свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 50 Уральский автомобиль Вторник, 16 мая 2006 г.

Работать прибыльно, снижать затраты

   Н минувшей неделе в одной из аудиторий отдела профессиональной подготовки персонала АЗ «Урал» специально приглашённая доцент кафедры экономики и финансов ЮУрГУ кандидат экономических наук Лариса НЕСТЕРОВА провела семинар «Аутсорсинг: вне и в рамках компаний». Среди слушателей семинара были исполнительный директор АЗ «Урал» Александр Васильев, директор по производству Вячеслав Несчастный, финансовый директор Сергей Смецкой, главный инженер Виктор Ганеев, заместитель исполнительного директора — руководитель проекта по аутсорсингу Сергей Фёдоров, начальник проектно–технологического управления Владимир Субачев, начальник сервисного центра технического обслуживания и ремонта Юрий Гредякин, директора транспортного производства и автокомпонентов Владимир Полетаев и Николай Завьялов, а также руководители подразделений дирекций по развитию, финансовой службы, централизованной бухгалтерии, управления информатики, Торгового дома «УРАЛавто».

   А что это такое — аутсорсинг? Вот что важно для начала понять и усвоить. И Лариса Геннадьевна Нестерова, известный на Южном Урале консультант по маркетингу, постаралась сделать так, чтобы не слишком обременять слушателей обилием наукообразных терминов, цифрами и графиками. Аутсорсинг — это выполнение сторонней организацией определённых задач или некоторых бизнес–процессов, обычно не являющихся профильными для бизнеса компании, но, тем не менее, необходимых для полноценного функционирования бизнеса, как способ оптимизации деятельности предприятий за счёт сосредоточения усилий на основном предмете деятельности и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям.

   Аутсорсинг — это управленческий механизм, когда руководитель решает, самостоятельно выполнить какую–нибудь работу или отдать другому. Передать часть своих «забот» другой компании — это и есть основной смысл аутсорсинга.

   Оно из основных преимуществ аутсорсинга заключается в более качественном и менее затратном выполнении переданной функции. Более высокое качество объясняется наличием профессионалов, имеющих опыт по данной конкретной проблематике. Внешний провайдер — аутсорсер способен обеспечить более высокий уровень услуг по приемлемой цене за счёт специализации или эффекта масштаба. Аутсорсинг бывает двух видов: производственный и бизнес–процессов. Если первый позволяет предприятию сосредоточиться на разработке новых продуктов, то второй предусматривает передачу сторонней организации отдельных бизнес–процессов, которые не являются для компании основными, главенствующими, например, на аутсорсинг могут быть переданы управление персоналом, бухгалтерский учёт, маркетинг, логистика, реклама, общепит… Если не вдаваться в экономические детали и мудрёную терминологию, то станет понятной одна простая вещь. С аутсорсингом мы все с вами встречаемся. И довольно–таки часто. Вот вы ловко владеете ремеслом токаря, любую деталь на станке выточить в силах. Зато топор в руках совсем держать не умеете, поскольку не ваша это функция. А деревянную недорогую баньку поставить на садовом участке очень хочется. И тогда остаётся один выход. Найти искусного плотника, который быстро и качественно сотворит сруб. И станете вы тогда заказчиком, а плотник на какой–то период будет подрядчиком, то бишь — аутсорсером. Конечно, сравнение примерное, но суть явления обозначена, кажется, верно.

   Рструктуризация производства, оптимизация численности, «бережливое производство», аутсорсинг. Эти слова нынче на слуху, они, как звенья одной цепи, определяют действия, направленные на снижение затрат. Зачем, скажите, «нагружать» основное производство непрофильными объектами. Теперь, когда рынок и жёсткая конкуренция правят повсюду бал, жизнь поневоле заставляет считать каждый рубль.

   Вт почему аутсорсинг никак не мог пройти мимо автозавода. Он поможет большое и сложное хозяйство АЗ «Урал» привести в соответствие с принципами построения эффективного машиностроительного предприятия. Не случайно же в группе слушателей недавно прошедшего специализированного семинара присутствовали специалисты тех производств, служб и бизнес–структур, которые можно вывести на аутсорсинг. Думается, что все они получили в ходе нескольких часов занятий первоначальный объём знаний, необходимый при движении бизнеса вперёд. Доцент Лариса Нестерова в очень доходчивой и убедительной форме прояснила взгляд на многие вещи. Аутсорсинг не так страшен, как его малюют. Ничего, автозаводцы — народ сообразительный, везде выход найдут.

   Торетические выкладки, с которыми руководитель семинара «Аутсорсинг: вне и в рамках кампаний» обращалась к аудитории, то и дело иллюстрировались конкретными фактами из жизни некоторых предприятий Челябинска, уже вступивших на тропу аутсорсинга. Например, Челябинский трубопрокатный завод, где новая управляющая компания поставила для выполнения такую задачу: не надо производить много–много разных труб, пусть их будет столько, сколько возможно без риска продать на рынке. Кстати, за время своего общения во время семинара с группой специалистов автозавода кандидат экономических наук Лариса Нестерова несколько раз отметила ведущую роль АЗ «Урал» среди предприятий Южного Урала в деле продвижения «бережливого производства». Слава про миасских автомобилестроителей в этом перспективном направлении, позволяющем значительно снижать затраты, давно вышла за пределы города в Золотой долине. А вот на ниве аутсорсинга мы только начинаем делать первые шаги. Ничего, наверстаем.

   Втаких крупных городах Уральского региона, как Екатеринбург и Челябинск, аутсорсинг достаточно быстро развивается, особенно на рынках металлопроката, общепита, информационных услуг, рекламы, охраны, уборки территорий, транспорта. И проводимый анализ деятельности аутсорсеров говорит о том, что передача предприятиями несвойственных им функций другим исполнителям позволяет значительно снижать издержки. Молодым компаниям аутсорсинг помогает выживать и крепко становиться на ноги, крупным заводам, каким является АЗ «Урал», этот экономический метод помогает уменьшать затраты и упрощать организационную структуру. В Уральском регионе ежегодно на 15–17 процентов увеличивается рынок услуг консалтинговых фирм, за счёт того, что компании всё чаще и чаще обращаются к ним за помощью в областях управления недвижимостью, бухгалтерского учёта, подбора и учёбы кадров, маркетинга, информационных технологий. Появляются «многоотраслевые» фирмы, которые, работая по принципу «одного окна», способны предоставлять заказчику целый комплекс услуг.

   Пеимущества аутсорсинга в современных условиях очевидны. С этим утверждением спорить не стоит. Но как найти критерии оценок работы на аутсорсинге, как не ошибиться при выборе компании — аутсорсинга, чтобы избежать риска утечки и постоянно сохранять контроль над собственными ресурсами? Общих рецептов в этом направлении, увы, нет. Каждый имеет свой путь. Как говорится, есть сухая теория, и есть реальная, порой непредсказуемая жизнь.

   Вфинальной части семинара «Аутсорсинг: вне и в рамках компаний» слушатели задали консультанту из ЮУрГУ Ларисе Нестеровой немало вопросов по сути предмета обучения. И этот факт говорит о многом. Специалисты автозавода поняли глубинный смысл аутсорсинга, готовы к предстоящим на АЗ «Урал» переменам. Впрочем, аутсорсинг на заводе уже действует. Об этом говорили при подведении итогов финансовый директор Сергей Смецкой, заместитель директора по развитию, начальник ПТУ Владимир Субачев, заместитель исполнительного директора — руководитель проекта по аутсорсингу Сергей Фёдоров. Разве не на принципах аутсорсинга работает такое подразделение службы главного инженера, как сервисный центр обслуживания и ремонта?

   Кнечно, это вовсе не значит, что теперь всем всё ясно и нет впереди никаких проблем. Потому семинары по темам аутсорсинга будут продолжаться и впредь. Таким было пожелание его участников. Новые знания никогда не помешают.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика