свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 52 Уральский автомобиль Суббота, 20 мая 2006 г.

Любить человека, совершенствуя мир

   21 мая исполняется 100 лет со дня рождения великого кинорежиссёра, сценариста и актёра XX столетия Сергея Герасимова. Накануне этой даты в Челябинской области прошёл кинофестиваль «Любить человека», посвящённый памяти Сергея Апполинарьевича. Так назывался один из его фильмов. В этих же словах отражается и творческое кредо большого мастера. Он любил жизнь, своим талантом стремился сделать мир добрее, а взаимоотношения между людьми — более светлыми. Заключительные аккорды юбилейного кинофестиваля «Любить человека» пройдут сегодня неподалёку от Миасса, в селе Кундравы Чебаркульского района, на родине Сергея Апполинарьевича. Нашему городу тоже повезло. 16 мая в ДК автомобилестроителей состоялась встреча с народным артистом России Сергеем Никоненко и заслуженной артисткой России Валентиной Теличкиной. Они, верные ученики Герасимова, выбрав свободное время, приехали в Миасс, где ровно 40 лет назад снимался фильм «Журналист», ставший очень важной вехой в начале их творческого пути.

   Сргей Апполинарьевич Герасимов — личность огромного масштаба. Он является автором более двух десятков картин, ставших киноклассикой. «Комсомольск», «Молодая гвардия», «Люди и звери», «Тихий Дон», «В начале славных дел», «Лев Толстой»… По этим фильмам учились жить, из них узнавали правду, находили ответы на трудные вопросы бытия. Писатель, сценарист, режиссёр, актёр. И ещё — Учитель. За долгие годы служения искусству из стен ВГИКа под опекой С. А. Герасимова и его жены Т. Ф. Макаровой вышла целая плеяда талантливых актёров и режиссёров. Многие из них недавно приезжали на Южный Урал, чтобы почтить память Учителя. Повезло и нам. Двое из их числа стали гостями Миасса. Впрочем, если точнее, гостей было трое. Борис Александрович Краснопёров, агроном по специальности, долгие годы дружил с мэтром, он же и стал инициатором создания в Кундравах музея Сергея Апполинарьевича Герасимова.

   Ивот они на сцене Дворца автомобилестроителей. Известные мастера, любимцы российских киноманов, Сергей Петрович Никоненко и Валентина Ивановна Теличкина. Два звёздных представителя «школы Герасимова». Да, время их тоже коснулось. Постаревшие, поседевшие. Но надо было видеть, какой радостью светились их глаза, когда гости вспоминали события 40–летней давности. Запомнилась такая деталь. Летом 1965 года Сергей Герасимов почти три месяца проводил съёмки «Журналиста» в Миассе, добиваясь точного кадра и филигранной игры актёров. Сегодня создатели «мыльных опер» за один съёмочный день изловчаются склепать пару серий. И пусть. «Мыло» забудется, фильмы же С. Герасимова будут смотреть новые и новые поколения.

   Влентине Теличкиной, выпускнице ВГИКа было всего 20 лет, когда её пригласил сам С. Герасимов на роль Вали Корольковой в фильме «Журналист». Сегодня за её плечами более полусотни сыгранных ролей. Но больше всего помнится самая первая, в «Журналисте».

   — Наверное, эту роль я сыграла с перепугу. Моя сказка, моя жизнь в кино началась на Урале, в ваших удивительных местах, среди красивых и щедрых душою людей. Это было настоящее счастье — работать с Сергеем Апполинарьевичем. Некоторые эпизоды картины снимались прямо на сцене вот этого дворца. Фильмы Герасимова — это кино на все времена. Сегодня всем нам не хватает личности такого масштаба, как Сергей Апполинарьевич. Но какое это счастье, что остались его работы. Лишь бы их показали в эти юбилейные дни. Они — как родники чистой воды.

   Влентина Теличкина, рассказывая о С. Герасимове, конечно же, не играла роль. Она такая и в жизни, похожая на своих героинь. Обаятельная, всем знакомая, будто вчера встречалась на пути. И на вопрос из зала: что же спасёт нашу страну, нашу духовность? — она ответила очень искренне.

   — Я не знаю ответа на этот вопрос. Но знаю, что спасает меня. Память. Пример Сергея Апполинарьевича Герасимова. Святоотеческая литература. И семья. И ещё мне помогает то, что я пишу картины.

   Сргей Никоненко родился за два месяца до начала Великой Отечественной войны. В младенческом возрасте два года провёл вместе с мамой в партизанском отряде. В юности четыре раза поступал в московские театральные вузы. Безрезультатно. Пока не попал на глаза Сергею Герасимову. В 1964 году окончил ВГИК. Сыграл на экране 170 ролей, в качестве режиссёра стал автором 15 картин, среди которых есть очень популярные в народе — «Трын–трава», «Семьянин», «Цыганское счастье», «Целуются зори», «Птицы над городом».

   — Знаете, как я был потом благодарен тем театральным вузам за то, что меня не приняли. Ведь я учился у Герасимова. Это большое счастье, работать рядом с таким мастером, учиться у него. Он блестяще объяснял нам, молодым актёрам, как надо играть роль. Однажды во время рыбалки на озере Аргази говорю ему: «Сергей Апполинарьевич, вы для меня прежде всего — актёр». Он отвечает: «Ошибаешься, кум, прежде всего я — писатель».

   В время общения с миасской публикой Сергей Петрович рассказал о многом. О работе с другим крупным режиссёром, Василием Макаровичем Шукшиным, на съёмках картины «Странные люди», о роли Сергея Есенина в картине С. Урусевского «Пой песню, поэт», о своём взгляде на всё, что происходит в России. И взял бурные аплодисменты собравшихся в зале, когда задорно пропел куплет песни из картины «Журналист».

   — Ой, горят, горят, горят от прощанья губы. А колёса говорят — любит, любит, любит…

   А потом начался тот знаменитый двухсерийный фильм, в котором увековечен наш Миасс, правда, под именем Горноуральск. Когда–то во Дворце автомобилестроителей Сергей Герасимов предоставил миасцам возможность первыми в стране посмотреть «Журналиста». Это было в 1967 году. И вот новая встреча с картиной. На экране появляется знакомое. Тургояк, остров Веры, старый вокзал, проспект Автозаводцев, прежняя проходная автозавода, каменные заборы исторической части города, плотина пруда… Зрители смотрели мелькающие кадры, многое с трудом узнавая. Как всё изменилось за 40 лет… Наверное, у кого–то в зале навернулись на глаза слёзы от воспоминаний, когда пел с экрана хор Уральского автозавода, которым в ту пору руководил Анатолий Прохорович Швидь. Этот хор и поныне радует своим творчеством миасцев, песня живёт, просветляя наши души.

   …Незаметно, быстро пролетает время. Окончилась встреча с тем временем, которое никогда не вернётся. Нет той страны, в которой мы жили. Другие идеалы правят миром. Сокровенная всё же загадка — кино Герасимова. Всё просто. И всё сложно. Доброта. Зло. Честь. Правда. Поиск себя в жизни. Совершенствование мира и человека, живущего в нём. Фильм заставляет думать, сопереживать героям, вспоминать прошедшие дни. Когда–то после просмотра «Журналиста» в стране поднялся настоящий бум. В газеты приходили светлые и наивные мальчики. А потом они незаметно спивались, умирали от ранних инфарктов, уходили в никуда. Какие лица воскресают на экране! Василий Шукшин, Иван Лапиков, Юрий Васильев… Так и кажется, они живут, они рядом… Печально. Как жаль, что теперь таких пронзительных фильмов никто снимать не будет. И не сможет, даже если захочет. Мастер ушёл далеко–далеко, он где–то там, среди мерцающих звёзд. И свет его души пробует долететь до нас. Герасимов учил: любите человека, совершенствуйте мир на основе собственного несовершенства. Пытаемся. Но получается ли? Вот в чём вопрос.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика