свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 41 | Четверг, 20 апреля 2006 г. | |
Что может взять на борт «Урал»? Рструктуризация. Вот уже почти три года это слово на слуху у автозаводцев. В каждом номере «Уральского автомобиля» рассказывается о происходящих на АЗ «Урал» и связанных между собой процессах: реструктуризации, оптимизации, «бережливом производстве». Звенья одной цепи, шаги, ведущие к успеху. Изданный в 2002 году «Словарь иностранных слов и вариантов» даёт такое объяснение глагольной форме «реструктурировать» — перестраивать, изменять структуру чего–либо. Если не вдаваться в экономические детали проводимой с октября 2003 года новой управленческой командой АЗ «Урал» политики реструктуризации производства, то глубинный смысл происходящих процессов сводится к следующей задаче, поставленной генеральным директором Виктором Корманом: привести большое и сложное хозяйство автозавода «Урал» в соответствие с принципами построения эффективного машиностроительного предприятия. Кгда–то Уральский автомобильный завод выпускал в год более 30 тысяч автомобилей и мог себе позволить вольготно жить в довольно–таки просторных корпусах. Теперь времена другие. Рынок и жёсткая конкуренция правят бал. Завод выпускает гораздо меньше «Уралов», чем в 70–е годы прошлого столетия. Правда, по трудоёмкости, сложности и технологичности сегодняшние объёмы вполне сопоставимы с теми 30 тысячами. Несмотря на это, встаёт ряд вопросов. Зачем тратить деньги на содержание тех производственных площадей, которые неэффективно используются и влияют на себестоимость выпускаемых автомобилей? Зачем обременять основное производство непрофильными объектами? Жзнь заставляет считать каждый рубль. Вот и выходит, что главной целью реструктуризации на АЗ «Урал» является приведение организационных и производственно–технических структур предприятия в соответствие с фактическим объёмом выпуска автомобилей, но с учётом развития мощностей в рамках выполнения президентской задачи об удвоении производственных показателей к 2010 году. Как говорится, «Урал» может взять на борт и везти лишь то, что ему по силам. Активная работа по реструктуризации была начата в конце 2003 года. За прошедшее время из структуры предприятия вышли «УралАЗ–Энерго», Торговый дом «УРАЛавто», «Социальный комплекс». Структурно оформились основные производства по технологическим переделам: литейное, заготовительное, сварочное, окрасочное, агрегатное, автокомпонентов, автосборочное. За последние два года на АЗ «Урал» осуществлена концентрация мощностей литейного, заготовительного и агрегатного производств. В результате проведённой работы из производственного цикла выведено излишнее технологическое оборудование и высвобождены площади корпусов, где размещались некогда цеха: шасси, деревообрабатывающий, термический № 1, литейный № 1. Время показало, что принятые меры позволили сократить затраты на содержание излишнего оборудования и корпусов. Как говорится, потеснившись, можно всем поместиться. Конечно, мало радости в том, когда участкам и цехам приходится переезжать на новое место. Хрошо помню, как началось «великое переселение» на предприятии. Как сетовали, например, весной 2004 года работники швейного участка и деревообработчики, которым довелось перебираться из ДОЦа под крышу главного корпуса и модельного цеха. Ничего, прижились, сегодня говорят, что на новом месте и теплее, и светлее. Или взять историю участка изготовления трубопроводов, который в апреле 2005 года из корпуса цеха шасси переехал поближе к ленте главного конвейера. Обустроившись в автосборочном производстве, участок, на котором были применены все известные автозаводцам инструменты «бережливого производства», стал как картинка. Сегодня он является, бесспорно, самым лучшим среди аналогичных подразделений предприятия. Всего четыре дня потребовалось участку на переезд. Без долгой раскачки станки–переселенцы ожили на новом месте. И вот уже целый год в пятидесяти шагах от главного конвейера операторы производят трубопроводы диаметром от пяти до 14 миллиметров, выпуская ежемесячно до 70 тысяч штук. Поразительная метаморфоза, произошедшая с участком изготовления трубопроводов, говорит о том, что автозаводцы смогли «убить двух зайцев». И реструктуризация на пользу пошла, и «бережливое производство», деятельность кайдзен подмогой стали. Назовём лишь несколько плюсов. С двух километров до пятидесяти метров сократился путь доставки «трубок» к главной сборочной ленте. Теперь, по словам начальника первого сборочного участка цеха главный конвейер Николая Арапова, любую трудность с трубопроводами он может исправить за пару минут. И главная сборочная лента по вине изготовителей трубопроводов не тормозится. Проблема осталась в прошлом. Чреду удачных примеров из области проводимых на автозаводе реструктуризации и «бережливого производства» можно продолжать и продолжать. Например, в августе 2005 года опустела известная всему Миассу «горка», на которой хранились готовые к отправке потребителям «Уралы». Управление сбыта предприятия теперь имеет иную прописку, на территории автозавода, рядом с воротами сдаточного цеха. Это было сделано для того, чтобы снизить затраты, связанные с перегоном и хранением новой техники. З неполных три года проводимой на автозаводе реструктуризации производства удалось добиться значительных успехов. Так совпало, что в это же время другим важнейшим инструментом по сокращению затрат на предприятии стало «бережливое производство». В цехах создаются безопасные условия труда, идёт стандартизация рабочих мест, снижаются затраты на содержание оборудования и производственных корпусов. Н верно подмечено, что бесконечен процесс совершенствований. В январе нынешнего года генеральным директором АЗ «Урал» Виктором Корманом подписан приказ «О плане реструктуризации на 2006–2008 годы», в котором намечены мероприятия двух этапов продолжающихся работ по реструктуризации автозавода. Определены сроки исполнения поставленных задач, назначены руководители проектов. В настоящее время идёт выполнение мероприятий первого этапа. Назовём самые заметные из них. Оборудование сварочного цеха, линии по окраске деталей этого же цеха переводятся в главный корпус автозавода. Склад поковок № 622 переезжает на площади производственных корпусов. В ходе реализации второго этапа мероприятий по реструктуризации производства (2007–2008 годы) предстоит перевести прессовый цех № 2 на площади прессово–кузовного корпуса, разместить его рядом с прессовым цехом № 1. В 2007 году намечено завершить перевод оборудования цеха универсальных технологий на площади корпуса складов, закончить работы второй очереди переноса ограждения завода. В 2008 году заводской склад шин должен обрести прописку под крышей АСП. Разработанный и принятый план реструктуризации на 2006–2008 годы, как видим, предусматривает дальнейшую оптимизацию размещения подразделений основного производства. Проведённая работа позволит сконцентрировать всё сварочное и окрасочное оборудование в главном корпусе предприятия. Точно так же в одном корпусе начнёт действовать прессовое производство. Склады дирекции по закупкам максимально приблизятся к потребителям. Продолжится вывод из производственного цикла излишнего оборудования и площадей. В реализации каждого запланированного проекта участвуют различные подразделения завода. Для координации поэтапной реализации намеченного руководителями проектов разрабатываются графики, предусматривающие выполнение работ в установленные сроки.
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |