свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 61 Уральский автомобиль Четверг, 15 июня 2006 г.

Россия, подними миллиарды!

   6–7 июня в Екатеринбурге проходил Первый российский Лин–Форум «Бережливое производство для России», организатором которого выступил «ЦентрОргПром» (Екатеринбург), а генеральным спонсором стала «Группа ГАЗ» — крупнейший отечественный автомобилестроительный холдинг, раньше всех в России начавший осваивать принципы «бережливого производства».

   ВЛин–Форуме приняли участие более двухсот представителей предприятий, фирм и компаний, отечественные и зарубежные эксперты в области Лин. Главная задача форума заключалась в том, чтобы обменяться передовым опытом, выработать новые инициативы в области «бережливого производства», позволяющие развивать систему роста на национальном уровне.

   Цнтр Екатеринбурга. Деловой выставочный центр «Атриум–Палас–Отель». Здесь, в трёх залах — «Россия», «Москва» и «Екатеринбург» — два дня работал Первый российский Лин–Форум «Бережливое производство для России». За рубежом подобные встречи давно стали традицией, привычной образовательной и дискуссионной площадкой для представителей бизнеса, власти и экспертов в области повышения эффективности производства. Наша страна пока находится в начале пути. Решено сделать подобные форумы ежегодными и посвящать их обсуждению вопросов построения новой производственной системы.

   Иак, Первый российский Лин–Форум уже стал частью новейшей истории, важнейшим событием года для руководителей производств и специалистов по непрерывному совершенствованию. Тема снижения издержек сегодня стала актуальной для многих отраслей. Поэтому Лин–Форум нашёл поддержку в Минэкономразвития РФ, Российском союзе промышленников и предпринимателей, Международном союзе металлургов, Законодательном собрании и правительстве Челябинской области. Многие российские предприятия уже на практике убедились в том, что повышением эффективности производства необходимо заниматься, используя при этом самые передовые технологии, такие как система Лин.

   Мтоды «бережливого производства» способны легко приживаться в любой производственной среде и приносить весьма ощутимые результаты. Примером тому может стать АЗ «Урал», где уже полтора года идёт внедрение «бережливого производства». Прошёл не столь большой срок, но результаты становятся очевидными. Освоенные автозаводцами инструменты в деятельности кайдзен позволяют реально снижать затраты, избавляться от незавершённого производства, увеличивать получаемую прибыль, успешно укреплять бизнес, улучшать качество производимой продукции. Первые успехи, что достигнуты на Уральском автозаводе, становятся известны далеко за пределами Миасса. Всё чаще и чаще на АЗ «Урал» приезжают представители различных предприятий Уральского региона, чтобы познакомиться с накопленным автозаводцами опытом в деятельности кайдзен. При этом миасские автомобилестроители и сами не забывают дальше учиться, ведь процесс совершенствования бесконечен. Безусловно, представители АЗ «Урал» не могли не принять участия в Первом российском Лин–Форуме.

   Гнеральный директор ОАО «АЗ «Урал» Виктор Корман, выступая на открытии форума, пожелал от имени правления «Группы ГАЗ» успешной работы, направленной на широкомасштабное внедрение «бережливого производства» в реальном секторе отечественной экономики. Затем Виктор Христофорович сделал доклад, в котором был обобщён опыт АЗ «Урал» в применении Лин для автомобилестроительного производства. Чтение доклада сопровождалось демонстрацией слайдов. И каждый присутствующий в зале мог сравнить, как было на заводе раньше и что стало сейчас.

   А сделано, действительно, очень много. За последние два года АЗ «Урал», действуя в направлении оптимизации затрат и повышения эффективности производственных процессов, накопил приличный практический опыт. Автомобильный завод «Урал» поставил перед собою цель — стать предприятием мирового класса. А чтобы этого достичь, необходимо добиться роста производства автомобилей, неуклонно наращивать их реализацию, постепенно снижать незавершённое производство, избавляться от запасов товарно–материальных ценностей и готовой продукции. А где найти такую палочку–выручалочку, позволяющую при жёсткой конкуренции на рынке грузовых автомобилей добиваться заметных успехов? И, представьте себе, такая система есть. Это «бережливое производство», помогающее добиваться решения поставленных задач через оптимизацию потока создания ценности, устранение потерь в технологическом процессе и проведение непрерывных улучшений на каждом рабочем месте. АЗ «Урал», вслед за ОАО «ГАЗ», стал одним из первых в России внедрять «бережливое производство».

