свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 63 Уральский автомобиль Вторник, 20 июня 2006 г.

Оставил добрый след завод

   «Хозяйство лабораторий было тогда очень бедным. Приборы, реактивы, посуда и материалы, привезённые с московского завода, быстро расходовались. Все беспокоились, как будут дальше пополняться эти запасы. Мы делали заявки в Москву. И с каким волнением вскрывали грузы, чуть не плакали, если что–нибудь случайно разбивалось в пути. Но всё–таки недостаточно было различных колб для химических анализов. Нам помогала химлаборатория треста «Миассзолото» под руководством А. Л. Можайцева. Выручали нас стеклодувы, которые чинили стеклянные приборы, посуду, из старых запасов стекла выдували новые пробирки и другие приборы. Мы выходили из положения ещё таким образом: от электроламп отрезали цоколь, стеклодувы нагревали её, придавая форму разных размеров. По предложению начальника химической лаборатории С. С. Бергер стаканы для электролиза изготавливали из обычных бутылок, отрезая верхнюю часть. Надо отметить, что работа цехов, отделов, лабораторий по качественным показателям не имела никаких скидок на трудности времени… Это было давно. Всё изменилось. Как радостно, что эти изменения также хороши качественно, как и велики количественно». Эти воспоминания начальника лаборатории антикоррозионной защиты Лидии Георгиевны Рутенштейн, относящиеся к событиям 1944 года вполне могут стать эпиграфом к рассказу о ветеране труда Маргарите Николаевне ОВИНОВОЙ.

   Лдия Рутенштейн, приехавшая из Москвы вместе с эвакуированным заводом, стала первым учителем Маргариты Николаевны.

   — Лидия Георгиевна — грамотный специалист, отличный руководитель. Она дала мне возможность самостоятельно вести работу по обеспечению контроля составов электролитов гальванических ванн, цианистых солей и анализа сточных вод и ванн нейтрализации твёрдых отходов, — говорит Маргарита Николаевна. — В дальнейшем проводить экспериментальные работы по усовершенствованию процессов гальванического производства.

   Плучив диплом Уральского политехнического института в Свердловске по специальности «Технология электрохимических производств», Маргарита Николаевна пришла работать на завод, в лабораторию защитных покрытий простым лаборантом.

   — Почему я выбрала эту специальность? — говорит Маргарита Николаевна. —«Электрохимия» казалась новым, интересным и загадочным для меня предметом. После окончания вуза была возможность остаться в Свердловске, но устроиться на работу было очень сложно. Выпускников распределяли в Пермь и Миасс. Преподаватель института бывал в Миассе и сказал: «Езжайте туда, в «Уральскую Швейцарию», там такие места!»

   Рзвивающемуся предприятию в Миассе молодые специалисты были необходимы, поэтому исполнительную, ответственную Маргариту Овинову взяли сразу.

   — Ежегодно проходили совещания молодых специалистов. Я никогда не забуду, как выступала на одном из них, для меня — самом первом. Всё было так торжественно! Присутствовал главный металлург Соломон Бернштейн. Я делала доклад на тему «Металлопокрытия на нашем заводе», — рассказывает Маргарита Николаевна. — Так всё началось. Я набиралась опыта, участвовала в совершенствовании технологии процессов никилирования, меднения, цинкования, фосфатирования и других, в проведении работ по созданию гальванического производства.

   В1966 году лабораторию защитных покрытий разделили на две. Одну из них — лабораторию металлопокрытий — возглавила Маргарита Николаевна. Предыстория такова. В 1964 году Маргариту Николаевну назначили исполняющей обязанности начальника лаборатории антикоррозийной защиты.

   — Там масла и смазки, анализ сточных вод и металлопокрытия. Я поняла, что мне одной всё не потянуть. Поэтому настояла, чтобы разделили лабораторию, — вспоминает Маргарита Николаевна. — Помещение нашей лаборатории находилось в моторном цехе и было очень маленьким. Здесь работали всего три лаборанта. Со временем наша группа стала расти, достигнув четырнадцати человек. Правда, велика была текучесть кадров. Молодые специалисты быстро уходили, у завода не было возможности обеспечивать их жильём.

   Мргарита Николаевна помнит и старейших сотрудников лаборатории:

   — В их числе лаборанты Анна Свиридова, Зинаида Борисова, Полина Букреева, инженеры–исследователи Валентина Щербакова и Римма Попова.

   Впроцессе роста завода, создания новых модификаций автомобилей, расширения гальванического производства лаборатория металлопокрытий стала заниматься усовершенствованием процессов гальванопокрытий.

   — Мы не варились в собственном соку: пользовались опытом Горьковского автозавода, «ВАЗа», «КамАЗа». Много ездили на конференции и семинары в различные города Советского Союза, — рассказывает Маргарита Николаевна. — Надо сказать, что ни один завод не произвёл на меня такого впечатления как Уральский автомобильный. Здесь всегда был порядок. В то время, когда я работала, мы старались не отставать от других, внедряли что–то новое. К примеру, щелочной электролит цинкования. Тогда завод использовал цианистый электролит с блескообразующими добавками. А цианиды — это сильно действующее ядовитое вещество. У нас были кубометры этого раствора. Мы внедрили блескообразующую добавку в щелочной электролит, не снизив уровня качества.

   Звод был заинтересован в новых, менее опасных технологиях обработки металла, в повышении квалификации работников лаборатории. Все начальники лабораторий посещали техническую библиотеку, изучали новую литературу по–своему направлению. На местах проводились занятия с лаборантами, корректировщиками и инженерами.

   — Вообще, электрохимия — сложный предмет. Только, когда я пришла на завод, изучая литературу по предмету, смогла разобраться во всех вопросах, возникших у меня ещё в институте, — говорит Маргарита Николаевна.

   Освоей работе она вспоминает:

   — Мы работали на энтузиазме. Тогда некоторые цеха завода изготавливали медали в честь выпуска миллионного автомобиля или лучшему спортсмену, работнику и другие. Как правило, перед праздниками их приносили в лабораторию, чтобы анодировать с обработкой в различных красителях. У нас была команда. Я очень благодарна тем людям, с которыми работала — главным металлургам С. И. Бернштейну, Ф. И. Ковалёву, Н. В. Богачёву, начальникам ЦЗЛ В. Н. Чекалову и А. Н. Литовченко, начальникам термических цехов № 1 и 2 В. И. Сысолятину и Ф. Д. Бородину, мастеру В. С. Зинатуллину, начальнику техбюро М. И. Мышкис, начальнику лаборатории защитных покрытий Л. Г. Рутенштейн, начальнику химлаборатории Т. В. Торбеевой, технологам Л. Н. Кучерявых и Г. А. Отвиновской, С. Х. Талиповой, Н. С. Шейкиной, инженерам Р. В. Поповой, В. Ф. Щербаковой, В. И. Зубовой, Н. А. Прохоренко, В. Ф. Ковригиной, С. В. Некрасовой, лаборантам А. И. Свиридовой, З. А. Борисовой, Н. И. Кочетовой.

   Иотдыхали мы очень хорошо. Часто под Новый год каждая лаборатория готовила конкурсы, игры, сатирические программы, в которых с юмором обличали недостатки и недоработки отдела.

   Н глазах Маргариты Николаевны развивались заводские лаборатории, было положено начало гальваническому производству, совершенствовались технологии многих процессов. В частности, под её руководством были внедрены процессы цинкования в цианистом электролите с блескообразующими добавками, малоцианистое цинкование, где значительно была снижена концентрация цианидов, новые растворы фосфатирования на основе монофосфата цинка, что позволило улучшить качество фосфатной плёнки и другие.

   Е труд оценён по достоинству — медалью «За доблестный труд в ознаменование 100–летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», знаками «Ветеран труда», «Ветеран «УралАЗа». В домашнем архиве Маргариты Николаевны почётные грамоты и благодарственные письма.



назад


Яндекс.Метрика