свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 52 Уральский автомобиль Суббота, 20 мая 2006 г.

Lean production: за пределами массового производства

   Окончание. Начало в № 51.

   Новые перспективы

   Пэтому к началу XXI века на Западе сложилось понимание того, что внедрение Lean production связано с комплексной реорганизацией производства, осуществляемой в долгосрочной перспективе. По понятным причинам это осознание ещё не привело к изменениям в стратегической расстановке сил на мировом рынке, а среднесрочные достижения отдельных адептов Lean ещё не позволяют судить об устойчивости принятого ими нового курса развития. В то же время, эти успехи способствуют дальнейшему территориальному распространению Lean production, которое в течение последних 2–3 лет перестало быть некой экзотикой не только на Западе, но и в России.

   Ведрение Lean–практик в России тем более актуально, что качество выпускаемой для массового потребителя высокотехнологичной отечественной продукции, как правило, является достаточно низким не только по японским, но и по среднеевропейским меркам. При этом во многих случаях отечественные предприятия не имеют выхода на международные рынки сбыта, вынуждены использовать не самую дешёвую и не самую квалифицированную рабочую силу и постоянно инвестировать в обновление основных производственных фондов. Если в этой ситуации продолжать придерживаться идеологии крупносерийного производства начала прошлого века, то выход может быть только один — банкротство.

   Эо банкротство может только приблизить растущий интерес международных корпораций к российской экономике. Так, российскому автопрому в ближайшем будущем придётся конкурировать не только с действующим в Ленинградской области сборочным заводом активно осваивающей Lean production компании Ford, но и с построенным в том же регионе сборочным заводом Toyota, который выйдет на проектную мощность в течение ближайших 1–2 лет.

   Ксчастью, на сегодня уже целый ряд российских компаний реализует свои программы внедрения элементов Lean. Среди них такие важные для российской и региональной экономики предприятия и группы компаний как РусАл, ВСМПО–Ависма, Уралмаш, Каменск–Уральский металлургический завод (консультантом выступает ООО «Центр «ОргПром»),

   Тким образом, бережливое производство становится своеобразным признаком отраслевого лидерства, что позволяет прогнозировать дальнейший всплеск интереса к этой производственной системе со стороны наиболее динамично развивающихся крупных и средних российских компаний, работающих в высококонкурентной среде и остро нуждающихся в новых прорывных технологиях организации бизнес–процессов.

   Автопром

   Ообый интерес в этой связи, естественно, вызывает поворот к Lean–практикам российского автопрома. По мнению наблюдателей, наибольшую активность во внедрении Lean в этой сфере проявляет «Группа ГАЗ», созданная в ходе реструктуризации холдинга «РусПромАвто». Эта группа объединяет производства легковых автомобилей, грузовиков и автобусов различного класса, а также экскаваторов, тягачей и прочей специализированной техники, так что здесь имеется возможность применить организационные инструменты Lean в самых различных условиях. Несколько лет работы в этом направлении ещё не дают оснований говорить о стратегических успехах, однако компании уже удалось получить на этом пути целый ряд обнадёживающих результатов, и прежде всего на Горьковском автозаводе. Так, подводя итоги 2005 года, и. о. начальника технического бюро завода М. Сусин отметил, что сборочно–кузовному производству удалось сэкономить 8506 тысяч рублей при задании в 7710 тысяч рублей. Для обеспечения этой экономии сотрудниками завода было предложено 86 кайзен–мероприятий, из которых было успешно внедрено 46. В этой же связи ведущий инженер ООТиЗ литейного производства завода Л. Егорова заявила, что в прошедшем году усилия по организации труда и стандартизации рабочих операций позволили снизить трудоёмкость изготовления продукции на автомобили семейства «ГАЗель» на 68,4 тысячи нормо–часов в год.

   Итересен и опыт внедрения Lean на A3 «Урал», также входящем в «Группу ГАЗ», хотя бы в силу значения этого предприятия для экономического развития Уральского макрорегиона. Построение корпоративной производственной системы здесь было начато весной 2004 года и предусматривает пять этапов. Два из них — «Введение» и «Определение структуры» — уже пройдены. В настоящее время реализуется этап «Развёртывание» системы во всех цехах автозавода. В дальнейшем будут реализованы этапы «Вверх по потоку» и «Установление системы». Одним из лидеров в проведении этапа развёртывания производственной системы A3 «Урал» является участок трубопроводов главного конвейера автосборочного производства. Здесь ещё в 2005 году был проведён полный цикл Lean–практикумов, позволивших сократить запасы, производственные отходы, потери от брака, значительно улучшить условия труда. К концу года общий экономический эффект этих мероприятий достиг более 2,5 миллиона рублей.

   Пи этом внимание предприятий «Группы ГАЗ» к внедрению Lean отнюдь не является каким–то исключением. Например, ВАЗ использует элементы Lean в своей работе с поставщиками, а также в организации сварочного производства, КамАЗ применяет техники Lean при оптимизации рабочих мест и картографировании потока создания ценности на главном сборочном конвейере, УАЗ вводит на своём главном конвейере Lean–системы визуального контроля и just–in–time и т. д.

   Пзволит ли этот поворот к Lean повысить конкурентоспособность российской промышленности до необходимого уровня, покажет будущее. Однако уже сегодня очевидно, что в ситуации глобальной конкуренции и широкой известности Lean production большое значение приобретают субъективные факторы — на рынке останется не просто тот, кто согласится на внедрение Lean, а тот, кто сделает это быстрее и качественнее.

   Вё это, в свою очередь, вызывает рост отечественного рынка Lean–консалтинга, который уже сегодня представлен целым рядом достаточно интересных и профессиональных участников. Достаточно отметить, что некоторые из них, такие как ООО «Центр «ОргПром», в своё время выступившее пионером на российском рынке провайдинга Lean–технологий, смогли не только внедрить технологии «бережливого производства» на десятках предприятий по всей России, но и выйти на рынки ближнего и дальнего зарубежья.

   


Пётр ВЕРХОВЦЕВ.

   Жрнал «VIP Консультант».



назад


Яндекс.Метрика