свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 49 Уральский автомобиль Суббота, 13 мая 2006 г.

ОАО «АЗ «Урал» как образец для подражания

   Кк гласит предание, одному из самых знаменитых в древности изобретателей, автору идеи рычага, не доставало точки опоры, чтобы перевернуть мир. Эффект сродни тому, что призвана в рамках предприятия произвести система Toyota Production Systems, которую последовательно и настойчиво внедряет наш завод в стремлении не оставить шансов конкурентам. Стимул — всё ближе сроки вступления России в ВТО, самые нерасторопные рискуют оказаться не у дел.

   Птому у TPS, которая уже начинает приносить реальные плоды, всё меньше остаётся скептиков, всё больше появляется сторонников. Слухом земля полнится. В последнее время на наш завод зачастили делегации авторитетных в отечественной промышленности предприятий, чтобы получить хотя бы начальное представление о «бережливом производстве», прикинуть — годится ли им японское новшество?

   Эо было и целью командировки группы топ–менеджеров ОАО «ПО «ЕлАЗ». За опытом к нам приезжали заместитель генерального директора по развитию — технический директор Рашит Салихов, заместитель технического директора — директор технического центра Игорь Осянин, заместитель директора станкостроительного завода Рафис Файзрахманов, главный инженер этого завода Василий Никулин, начальник ПДО Вадим Шайдуллин.

   Взит гостей из Елабуги начался с приёма у заместителя директора по развитию — главного технолога Сергея Лесникова. Прежде всего они рассказали о своём предприятии, которое специализируется на изготовлении деталей для автомобильного завода, узлов и подъёмных агрегатов для нефтяного оборудования, по лицензии Минского тракторного завода занимается сборкой погрузчиков, экскаваторов, бульдозеров и другой техники. Есть и своя строительная фирма, и транспортная организация. Узы сотрудничества связывают оба наши предприятия. Уральцы согласно договору выполняют заказы елабужского завода. Новая производственная система, информировали уральцы визитёров, гибка и по сути универсальна для любого предприятия, независимо от его специфики.

   Педставители руководства ОАО «ПО «ЕлАЗ» пожелали увидеть систему в действии. Её эффективность убедительнее всего проявилась в автосборочном производстве, которое стало на нашем заводе своеобразным испытательным полигоном. Экскурсия началась с окрасочного участка. Здесь основополагающий принцип работы коллектива отражён в лозунге, размещённом на самом видном месте — «Качество обеспечивается, если возвращается заказчик, а не продукт». На участке сварки балки гости интересовались внедрением инструмента 5S. На участке трубопроводов они получили представление о практикуме TFM (поток). Пояснения по внедрению системы «бережливое производство» им по очереди давали главный специалист ДРПС по сборочному переделу Владимир Балахнин, главный специалист ДПРС по механической обработке Филат Давлетшин, главный специалист ДРПС по логистике Анатолий Феськов. Каждый из них постарался представить как можно более полную информацию по своему направлению. Промышленники из Татарстана оказались учениками способными. Они изучали корпоративные стенды со схемами и цифрами, задали немало вопросов своим гидам, поговорили с рабочими, которые довольно грамотно объяснили приезжим преимущества новой системы. Гости убедились: идея TPS начала овладевать массами. Особый интерес гостей вызвал главный конвейер, где TPS произвела подлинную революцию в организации процесса сборки автомобилей.

   Ина следующий день, разделившись на группы по интересам, наши коллеги вновь направились по производствам и складам. Их визит на наш завод завершился беседой с заместителем директора Торгового дома «УРАЛавто» Олегом Ларченковым.

   Эсклюзивное интервью руководителя делегации Рашита Салихова газете «Уральский автомобиль».

   — Рашит Магсутович, очень хотелось бы услышать, какое впечатление у вас осталось от посещения нашего завода в связи с целью визита?

   — Сначала я хотел бы от всей нашей делегации поблагодарить генерального директора автомобильного завода «Урал» Виктора Христофоровича Кормана. Мы предварительно созванивались с ним. Он дал соответствующее распоряжение, чтобы нам достаточно полно было рассказано о системе «бережливое производство». И конечно же, наша большая благодарность — дирекции по развитию новой производственной системы. Её сотрудники оказывали нам всяческое содействие при посещении завода.

   Вечатлений, естественно, очень много. Мы постарались охватить как можно больше заводских подразделений, чтобы получить максимум информации о том, как на вашем заводе осуществляется внедрение TPS. Нам удалось побеседовать и с руководителями, и с рядовыми работниками, и со специалистами ДРПС.

   Унать нам удалось достаточно много. Полученную информацию по приезде необходимо осмыслить, проанализировать. Вывод я могу сделать один: этой работой сегодня заниматься жизненно важно, если завод не хочет быть обречённым на неуспех. Тем более нашей стране предстоит вступить в ВТО. Если мы не научимся правильно организовывать свою работу, бороться за качество, жёстко экономить, есть риск оказаться лёгкой добычей конкурентов.

   Чо касается технологии внедрения. У нас нет таких мощностей, какими обладает ОАО «АЗ «Урал». Наш машиностроительный завод меньше по масштабам. И у нас нет таких средств, которые сегодня тратит ваш завод на внедрение системы «бережливое производство», на работу с консультантами из Кайдзен–Института, но мы, надеюсь, найдём помощников в России. Обнадёживает и заверение ваших специалистов, что если у нас возникнут какие–то проблемы, вопросы, можем обратиться к ним в любое время, прислав своих исполнителей.

   Пэтому мы уезжаем с Урала с самыми хорошими впечатлениями. Я полагаю, ваше предприятие в отношении внедрения новой производственной системы — одно из самых продвинутых в стране. Равно как и вся «Группа ГАЗ», которая достаточно серьёзно занимается этой работой. Мы знаем, какая сегодня ситуация в этом отношении на КамАЗе, и полагаем, что ваш завод продвинулся гораздо дальше.

   — Когда вы впервые услышали о Toyota Production Systems и почему решили отдать предпочтение именно этой системе?

   — В конце февраля мы общались с господином Ведерниковым. Это был такой общий разговор на эту тему. Мы получили приглашение специально приехать и посмотреть, как дела обстоят на практике, как всё это организовано непосредственно на рабочих местах. Приехали, посмотрели, теперь имеем представление об этом процессе. За что, ещё раз хочу подчеркнуть, руководству вашего завода очень благодарны. Ну, а преимущества этой системы очевидны, это уже бесспорно.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика