свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 56 Уральский автомобиль Четверг, 1 июня 2006 г.

Что угодно «кисе»?

   Нчалось лето. Это уже можно констатировать с уверенностью. И каникулы. А значит, что детское население наших домов начнёт активно разъезжаться по лагерям, бабушкам, курортам. Но всё равно — не все. Кому–то придётся проводить время во дворе, дожидаясь с работы пап–мам. И вот скажите честно: вы хоть изредка наблюдаете за гуляющими детьми? Вас ничего не удивляет? Многих, например, да. Что именно? Дети по двору просто сло–ня–ют–ся, маясь от безделья. Лишь изредка можно увидеть у мальчишек футбольный мяч, а у девчонок — куклы или «резиночку». Получается, что наши дети не знают даже самых простых игр, а взрослым, озабоченным, как бы чадо одеть, накормить да на лето пристроить, недосуг заниматься ещё и этим. Но ведь вы помните свои детские игры? Или сможете вспомнить, если постараетесь?

   Явот помню своё (правда, не столь далёкое, как у родителей подросших детей) детство очень ярко. Нас невозможно было загнать домой, игры были на любую погоду и время года и дня — и подвижные, и спокойные, и нечто среднее между тем и тем. И такие, в которые мы играли всем двором, а то и с «соседями», и чисто наши, девчоночьи, и те, где надо было думать, соображать, быть предельно внимательными.

   М, поколение восьмидесятых, — «потерянное», «бездуховное», «американизированное», «принявшее на себя первую волну насилия и порнографии на телеэкранах» — всё же не слонялись бесцельно по двору, не зная, чем заняться.

   Н дело не в этом. Просто я надеюсь, что этот материал принесёт пользу, что кто–то даст этот номер газеты на изучение своим детям или просто объяснит правила самых простых и интересных, с моей точки зрения, летних игр.

   «ВЫШИБАЛЫ» — нужно разделиться на две команды. Два человека из первой берут мяч и встают на определённое расстояние друг от друга, а вторая команда целиком располагается посредине. Задача первой команды — «выбить» из центра своих соперников, которые уворачиваются от мяча. Когда в центре остаётся один участник, в него кидают столько раз, сколько ему лет, плюс ещё один раз за команду. Если удастся продержаться, игра продолжается так же; если всё–таки «выбили», команды меняются местами.

   «12 ПАЛОЧЕК». По сути, те же прятки, но интереснее. Мы обычно находили кирпич, клали поперёк него доску, на один конец которой складывали палочки (какие найти удастся) — их было на одну меньше, чем участников. Кто–то резко опускал ногу на доску, палочки взлетали в воздух, и надо было их ловить. Кому не достанется, тому и водить (или, как мы говорили, «галить»). Он считает до десяти, остальные прячутся. А дальше, как обычно — или тебя найдут и «застукают», или ты «застукаешься» сам.

   «БАШМАЧКИ» — актуально в том случае, если у подъезда имеются уже ставшие редкостью лавочки. Так вот, вся ватага на них усаживается, главный «башмачник» забирает у всех обувь и уносит её в подъезд. Там расставляет как попало, в один или два ряда, так, чтобы парные не оказались рядом и чтобы со скамеек эту «витрину» не было видно. И после «башмачник» идёт проводить опрос, кому какую обувку принести. Заказы звучат примерно так: «третий слева в первом ряду», «второй справа»… Ты получаешь башмак, потом второй, и обуваешься. Весело — оба на левую ногу, оба не твои. И это ещё не всё, главный прикол впереди. Все встают на одну линию, и по команде «башмачника» бегут определённое расстояние — например, до забора и обратно. Кто первый примчится в чужой обуви, тому и быть «башмачником».

   «КИС–КИС». Обычно рисовали две черты, возле одной вставали сами, а между чертами располагалась «киса», повернувшись к нам пока спиной. Завязывался следующий диалог:

   — Кис–кис!

   — Мяу–мяу!

   — Какой цвет?

   Тт «кисе» приходится напрячь мозги и выдать колер, которого в данный момент не наблюдается в одежде играющих, и назвать его. Например…

   — Оранжевый!

    «Киса» оборачивается, и те, кто отыщет у себя что–нибудь оранжевое (заколку, цветок на платочке…), спокойно переходят за вторую черту. Можно прицепиться к счастливчику и перейти, держась за его оранжевый элемент. А если не удалось (на всех не хватило)… То надо перебегать, да так, чтобы «киса» тебя не поймала. Поймает — придётся мяукать самому.

   «ФАНТЫ» — Одна из моих любимых игр. Набегаешься, усядешься на скамейку… Ведущий подходит и заводит с тобой беседу, при этом добиваясь, чтобы ты рассмеялась.

   — К вам приехал барин, толстый, как татарин (никакого расизма, просто в рифму!). Он велел вам не смеяться, губки бантиком не делать, «да» и «нет» не говорить, чёрный с белым не носить, «р» и «л» не выговаривать. Вы поедете на бал?

   Ели рассмеёшься до окончания фразы, отдаёшь свой «фант» (любой мелкий предмет из кармана или подобранный тут же, на земле). Если нет, тебе задают вопросы, связанные с балом — в чём поедешь, с кем, что наденешь, как причешешься… Надо строго соблюдать все обозначенные условия, но рано или поздно всё равно сбиваешься, и ведущий переходит к следующему участнику. Когда у всех фанты отобраны, ведущий назначает «сковородку». Она отворачивается, ведущий достаёт за её спиной фант и спрашивает, что этому фанту надлежит сделать. Тут всё зависит от фантазии «сковородки», задание может быть любым приемлемым (обежать вокруг дома, попрыгать, прокукарекать, изобразить кого–нибудь…)

   «ЧТО УГОДНО, или СЕ–ДЖО». Откуда взялось это непонятное «се–джо» и что оно обозначает, мне неясно и поныне, но это уже неважно. Играли одни девчонки, вы поймёте, почему. Мы усаживались на скамейку, мяч — у ведущей. Первый вопрос — как тебя зовут? Ведущая называет имя и бросает тебе мяч. Если имя не нравится, мяч отбиваешь, и так пока имя тебя не устроит. Или до тех пор, пока тебе не скажут «се–джо», тогда, если ты его поймала, имеешь право выбрать любое имя. Потом — как зовут его (в смысле, твоего личного принца на белом коне). Дальше — интереснее. Вопросы «о личном» — где познакомились, чем он занимается, где поженились, какой у вас дом, сколько детей, в какой стране живёте… Всё, что прочитала, увидела в кино, можно примерить на себя в этой игре. Только одно «но». Если тебе сказали «се–джо», а ты зазевалась и не поймала мяч, то тебе достаётся предыдущий вариант. (Например, до «се–джо» было названо имя Таня, и придётся тебе так называться…) Ведущая «извращается» как может, предлагая самые немыслимые варианты, и если не хочешь испортить свою сказку, надо быть внимательной и собранной. А то окажется, что с султаном Брунея познакомилась ты… в птичьем гнезде. Или в холодильнике.

   А ещё «СЕКРЕТИКИ». Это не игра, это символ лета. Всё очень просто — выкапываешь ямку, кладёшь туда всё, что тебе нравится — цветочные лепестки, пуговицу, фольгу («золотиску»), фантик… Потом прижимаешь стёклышком, закапываешь обратно и, проделав маленькую–маленькую дырочку, рассматриваешь. Потом снова закапываешь, обязательно запоминаешь это место и периодически свой «секретик» проверяешь. Можно подружке показать, а можно и не показывать…

   Сйчас вспоминаю, что у нас был очень дружный двор. Между собой дружили все девчонки, все мальчишки, часто играли вместе и обязательно объединялись, чтобы нарушать родительские запреты. Убегали со двора в лес, а то и на стройку или на элеватор, или на «разрезы». Так что если двор вдруг пустел, это могло означать только одно —все сразу, коллективно, под домашним арестом. Тогда мы «перекрикивались» с балконов. И на одной стороне дома, и на другой. В лучшем положении оказывались те, у кого окна квартиры на обе стороны выходят — тогда можно передавать сообщения…

   Пчти все из того дома разъехались, уехала и моя семья, причём давно, когда мне было двенадцать лет. Если бы такого не произошло, игры были бы переданы «по наследству» младшим, сохранилась бы преемственность поколений. Но она и сейчас не пропадает — в День защиты детей я делюсь кусочками детства со всеми!

   


Юлия КУШПИЛЬ



назад


Яндекс.Метрика