   Пименяя новую производственную систему, Уральский автозавод, несмотря на рост цен на материалы и все виды энергоресурсов, снизил собственные затраты, что позволило предприятию не только удержаться на рынке, но также разработать и создать принципиально новый продукт — дорожную гамму автомобилей. Вот почему на Первом российском Лин–Форуме со стороны его участников к практической деятельности АЗ «Урал» в области кайдзен проявлялся неподдельный интерес. Одно дело узнавать о «бережливом производстве» из книг и обучающих практикумов. И совсем другое — увидеть реальные результаты. Уже в первый день работы Лин–Форума многие его участники из числа руководителей предприятий стали записываться в состав экскурсионной группы, чтобы побывать на миасском автозаводе и всё увидеть своими глазами. И ещё одна важная деталь. АЗ «Урал», помогая различным предприятиям осваивать основы кайдзен, и сам продолжает учиться. Вопросам управления персонала при внедрении принципов «бережливого производства» был посвящён доклад ещё одного представителя АЗ «Урал» — Марселя Зайнашева, главного специалиста по сопровождению обучения персонала новой производственной системе.

   Вкачестве докладчиков и ведущих семинаров, отраслевых секций выступили такие известные и авторитетные специалисты в области непрерывного совершенствования процессов, как Майкл Вэйдер (США), Яльчин Ипбукен (Турция), Такаси Танака (Япония), Юрий Адлер (Россия), Юдзо Такебе (Япония), Алексей Баранов (Россия). О своих достижениях в построении эффективных систем роста рассказали представители известных фирм и компаний — «Русал», «Еврохим», «Евразхолдинг», «Уралмашзавод», «Каменск–Уральский металлургический завод».

   Тма снижения издержек сегодня актуальна для многих отраслей производства в России. Поэтому не стоит удивляться тому, что к работе Первого российского Лин–Форума отечественные СМИ проявили неподдельный интерес. Журналы «Эксперт», «Секрет фирмы», «Техсовет», «Стандарты и качество», «Вестник Лин», газеты «Промышленный еженедельник», «Деловой круг», «Регионы России» направили в екатеринбургский «Атриум–Палас–Отель» своих представителей. Чтобы журналисты получили как можно больше полезной и нужной информации, организатором Лин–Форума ООО «ЦентрОргПром» и была проведена пресс–конференция, в работе которой приняли участие президент Leadership Excellence Майкл Вэйдэр (США), президент Lean Institute Turkey Яльчин Ипбукен (Турция), директор ООО «ЦентрОргПром» Алексей Баранов, генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман, директор по бизнес–процессам ООО «Евразхолдинг» Джакомо Байзини, руководитель проекта «Бережливое производство» дирекции по внедрению ОАО «Русал» Валентина Сизикова.

   Окрывая пресс–конференцию, Алексей Баранов сказал:

   — Пришла пора осознать, что мы больше не можем себе позволить использовать устаревшие производственные системы, доставшиеся в наследство от эпохи массового производства.

   Мйкл Вэйдэр, президент Leader-ship Excellence, при общении с репортёрами отметил, что система Лин не такая уж сложная, как кажется, призвал всех журналистов использовать её и в своей творческой деятельности. Отвечая на вопрос корреспондента «УралБизнесКонсалтинга», он подчеркнул, что после 2002 года в России наблюдается рост по внедрению «бережливого производства», но он ещё не столь высок, чтобы говорить о глобальных успехах:

   — Если эта система не будет развиваться, то Россия останется изолированной страной, а ваши компании так и не смогут повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции.

   Гнеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман сказал на пресс–конференции, что внедряемая на предприятиях «Группы ГАЗ» новая производственная система позволяет существенно снижать затраты, издержки производства. И начинать внедрение этой системы можно на любом этапе, поскольку бесконечен процесс непрерывного совершенствования. Необходимо как можно больше вовлекать людей в философию и деятельность кайдзен.

   Пинявший участие в пресс–конференции корреспондент «Уральского автомобиля» не упустил возможности задать вопросы первому руководителю предприятия. Более полутора лет на АЗ «Урал» идёт внедрение «бережливого производства». Появилось много плюсов, но какой из них самый главный? И ещё. Найдут ли практическое применение на АЗ «Урал» итоги Первого российского Лин–Форума?

   — Самый главный плюс внедрения «бережливого производства» мне видится в том, что появляется среда для создания конкурентоспособного продукта, повышается качество, снижаются издержки, идёт рост продаж на рынке, происходит позиционирование нашего продукта как лидера в области полноприводных автомобилей и существенное улучшение ситуации на рынке после вхождения предприятия в новую для себя нишу дорожных автомобилей. Конечно, обмен мнениями на Лин–Форуме пойдёт на пользу. Мы многое взяли на заметку — пригодится.

   Овечая на вопрос корреспондента журнала «Нейшнл–бизнес», возможно ли массовое сокращение персонала при «бережливом производстве», генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман подчеркнул, что это исключено:

   — Основа системы состоит в том, чтобы не сокращать людей, а создавать условия для их перемещения. Либо внутри производства, либо задействовать новые бизнес–направления. Внедрение новой производственной системы ни в коей мере нельзя ассоциировать с сокращением. Такого быть просто не может.

   Тетий день Лин–Форума был посвящён гемба–поездкам на предприятия. Одна группа участников побывала на ВСМПО–«АВИСМА» (г. Верхняя Салда Свердловской области), две других стали гостями АЗ «Урал». Выбор на миасское градообразующее предприятие пал не случайно. Снижение затрат за счёт «бережливого производства» в 2005 году на предприятии составило 10 миллионов рублей, высвобождено восемь тысяч квадратных метров площади. В 2006 году процесс внедрения Лин–технологий охватил все без исключения производства и подразделения предприятия, в эту работу вовлекаются и поставщики автозавода.

   Закомство участников Лин–Форума с АЗ «Урал» началось с посещения дирекции по развитию новой производственной системы. Затем автобус доставил большую группу гостей в главный корпус предприятия. В состав делегации входили более двух десятков руководителей, топ–менеджеров предприятий от Брянска и до Иркутска. Конечно, экскурсией это событие назвать нельзя. Поездку от Екатеринбурга до Миасса, да ещё в жару, специалисты совершили для того, чтобы всё осмотреть, записать в блокноты, расспросить. Чтобы потом у себя опыт АЗ «Урал» использовать. Участники работы Первого российского Лин–Форума побывали на презентации работы межфункциональной группы по решению проблем в окрасочном производстве, ознакомились, как проходит развёртывание «бережливого производства» на главном конвейере, в механосборочном цехе, на участке трубопроводов АСП, в ремонтно–механическом цехе сервисного центра технического обслуживания и ремонта.

   Пяснения по сути прошедших практикумов и достигнутых результатов давали главные специалисты ДРПС Владимир Балахнин, Филат Давлетшин, Анатолий Феськов, Сергей Костецкий, Илья Гаев. Особенно большой интерес у гостей вызвал участок трубопроводов цеха главный конвейер автосборочного производства, где в 2005 году удалось применить все семь известных на заводе инструментов «бережливого производства». Экономический эффект от проведённой здесь работы составил в 2005 году более 2,5 миллиона рублей. Уменьшилась площадь участка, повысилась производительность, высвобождено излишнее оборудование, снизились запасы, сократилось время переналадок. Произошедшие перемены просто нельзя не заметить. И участники Лин–Форума говорили о них.

   Александр ЗАХАРОВ, генеральный директор ОАО «Микрон» (Курган):

   — То, что вы сделали, производит очень сильное впечатление. Избыточные мощности — это проблема всех российских заводов. АЗ «Урал» решает эту задачу, концентрируя производство. Особенно понравился участок изготовления трубопроводов. Всё посмотрел, записал… Будем стремиться и у себя так же сделать.

   Юий ПОРОШИН, генеральный директор Уфимского агрегатно–производственного объединения:

   — Если сказать коротко, то повсюду на вашем заводе виден порядок. А это и есть первооснова успеха любого производства. Я имею в виду не только чистоту цехов. Порядок в технологических процессах, на рабочих местах, в хранении материалов. Считаю, что миасские автомобилестроители проделали огромную работу. Действительно, есть чему у вас поучиться. Эта поездка мне очень поможет, потому что мы на предприятии тоже начали работу по внедрению «бережливого производства». На первых этапах всегда много вопросов. Думаю, что после знакомства с АЗ «Урал» их станет меньше.

   Сргей ЕВСЕЕВ, ведущий тренер ООО «ЦентрОргПром» (Екатеринбург):

   — Автомобильный завод «Урал» одним из первых начал в России внедрять «бережливое производство». Ваше предприятие достигло реальных успехов. Это видно. Есть динамика роста. Все производственники это отмечают. Радует то, что АЗ «Урал» делится накопленным опытом, помогает другим предприятиям осваивать «бережливое производство».

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика