свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 47 Уральский автомобиль Суббота, 6 мая 2006 г.

И тыл в то время тоже фронтом был

   Кждый год 9 Мая мы чествуем ветеранов фронта и тыла. Они делали всё ради Победы. Война уносила не только жизни на фронте, но давала о себе знать и в тылу, изнуряя людей голодом и холодом, непосильным порой трудом. Но мужество и героизм народа не подвластны трагическим обстоятельствам. Люди выстояли, пройдя через тяжёлые испытания. Пусть не всё сбылось, о чём мечталось, но мы победили в той кровопролитной войне.

   Иан Иванович НЕЧАЕВ, ветеран труда, труженик тыла был одним из тех, кто в тяжёлое время стоял у станка и вытачивал детали для «Захара», который бок о бок с человеком прошёл все фронтовые дороги.

   Иан Иванович попал на УралЗиС в 1944 году, после окончания ремесленного училища в Кустанае.

   — Мы ведь и не думали, что может случиться что–то страшное, что начнётся война. Жили большой семьёй, я в школу ходил. Внезапно всех взбудоражило страшное известие — война… В Кустанае формировалась дивизия, и в 1943 году отца забрали на фронт. Как сейчас помню, полдня шла колонна на погрузку, — со слезами на глазах вспоминает Иван Иванович.

   Поводив отца на фронт, старший сын вынужден был оставить школу и пойти работать. На него — вся надежда: надо матери помогать. В это время из Москвы начали эвакуировать заводы. В Кустанае разместили механический завод, куда учеником токаря взяли пятнадцатилетнего Ивана. Тогда много времени на учёбу не давали, буквально за месяц он освоил профессию, за три — окончил ремесленное училище, стал токарем–универсалом, практику проходили прямо на рабочих местах.

   — Вообще время военное быстро бежало. Необходимы были рабочие кадры, надо было заменять тех, кто ушёл на войну. Многие, измученные непосильным трудом, буквально валились с ног, на их место вставали другие. Вот такие мальчишки, как мы, работали. Вытачивали болванки для снарядов, они очень тяжёлые, но приходилось таскать. А как же? С фронта доставляли американские разбитые машины, с которых снимались моторы, растачивались новые цилиндры. И снова — на войну, — говорит Иван Иванович.

   Вто время фотография этого худенького паренька находилась на Доске почёта механического завода в Кустанае. Таким смотрит он на меня с пожелтевшей старой фотокарточки.

   Тк и работал, пока в 1944 году Нечаевым не пришло письмо из Миасса. Дядя Ивана просил приехать к нему, обещал устроить на работу. Сам он прибыл из Москвы в первом эшелоне и с семьёй жил в бараке. У него и остановился Иван Иванович. На строящийся автомобильный завод требовались рабочие, необходимо было быстрее запускать конвейер, делать машины для фронта.

   — Когда приехал в Миасс, меня сразу взяли в цех шасси. Дали огромный станок ДИП–200, я даже не мог достать до суппорта. В прессовом цехе штамповали патроны для винтовок. Вот притащил ящик из–под патронов, встал на него, так и работал. Домой никто не уходил — трудились по двенадцать часов, оставались ночевать прямо в цехе. После передышки вновь вставали за станок, — вспоминает мой собеседник. — Цех был без крыши, а зима такая холодная. Бывало, минус сорок, но всё равно идёшь и вытачиваешь детали. Рядом костры полыхают для обогрева. Мы изо всех сил старались ради Победы. Однажды мастер мне говорит: «Там девчушки уже не могут работать, давай смени». Что делать, и спать хочу, и помочь надо. Вот сегодня думаю: как это мы смогли выжить в таких условиях. 1944 год, наверное, самый отчаянный был.

   Нважно обстояло дело с питанием. Норма хлеба по карточке была триста граммов. Тем, кто занят на основных работах, положено было дополнительное горячее питание в единственной заводской столовой. Хотя не настолько хорошо в ней кормили, но выручала она рабочих — это точно. О внешнем облике рабочих и говорить–то нечего. Ивану Ивановичу повезло: когда его ставили на учёт в военкомате, выдали спецовку — фуфайку и армейские валенки. На время войны у него была бронь, ведь Иван Иванович был одним из лучших работников.

   Вцехе шасси монтировалось оборудование, люди уставали и не успевали. Много было проблем, но приходилось трудиться — нужен автомобиль.

   — «Захарку» мы своими руками делали. Он же на чурках работал. Кабина деревянная была, вот чугунок согревал шофёра в зимние вечера.

   Тудились ради Победы, строили завод, создавали легендарный грузовик «ЗИС–5В». Машина от своего московского собрата отличалась тем, что тормоза были установлены только на задних колёсах. Кабина была из дерева и металла. Деревянными были подножки и брызговики, упрощённые гнутые крылья, платформа с одним откидным бортом, одна фара. Но в эксплуатации этот автомобиль был надёжным. В марте 1944 года двенадцать машин отправили на фронт. Потом тридцать, сто… Наши автомобили грузили в поезда, по железной дороге отправляли в Челябинск. На фронте первыми шли танки из Челябинска, а рядом — наши «Захарки». Те, кто приходили с фронта, говорили, что очень ему благодарны. Американские машины буксуют на белорусских дорогах. А наш «Захар» — лёгкий и мощный. Всю Украину и Белоруссию прошёл, — рассказывает Иван Иванович.

   Ивот настал День Победы.

   — Директору завода позвонили из Челябинска с долгожданной вестью — наши победили. В это время я был в цехе, ещё спал. Сколько было радости — не передать: кто смеялся, кто плакал, все кричали «Ура, победа!» и обнимали друг друга… Мы думали, всё, можно и отдохнуть. Но мастер сказал: давайте нажимать, нам надо дальше технику поднимать, — улыбается ветеран.

   Грод, да и вся страна потихоньку стали возвращаться к мирной жизни. Пришло время и Ивану Ивановичу выполнить свой конституционный долг — его призвали в армию. В 1952 году он демобилизовался и снова вернулся на завод, в цех шасси, к своему станку.

   — В это время уже новую машину стали выпускать, с железной кабиной. Я стал вытачивать задние мосты, карданные валы, поворотные кулаки. До сих пор всё помню.

   Уеличивался темп выпуска машин. Наш герой работал и наладчиком автоматических линий. Делал задние и передние мосты на новую машину.

   — В 1960 году на Первомай в Москву прямо с завода своим ходом отправился новый «Урал», на колёсах которого даже гайки были хромированные. Такой красавец поехал, — с гордостью говорит Иван Иванович.

   Вчисле наград, которых ветеран был удостоен за годы работы на заводе, медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», «Ветеран труда», немало юбилейных.

   


Ольга СТЕПАНОВА



назад


Яндекс.Метрика