свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 29 | Вторник, 19 марта 2002 г. | |
МОБИЛЬНИК — НЕ РОСКОШЬ,А СРЕДСТВО СВЯЗИ Гядя на то, с какой частотой в Миассе появляются операторы сотовой связи, невольно приходишь к мысли — вот он, прорыв, вот оно, светлое будущее межличностного общения. От понимания того, что люди могут связываться друг с другом, находясь в любой точке не только города, но и области (а то и страны, и мира — это у них называется «роуминг»), на душе становится светлее. И очень хочется к этому делу как-то приобщиться, но только чтоб подешевле. Но увы, какие бы тарифные планы ни изобретали операторы, какие бы дополнительные услуги ни дарили — от стоимости минуты невинного общения по «мобильнику» становится дурно. Ивсе-таки кто-то же их покупает. На сегодняшний день в городе уже три оператора сотовой связи, ждем, кстати, и четвертого — раскрученную рекламными роликами на центральных телеканалах МТС. Между тем, все «новые русские», сколько бы их в Миассе ни было, трубки уже имеют. Стало быть, ставку компании делают на нас с вами — пусть мы не такие уж и «новые», зато нас много. Наверное, продажа в российской глубинке «мобильников» — один из немногих случаев, когда не спрос рождает предложение, а наоборот — предложение всеми силами пытается породить спрос. И получается, что рынок сотовой связи упорно расширяется, с помощью каких резервов неизвестно, но расширяется. Можно сколь угодно долго говорить о хитрых дельцах, заманивающих невинных потребителей в свои мобильные сети, но факт остается фактом: сотовый телефон — штука удобная. И купить его сегодня можно, не вводя свой бюджет в состояние дефолта. Пежде чем пойти на этот шаг, следует хорошенько изучить рынок, побродить по офисам операторов и порасспрашивать. Самое главное в этом случае — невзначай обронить, что мол вы как раз думаете, где лучше купить трубку: здесь или у конкурентов. Это обеспечит вас довольно полезной информацией о других фирмах — негативной, конечно же. Но это ничего, позитивной вы потом у них еще наслушаетесь. Цна сотового вопроса состоит из двух составляющих: покупки собственно телефона и оплаты трафика, то есть ваших разговоров по этому телефону. Сожилось так, что операторы идут по двум путям: одни чуть ли не даром отдают телефон в надежде наверстать свое трафиком — на аппаратах просто демпингуют, рассматривая их как тот самый коготок, вслед за которым и вся птичка увязнет. Другие, напротив, предоставляя относительно дешевую минуту разговора, продают сам аппарат по кусающейся цене. Какой путь выбрать — решать вам. Замечу сразу, что купить трубку в одной фирме и подключить ее в другой у вас не получится, это было бы слишком просто. И-за того, что каждая фирма ведет свою ценовую политику, практически невозможно определить качество телефона исходя из цены, одна и та же модель в двух фирмах может стоить по-разному. И все же, внутри одного прайса, более дешевые модели проще дорогих. Самый важный параметр, который должен вас волновать — четкость сигнала приема. Если встать в точку, где сигнал не слишком уверенный (а таких точек, что бы ни утверждал оператор — масса), дорогая модель сможет вытянуть сигнал, в дешевых будут провалы. Кроме того, на цену влияют всяческие, и по большому счету, не нужные (читай, не используемые во время эксплуатации) штучки. К примеру, возможность настроить отличный от других звонок для какого-то конкретного абонента, огромное количество мелодий, записная книжка, выход в Интернет и так далее. Переплачивать за все это деньги, наверное не стоит. А вот купить модель, где был бы «прошит» русский язык, очень даже полезно, хотя тоже непринципиально. Тперь перейдем к трафику. Начнем с абонентской платы. это деньги, которые вы обязаны отдавать оператору каждый месяц, независимо от того, пользуетесь телефоном или нет. Зависит абонплата от тарифного плана, ее может не быть вовсе, она может быть, но включать в себя какое-то количество «бесплатных» минут, и, наконец, она может просто быть. Первое предпочтительно, второе терпимо, третье — что поделаешь, так устроен мир. Пиобретенный вами аппарат может быть подключен в двух режимах — телефон и таксофон. Это не особенность самого телефонного аппарата, а просто программа подключения к сети оператора. Особенность таксофона в том, что вам позвонить никто не может. В чем-то это даже удобно, особенно если у вас есть пейджер, на который желающий с вами связаться человек может послать свое сообщение. А вы уже примете решение — звонить ему, тратя драгоценные минуты, или нет. К тому же трафик на таксофон подешевле (все ж таки, если и не пол-услуги, то и не целая) — мелочь, а приятно. Вобще, тарифных планов множество, но я бы разделил их на две группы: монолитные и гибкие. Монолит это — в какое бы время суток вы ни звонили и сколько бы по итогам месяца ни наговорили, возьмут с вас за минуту всегда одни и те же деньги. Как правило, такой план выгоден, если вы много разговариваете днем в будни. Если же на работе перед вами всегда стоит обычный телефон, и вы нечасто покидаете рабочее место, вам выгоднее выбрать тарифный план, разбивающий сутки на два или три блока, а неделю — на будни и выходные дни. При таком плане драконовские цены на будний день (когда у вас под рукой есть телефон), зато они более низкие в вечернее время, и совсем никакие ночью. Подешевле чем обычно и выходные дни, но это не обязательно. Еще одно направление гибких планов — это чем больше вы разговариваете, тем дешевле минута. Существенный недостаток: для того, чтобы минута подешевела, нужно разговаривать действительно много. Очень много. Если бы вы могли позволить себе разговаривать по триста минут в месяц, то давно бы уже имели сотовый телефон и не читали эту статью. Ктати, рассматривая прайсы, особое внимание уделите примечаниям, что пишутся обычно маленькими буковками внизу. Так, в одной фирме я с удивлением обнаружил, что вполне приемлемые цифры в прайсе приводятся без налога с продаж и налога на добавленную стоимость. А это еще плюс двадцать пять процентов. Почему бы не написать цену сразу с добавлением этих налогов, так и осталось для меня загадкой. Ели вы покупаете не один, а два телефона (скажем, себе и своей половине), предпочтение лучше отдать такому тарифному плану, где предусмотрены наиболее низкие цены внутри сети. Причем, входящий звонок с другого «мобильника», должен быть или совсем бесплатным, или цена его — чисто символической. Кк правило, какое-то количество секунд (от 5 до 15) разговора — бесплатны. Это делается ради того, чтобы набрав не тот номер, вы не проклинали судьбу, а могли корректно закончить разговор, без ущерба для собственного бюджета. Но это там, на Западе. У нас же все превращается в азартную игру «Наколи своего оператора» — информацию передают частями, быстро тараторя и «вешая трубку» у роковой черты. Правда, есть один неприятный момент — телефоны с определителем номера включают режим разговора еще до того, как их хозяин снимет трубку — вы услышите характерный сигнал и будете знать, что в этот раз халявы не будет. И еще, реальное время бесплатных секунд, как правило, немного меньше. Оределять общее время разговора по часам телефона не стоит, секундомер трубки включается с момента высылки сигнала, а секундомер оператора, по которому и определяется ваше время, с того момента, как на другом «конце» сняли трубку. Помните еще одно — если не заявлена посекундная тарификация, время всегда считается в пользу фирмы. Поговорили 59 секунд — с вас возьмут минуту. Поговорили 61 секунду — две минуты. Ели ваш банковский счет не радует большими суммами, и дома нет сундука с наличными, выясните условия кредитования ваших переговоров. Опираясь на свой опыт, замечу, что предоставлять свои услуги в кредит операторы не любят, предпочитая, чтобы именно вы их кредитовали. Так им спокойнее. В одной фирме кредита нет в принципе. В другой вроде бы есть, но менеджеры настоятельно советуют им не увлекаться, намекая на крупные штрафы в случае несвоевременного погашения. В третьей кредит есть, и счета приходят после завершения календарного месяца — но только в том случае, если сумма за ваши разговоры не превысит тысячи рублей. Особо болтливым счета высылаются два раза в месяц. Такая вот забота о клиенте. Иеще несколько важных моментов. Если вы предполагаете общаться не только с горожанами, но и звонить в города области, присмотритесь к карте зоны покрытия радиосигнала. Будьте внимательны, там отмечены и те места, где сигнал можно принять лишь автомобильными или стационарными аппаратами. С помощью «мобильника» вы там разве что время узнаете. В одной из фирм карту мне не показали, но города, где сигнал принимается, написаны в прайсе. К сожалению, такое перечисление, не дает информации о перекрытии дорог и излюбленных мест отдыха. К примеру, вовсе не факт, что прекрасно работая в центре, ваш телефон не захандрит на берегу Тургояка — и если летом вы проводите там достаточно времени, попытайте продавца. И вообще, никогда не стесняйтесь спрашивать больше: уж лучше прослыть чудаком, чем совершить сделку, о которой потом будете жалеть. Унайте, сколько у вашего оператора бесплатных телефонных номеров. Как правило, бесплатно можно позвонить в абонентский отдел вашего оператора и по специальным телефонам — в милицию, «скорую помощь» и пожарную охрану. Бывают и другие приятные неожиданности, в общем, поговорите с менеджерами и на этот счет. Ели какое выражение и звучит музыкой для покупателя, так это «специальное предложение». В Москве, к примеру, широко рекламируется возможность бесплатных разговоров между двумя купленными одновременно телефонами. Нам до такого великолепия еще далеко, но под какой-нибудь праздник и на аппараты цены скидывают, и бесплатные минуты подбрасывают. Выгоднее всего покупать телефоны (да и много чего еще) под Новый год и перед 8 Марта, а также на юбилеи фирм-продавцов. Тк что следите за рекламой.
Сергей ЛИХАЧЕВ
|
назад |