свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 54 Уральский автомобиль Суббота, 27 мая 2006 г.

«Бережливое производство»

   Торческая мысль не останется незамеченной

   С1 мая 2006 года на предприятии действует утверждённое генеральным директором АЗ «Урал» Виктором Корманом положение «О внесении и реализации предложений по улучшениям в подразделениях». Приказ подписан, поступил в дирекции, службы, производства. Осталось самое простое, и, между тем, самое сложное — выполнять. Документ, о котором идёт речь, стоит того, чтобы о нём рассказать более подробно. Потому что всех нас касается. И направлен он на то, чтобы ещё более энергично вовлекать персонал автозавода в процесс непрерывных улучшений, дальнейшего развития производственной системы.

   Сначала 2006 года работниками различных подразделений Уральского автозавода подано свыше двух тысяч предложений по линии улучшений в деятельности кайдзен, более половины из них уже внедрены. Как видим, автозаводцы не остаются в стороне от «бережливого производства». По–прежнему востребованной остаётся и компьютерная база данных дирекции по развитию производственной системы. За последнее время отмечено почти три тысячи посещений сайта ДРПС. Специалисты дирекции объёмно и понятно отвечают на все поступающие вопросы по сути продвижения «бережливого производства» в различных подразделениях автозавода. О чём же чаще всего пишут? Например, о том, что существующая пока методика создаёт много сложностей при подтверждении фактического и экономического эффектов после завершения практикумов по инструментам новой производственной системы. Как отметил руководитель ДРПС Николай Руденко, проводимая на предприятии работа показала, что назрела необходимость изменить подходы к действующей методике проведения экономических расчётов при развёртывании «бережливого производства». Подготовлен проект соответствующего приказа, в котором найдут отражение все корректирующие поправки. Николай Михайлович также подчеркнул, что дирекция по развитию производственной системы надеется на поддержку со стороны руководителей и специалистов подразделений и внимательно отнесётся ко всем поступившим предложениям по проблематике дальнейшего развития «бережливого производства» в цехах и офисах автозавода. Любая дельная информация всегда идёт на пользу.

   Тк уж получилось, что автору этих строк, освещающему производственную тематику на страницах «Уральского автомобиля», довелось наблюдать за продвижением «бережливого производства» на АЗ «Урал» с самых первых шагов. Признаюсь честно, поначалу я, как, наверное, и многие автозаводцы, ничего не понимал, считая, что это очередная модная кампания, каких на моём веку встречалось, увы, немало. Но вскоре осознал, что это серьёзно. И навсегда. А после того, как по итогам проведённых практикумов системы инструментов 5S неузнаваемо изменились такие заводские подразделения, как участок изготовления трубопроводов АСП, ремонтно–механический цех СГИ, главный конвейер, производство вспомогательного и мерительного инструмента ПОИ, офис централизованной бухгалтерии, стала понятной одна простая вещь. Действительно, в умелых руках «бережливое производство» способно творить чудеса. Причём, за очень короткий период времени. И примеров тому более чем достаточно. Снижаются затраты, повышается качество работы, исчезают ненужные операции, улучшается безопасность труда, появляются вблизи станков цветы, чистота и уют. Разве этого мало? Сравните, что было ещё совсем недавно и что наблюдается сегодня. А ведь ещё и двух лет не прошло, как на предприятии начато внедрение новой производственной системы, позволяющей беречь ресурсы и приумножать прибыль. Вот и получается, что АЗ «Урал» приобрёл просто уникальные инструменты, которые в состоянии исправлять в лучшую сторону любую негативную ситуацию.

   Её одну деталь хотелось бы непременно подчеркнуть. Часто приходится бывать в цехах, на совещаниях и управляющих комитетах. И вот что заметил. Процессом продвижения «бережливого производства» активно занимаются генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман, главные специалисты ДРПС, приезжающие в Миасс консультанты Кайдзен–Института, топ–менеджеры предприятия, управляющие производствами. А далее ниточка связи прерывается. Начальники цехов, участков, мастера, бригадиры… Ситуация складывается таким образом, что они как бы продолжают пребывать вне поля деятельности кайдзен. И неведомо, какая причина на это влияет. То ли их большая загруженность текущими производственными делами, то ли обилие иноязычной лексики в документах «бережливого производства», то ли пресловутая парадигма, определяемая одним российским выражением — «а мне это надо?» Как образно заметил во время недавно прошедшего управляющего комитета финансовый директор АЗ «Урал» Сергей Смецкой, наблюдается тенденция, что внедряемая на производстве новая производственная система потихоньку уходит «в параллельный мир». На заводе освоены достаточно действенные инструменты, как, например, принцип вытягивания. Но при этом встречаются такие недопустимые вещи, как брак, недостачи, плохой учёт, отсутствие страховых запасов деталей на линиях сборки узлов и агрегатов. И как же избавиться от существующего противоречия? Следует активизировать процесс обучения, особенно линейных руководителей, тех производственников, которые трудятся там, где создаются ценности, ежедневно возникают и решаются проблемы. А также постоянно стремиться к тому, чтобы вовлекать всё новый и новый персонал в процесс непрерывных улучшений и дальнейшего развития «бережливого производства».

   Гнеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман, отмечая на управляющем комитете важность системного обучения персонала, подчеркнул, что на предприятии встречаются отдельные начальники цехов, мастера и бригадиры, хорошо разбирающиеся в философии и практике «бережливого производства». Но надо сделать, чтобы таковыми стали все. И эту важнейшую задачу необходимо решить при выполнении положения «О внесении и реализации предложений по улучшениям в подразделениях». Иначе никакого движения вперёд просто не будет. Утверждённый документ призван увеличить вовлечение персонала в поле деятельности кайдзен за счёт активизации, развития и материального стимулирования творческих, изобретательских способностей работников. Отныне в каждом самостоятельном подразделении организуются комиссии по улучшениям, которые будут рассматривать все поступающие предложения. При этом следует учесть вот что. Не считаются кайдзенами (непрерывными улучшениями) повседневная, пусть даже всегда хорошо выполняемая, работа, внедрение в производство ранее утверждённых бизнес–процессов и проектов, требования и жалобы к руководству, заведомо невыполнимые проекты, инновации или изобретения. Определён порядок работы комиссий по улучшениям — не менее одного раза в месяц. Предложения по улучшениям может подать любой работник АЗ «Урал», при этом он должен их обязательно классифицировать по важности направлений: безопасность, персонал, себестоимость, качество, производство. Творческая мысль не останется незамеченной, она обязательно будет премирована, потому что предусмотрена материальная мотивация за внедрение улучшений. За каждое принятое комиссией предложение автору присваиваются баллы. И последнее. Работники, ставшие лидерами по внедрению улучшений, рассматриваются как кандидаты на повышение в должности и на увеличение оплаты труда, направляются на курсы повышения квалификации, имеют преимущества на участие в конкурсе «Лучший автозаводец» по своей профессиональной категории.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика