю наших уполномоченных по рационализации, будем стараться, чтобы труд их оплачивался. Желаю здоровья, оптимизма, целеустремленности.

   


Ольга БЕЛЯКОВА

   — За полтора минувших года на нашем заводе подано 651 рационализаторское предложение от 404 авторов.

   — Экономический эффект составил 18 млн. 968 тысяч рублей.

   — В 2005 году по результатам X Международной выставки–конгресса «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции», состоявшейся в Санкт–Петербурге, специалисты транспортного производства получили золотую медаль, диплом I степени и грамоту минэкономразвития области за разработку — «Универсальный автомобиль «Урал–4923 Д» с возможностью работы на железной дороге». Ещё одной награды этой же выставки удостоен руководитель испытательного центра управления главного конструктора Владимир Челноков за «Акустический комплекс для исследований глушителей выпуска двигателей внутреннего сгорания».



назад


Яндекс.Метрика