свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 45 Уральский автомобиль Суббота, 29 апреля 2006 г.

Там, где плавится в печах металл

   А что, скажите, надобно делать, когда вдруг возникает острая потребность привести в порядок окружающее нас пространство, украсить чистотой–уютом квартиру, дачный ли участок? Ответ простой. Прежде всего — иметь желание исправить ситуацию. Затем создать план–конспект действий. А потом засучить рукава для работы. Именно в таком направлении и позволяет работать система инструментов 5S, активно внедряемая во всех производствах, службах и дирекциях АЗ «Урал». К исходу 2006 года на предприятии должно произойти обустройство всех без исключения производственных участков по моделям, предлагаемым инструментами 5S. Они просты и доступны: сортируй, сложи по местам, содержи в чистоте, стандартизируй, соблюдай дисциплину.

   В время посещений различных цехов автозавода по репортёрской надобности мне довольно часто приходится слышать от работников такое. Мол, конечно, на ленте главного конвейера АСП легко навести чистоту–уют, там и без того всё сверкает. А вот как сделать светлыми те места, где пресса что есть мочи грохочут, пыль клубится и беспокойный металл в печах плавится? Уверяю, повсюду можно добиться разительных перемен в лучшую сторону. Есть тому примеры. Вот один из них, попавший в мой блокнот во время последнего по времени обхода генеральным директором АЗ «Урал» Виктором Корманом плавильного участка и шихтового двора литейного цеха № 4. Цель визита первого руководителя предприятия к рабочим местам литейщиков остаётся неизменной. Проверить, воочию убедиться, какими темпами идёт внедрение «бережливого производства».

   Оин из последних дней апреля. Обычная трудовая смена в литейном цехе № 4. Гудит огонь на стенде сушки и разогрева раздаточных ковшей. Есть работа у огнеупорщиков, шихтовщиков, обмазчиков, крановщиков… Идёт подготовка к основной смене. Скоро станут к четырём электродуговым печам сталевары. А пока… Рядом со стальными суточными бункерами, на которых видны надписи: «железорудный окатыш», «известняк», «песок» — и произошло первичное знакомство генерального директора АЗ «Урал» Виктора Кормана с итогами трёх шагов практикума по 5S на плавильном участке литейного цеха № 4. Пояснения по сути произошедших перемен давал начальник участка, он же лидер практикума — Александр Аказин.

   Пактикум по 5S на этом участке начали проводить с февраля 2006 года. Прежде всего создали кайдзен–команду, в состав которой вошли, помимо начальника участка, мастера и бригадиры — Александр Лоскутов, Вячеслав Жмаев, Михаил Шантарин, Елена Егорова, Анатолий Крикливый, Артём Осипенков, Сергей Крикливый. Собравшись вместе, члены кайдзен–команды неспешно обошли все рабочие места плавильного участка, шихтового двора и выявили целый букет проблем, исправление которых нельзя откладывать в долгий ящик. Если быть точнее, то таких проблем было 26. Назовём лишь некоторые из них. Выбоины и ямы в плитах пола. У электродуговых печей, прямо на рабочих площадках, инструмент запросто можно было встретить лежащим под ногами подручного сталевара. Покороблены листы на заливочных площадках. Рабочее место обмазчика ковшей стеснено другим оборудованием. Не было порядка и с устройством кранов на системах охлаждения плавильных печей.

   Вявшись незамедлительно за работу, кайдзен–команда плавильного участка стальцеха определила главные цели, которые необходимо достичь в ходе разворачивания практикума. Улучшить условия труда и соблюдение правил техники безопасности. Разработать стандарт чистки и уборки. Внедрить визуализированный менеджмент. За те три месяца, что прошли с момента стартовавшего практикума по 5S, на плавильном участке удалось выполнить 15 пунктов из принятого плана действий по достижению поставленных целей. Весьма даже неплохо, если вспомнить, что на участке аж 26 таких «проблемных» пунктов. Что же сделано? Визуализирована подача воды, идущей на охлаждение дышащих жаром плавильных печей. Отремонтирован пол. Нанесены обозначения на колоннах управления плавильным оборудованием. Установлена световая сигнализация на заливочных площадках. Проведено распределение зон уборки. Разработаны стандарты чистки оборудования. Частично закрыта яма, где когда–то размещалась электро-дуговая печь № 5.

   Псле презентации практикума по 5S у стенда с документацией генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман и большая группа сопровождающих его заводских руководителей различных направлений обошли все рабочие места плавильного участка. Не остались в стороне шихтовый двор, склад металлолома, установка грануляции шлака, пульт печи № 1, службы помещения… Несмотря на то, что плавильный участок уже прошёл отрезок пути длинною в три шага по системе инструментов 5S, недостатки, конечно же, попадались. И они не могли ускользнуть от глаз генерального директора: старая тара, которой пользоваться при «бережливом производстве» уже не пристало. Прозвучали замечания по поводу лежащих на виду излишних запасов и прочего незавершённого производства. А на шихтовом дворе генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман, осмотрев его сегодняшнее состояние, тут же дал задание начальнику сервисного центра технического обслуживания и ремонта Юрию Гредякину восстановить ограждение стен и провести ремонт перегородок бункеров, чтобы таким образом способствовать повышению безопасности труда.

   Пдводя итог обходу по рабочим зонам плавильного участка литейного цеха № 4 , первый руководитель предприятия отметил, что начало исправлению ситуации положено, сделаны первые шаги по 5S, но впереди ещё гораздо больший объём работы. Есть понимание того, в каком направлении следует двигаться дальше. Следующий обход генеральным директором автозавода этого участка состоится 23 июня. К той поре здесь должно многое измениться. Целенаправленное использование инструментов 5S пусть будет верным подспорьем в деятельности кайдзен. Необходимо значительно снизить затраты, сократить незавершённое производство, улучшить условия труда и культуру производства. Плавильный участок четвёртой литейки должен стать лучшим среди аналогичных подразделений российского автопрома.

   Сравка «Уральского автомобиля». На плавильном участке работает 65 человек — сталевары, заливщики, огнеупорщики, обмазчики ковшей, шихтовщики, машинисты кранов. Здесь выплавляют две марки металла — сталь и высокопрочный чугун. Номенклатура отливаемых на участке изделий насчитывает около сотни наименований. Отсюда появившиеся на свет кронштейны, балансиры, корпуса поворотных кулаков, кожуха мостов отправляются на механическую обработку. В печах участка помимо покупного материала перерабатывается и стальной лом, остающийся после штамповки деталей в прессовом производстве АЗ «Урал».

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика