свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 55 Уральский автомобиль Вторник, 30 мая 2006 г.

Неужто «полтинник», Юрий?

   Вера физоргу литейного производства Юрию Мальцеву исполнилось 50 лет

   Ткое бывает. Знаешь человека всего ничего, каких–то года два, а кажется, будто знаком с ним очень давно, ещё с прошлого века. И отгадка, кажется, ведома. Просто есть люди, с которыми всегда интересно. Они много знают, без устали странствуют, всё замечают, любят родной край и другим помогают красоты заметить, проживая дни как–то наособицу, без зла и зависти. Вот Юра Мальцев, живущий в Миассе. Никогда наши пути–дорожки не пересекались. А будто вместе с ним в одной роте служили, у костра походный ломоть хлеба делили, по горным кручам за каким–то сокровенным смыслом карабкались, по нескончаемой снежной лыжне бежали…

   — Всё началось с Таганая. Да, да, так и запиши. Именно с него всё и началось. Как школьником, семнадцатилетним, пошёл в поход, так до сих пор из него выйти не могу. Влечёт меня дорога. А почему? Спроси… И не отвечу…

   Ворой этаж здания управления литейного производства, кабинет председателя профкома. Стол. И три кубка на нём. Награды команды литейщиков, полученные на прошлогоднем Дне физкультурника. За точную стрельбу и силу, показанную при перетягивании каната. А в недавние апрельские дни литейщики снова всех удивили, уверенно выиграв первенство автозавода по баскетболу среди команд первой группы.

   Лгко ли быть организатором физкультурно–оздоровительной и спортивно–массовой работы на основных производствах АЗ «Урал»? Хотя эту лямку мне тянуть не доводилось, но точно знаю — совсем не легко. Вот, скажем, цеха литейные. Тяжёлая там работа, об этом все знают. До соревнований ли, когда заканчивается смена и приходит пора скоротечного отдыха. Тем не менее спорт на заводе всегда прописку имел и далее здравствовать будет. Спасибо физоргам, всем поборникам здорового образа жизни. Уральцы, они такие, до работы охочие и про досуг не забывают. В литейном производстве таких людей предостаточно. И физорг охотно называет имена тех, кто постоянно участвует в спортивных соревнованиях: Юрий Мурдасов, Анатолий Сигбатуллин, Сергей Пашин, Алексей Патрашкин, Евгений Соколов, Сергей Круглов.

   Н, что, Юрий, уже полтинник. А давно ли всё только–только начиналось. Школа в посёлке Динамо, воинская служба в Германии, учёба по вечерам и первые походы…

   — Знаешь, я кое–что на веку посмотрел. И теперь совершенно точно могу сказать; ничего лучше наших мест на свете нет.

   1971 год. Дата поступления Юрия Мальцева на Уральский автомобильный завод. За плечами осталось техническое училище № 38. Выучился на слесаря–инструментальщика, но работать стал электромехаником в ИВЦ завода. Потом — служба в армии. Сержант, командир боевой машины пехоты. Затем снова завод. Учёба в вечернем автомеханическом техникуме. Контрольный мастер управления главного энергетика. Три года работы формовщиком на «самстрое». И новое поле деятельности — физорг литейного производства. Участвовал себе, парень, во всех заводских соревнованиях, заметили, предложили проверить себя. Согласился. И не жалеет по сей день.

   Нргуш, Иремель, Уреньга, Зюраткуль, Шелом, Зигальга… Горный поход по Средней Азии… Путешествие на велосипеде вокруг озера Иссык–Куль… «Бег чистой воды», поездки на марафоны в Омск и Шадринск…

   — И если бы Союз не распался, то мои походы, конечно же, продолжались бы и усложнялись. А теперь все дороги вьются вокруг Урала.

   Саренький велосипед «Спутник», купленный когда–то на советские 92 рубля, «намотал» на свои колёса не одну тысячу километров. А сколько протопано ногами? И с медведем нос к носу доводилось встречаться, и клещи впивались, и усталость с ног много раз валила. Только дороги как манили, так и манят.

   — Наверное, это как болезнь. Тянет в горы, когда приходит время выходных дней, праздников, отпуска. Идёшь, кругом ёлки, пихты. Места от Аши до Миасса, 250 километров горнозаводской зоны — самые красивые. Одна вершина лучше другой. Веришь, по сей день не могу определиться, какая же из них самая–самая. А сколько интересных людей встречаешь в походах…

   Нпоседа, балагур, сочинитель песен, вечный странник… Это всё о нём, о Юрии Мальцеве. Конечно, гитара в его жизни тоже много значит. Как говорит, «самоуком» освоил науку играть на струнах звонких, много раз участвовал в фестивалях и слётах авторской песни — Ильменском и на Чёрной Скале. Сочинённая им «Забелинская песня» всегда исполняется на летнем и зимнем мемориалах Виктора Николаевича. Однажды Юрий подарил мне слова из своей песни для газетного заголовка — «Но есть резон всем встать на лыжи, живём в Миассе, а не в Париже». А песню ту он написал к юбилею известного миасского тренера–лыжника Василия Дмитриевича Соломатина. Встретится где–нибудь на соревнованиях физорг Мальцев, непременно шуткой зацепит: «Ты пиши, пиши, ничего не пропускай, репортёр».

   А ещё он так увлекательно рассказывает о самых разных, порой обыденных вещах, что просто заслушаешься. Про самолёт, что разбился в 1947 году на Откликном гребне… Про свой старый бревенчатый дом, который за двести пятьдесят лет его жизни трижды раскатывали и столько же раз собирали в разных местах… Про то, как и когда надо правильно заготавливать впрок душистые веники, чтобы зимой они душу лечили… Про легенды, связанные с озером и посёлком Тургояк… Про то, как девятилетним парнишкой слушал в пионерском лагере «Утёс» рассказы великого режиссёра Сергея Герасимова…

   Очём же мечтается ему, до каких ещё горных вершин хочется добраться? Есть, есть задумки. Появиться там, где ещё не бывал. Круглая сопка, гора Яман–Тау, пробежать путь от Уфы до Миасса, а то и дальше, до Нижнего Новгорода, передать привет «ГАЗу» от «Урала». Знаете, куда собирается направиться физорг Мальцев после того, как отпразднует свой юбилей? На Большой Иремель.

   — Там в июне на вершине ещё снег лежит. Как это здорово — в нём летним днём искупаться.

   Итак это было вкусно сказано, что и мне тоже захотелось на Иремель подняться. Юрий обещал взять с собою.

   … В деревянной баньке, что построена Юрием, есть, конечно же, парилка. И камни в ней примостились. Самые нижние слои из рек Катав, Юрюзань, Ай взяты, а те, что наверху, попали в Миасс из Чёрного моря. Разогреешь всю эту сущность на огне, плеснёшь туда водички ковшик… И воспарит тогда душа над суетой, и время как будто замедляет бег...

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика