свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 40 Уральский автомобиль Вторник, 18 апреля 2006 г.

Борис БЕЛЯЦКИЙ: «Наш лицей — единственный в городе среди училищ — сохранил обучение по самым востребованным заводским профессиям»

   Отом, чтобы найти главное дело своей жизни, мечтает каждый. Один всю жизнь точит на станке детали, другой пробует свои силы на педагогическом поприще, кто–то выбирает карьеру военного — вариантам нет предела. Борису Дмитриевичу Беляцкому удалось реализовать себя: он готовит будущих рабочих. Вот уже четверть века является директором профлицея № 38. Отмечая свой шестидесятый день рождения, наставник юных с полным правом может сказать, что жизнь его состоялась. Ветеран автозавода, почётный ремонтник завода, отличник профтехобразования, заслуженный учитель профессионального образования.

   Начало начал

   — Борис Дмитриевич, как известно, директорское кресло вы заняли в 1981 году. А что этому событию предшествовало?

   — В это училище я пришёл в 1969 году с Уральского автомобильного завода по направлению городского комитета комсомола мастером производственного обучения. До армии три года работал в инструментальном цехе слесарем–инструментальщиком. После службы на сторожевом корабле военно–морского флота вернулся на завод, но уже в бюро наладки первого механосборочного цеха. Окончив в своё время школу рабочей молодёжи, поступил на вечернее отделение машиностроительного факультета ЧПИ.

   Будучи мастером производственного обучения, параллельно преподавал спецтехнологию слесарного дела. Как только получил диплом, меня перевели в старейшее в городе профессиональное училище № 9 на должность заместителя директора по учебно–производственной работе. Мне тогда было всего 28 лет.

   Чрез три года назначили директором училища, где я проработал следующие четыре года. В то время это училище числилось одним из лучших в Челябинской области. Там был завод с полным циклом производства, где изготавливались отрезные станки с гидравлическим приводом, стояло мощное, современное на тот период оборудование. Продукцию мы продавали в разные регионы страны. Так что профессиональная школа была очень сильная, я получил приличный опыт работы.

   Иенно в те времена началось строительство нового учебного комплекса училища № 9 — как раз в этих корпусах нынче располагается филиал ЮУрГУ. Планы были серьёзные, впечатляющие. Мы принимали участие в корректировке проекта и мечтали, что вскоре переедем сюда.

   Н не удалось по вполне банальной причине. Новоселье не состоялось из–за того, что стройка несколько затянулась, да и сила инерции сыграла свою роль. К тому же я как раз в этот период поменял место работы. Профучилище № 38, где обучалось около тысячи человек, тогда находилось в катастрофическом положении, существенно пополняя криминальную статистику города. Руководство управления профобразования совместно с городским комитетом партии волевым решением направило меня сюда на работу.

   — Могу представить, что творилось у вас в душе. Сразу же возникает ассоциация с увековеченной в отечественной беллетристике республикой ШКИД.

   — Конечно, я не хотел сюда идти, ведь с училищем № 9 были связаны, как я уже сказал, колоссальные перспективы. Но я к тому времени был членом партии. Поступил приказ, а я привык подчиняться приказам. К тому же меня уверили, что здесь буквально пропадает тысяча подростков. Училище тогда возглавляла женщина, которой было не под силу справиться с такой внушительной вольницей. В городском комитете партии я поставил условия: два года меня не трогать, а только помогать, дать право на увольнение любого сотрудника вплоть до заместителя директора. В смысле материальных благ не требовал ничего. Считал, что не заработал.

   Эо была страшная, очень тяжёлая полоса в моей жизни. То, что я увидел, словами не передать. Подвал был залит водой. Среди работников мастерских и хозслужбы процветало пьянство. Учащиеся курили прямо в коридорах. Мат звучал открыто и повсюду. На переменах учителя закрывались в кабинетах.

   З полтора года я был вынужден уволить по разным причинам семьдесят пять процентов преподавательского состава. На меня жаловались везде. Но я понял, что без команды единомышленников ситуацию не исправить. Постепенно такой коллектив удалось создать.

   Ноу–хау профлицея

   — Ваш лицей несколько лет назад стал своеобразной экспериментальной площадкой, где проходит испытание уникальной системы подготовки будущих рабочих. Наверное, сейчас уже можно говорить о каких–то результатах.

   — Экспериментальная площадка продолжает действовать, нам останавливаться нельзя. По этой теме я защитил высшую категорию. Система является элементом ученического самоуправления. Площадка на базе нашего лицея открыта по рекомендации министра образования Челябинской области. При наличии положительных результатов предполагается распространить этот опыт на другие учебные заведения профобразования.

   Сть системы сводится к следующему. Для учащихся введены категории — с первой по пятую. Есть ещё и высшая категория — её имеют всего лишь 27 человек. Это ребята, обладающие особыми заслугами.

   Птую категорию получают учащиеся, имеющие взыскания по дисциплине и успеваемости. К слову, самым тяжким нарушением у нас считается отказ от выполнения распоряжения преподавателя, который на своём уроке имеет статус руководителя. К примеру, преподаватель попросил учащегося навести порядок в кабинете. «А почему я?» — такого вопроса в принципе не должно быть. Докладная преподавателя и письменное объяснение учащегося являются поводом для разбирательства. При этом важно соблюсти принцип справедливости — в этом вопросе подростки очень щепетильны. И если учащийся виновен, я прямо на линейке отстраняю его от занятий, посылаю за родителями. Ещё Суворов говорил: «Хочешь повелевать — научись подчиняться». Наши парни, как правило, дисциплинированны и управляемы.

   Чтвёртая категория присваивается учащемуся, который имеет либо какие–то взыскания, либо неважно учится. Но человеку даётся шанс — если на спортивных соревнованиях, к примеру, он показал хороший результат, взыскание снимается. Как правило, ребята к этому стремятся.

   Нчиная с третьей категории, учащийся получает зелёный значок. Это означает, что он не создаёт проблем ни с учёбой, ни с дисциплиной, но и активности особой в жизни не проявляет. Словом, середнячок.

   С второй категорией учащемуся положен красный значок. Это означает, что у него только хорошие и отличные оценки по спецдисциплинам, по общеобразовательным предметам допустимо иметь половину троек. При условии опять же хорошего поведения и если он занимается в спортивных секциях, посещает творческие коллективы, учится по второй профессии. Ребята с первой категорией у нас на особом счету. Им вручается «золотой» значок: человек не имеет нарушений (в том числе и соблюдает форму одежды), успевает и по спецпредметам, и по общеобразовательным, участвует в мероприятиях лицея, не курит, не употребляет спиртного, и ещё — не болеет. Слабое здоровье — веди здоровый образ жизни, избавься от вредных привычек.

   С учителя бери пример

   — А сами, Борис Дмитриевич, в этом отношении примером для ребят являетесь?

   — Ни алкоголя, ни табака. Учителю необходимо обладать двумя качествами — быть профессионалом и служить примером для учеников. Если я призываю ребят заниматься спортом, то и сам должен быть образцом для подражания. Когда я был в том же возрасте, что и наши ученики, довольно прилично играл в теннис. Но сейчас ограничиваюсь физкультурой. Каждый день, в любое время года, езжу на работу на велосипеде с улицы Степана Разина. Велосипед у меня канадский, с соответствующими протекторами. В выходной проезжаю километров пятьдесят — это нормально. Автомобиль мне не нужен, хотя есть права профессионала.

   Её — хожу в тренажёрный зал. Здоровье должно быть крепким, работать нередко приходится по двенадцать часов в сутки.

   — Теперь понятно, насколько ребятам надо постараться, чтобы заслужить высокую категорию. Статистическими данными можете свои рассуждения подкрепить?

   — Мониторинг у нас осуществляется постоянно. Динамика очевидна. Первую и вторую категорию у нас имеет 291 человек. Заметьте — это почти половина от общего количества учащихся. «Середняков» — сорок процентов. И одиннадцать процентов имеют четвёртую и пятую категории. С начала учебного года количество «аутсайдеров» сократилось, если вам это интересно, на восемь человек.

   Чо самое главное: эта система подвигает парня самому идти к совершенству. Причём, он соревнуется не с товарищами по лицею, а с самим собой. Знает, как необходимо поступать, чтобы добиться более высокой категории. А условия для совершенствования есть.

   Влицее к услугам учеников — шесть спортивных секций: футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, лёгкая и тяжёлая атлетика. На днях мы заняли первое место в соревнованиях по баскетболу среди училищ горнозаводской зоны. Столько же творческих коллективов. Вечером приходите и увидите, что у нас всегда здесь находятся порядка семидесяти–восьмидесяти человек. Кто–то брейк–дансом занимается, кто–то — вокалом, хореографией. Есть у нас свой ВИА, есть фольклорный ансамбль.

   Мжно отличиться, и параллельно приобретая вторую профессию. Занятия идут в течение четырёх–шести месяцев после основного цикла, вечером. Ребята получают свидетельство федерального образца. У нас есть государственная аккредитация. Не возбраняется освоить и третью профессию, и четвёртую. Это, если хотите, хорошая подготовка к существованию в жёстких условиях рыночных отношений. Наши выпускники не боятся армии. Все идут служить.

   Пцаны проходят практику на оплачиваемых рабочих местах. Они зарабатывают деньги. Всё это — хорошая жизненная школа для подростков. Свободное время должно быть занято полезными делами. Кстати, те, кто занимается в лицее вечером, обязательно получают ужин. И вообще кормим ребят прилично. Столовая у нас замечательная. В меню обязательно яблоки, груши, апельсины. И мясо, конечно же. Областной бюджет нас очень хорошо финансирует.

   Шанс для подростка

   — В народе бытует мнение, что в профучилище идут подростки, не отличающиеся успехами в учёбе и примерным поведением. И всё же существуют ли какие–то критерии при отборе абитуриентов?

   — Я ещё никому не отказал в приёме. Не прошу у парня характеристику из школы, не интересуюсь его прошлым. Если хочешь учиться — учись, ты начинаешь жизнь как с белого листа. То есть ему даётся шанс в этих условиях максимально себя реализовать. И с первым курсом мы все буквально возимся. У нас 620 учащихся — и никакого криминала со стороны ребят.

   — Знаю, что прежде государство обеспечивало пэтэушников бесплатной одеждой. А как сейчас?

   — Да, бывало, мальчишка получал целую гору одежды — и куртку, и шапку, и костюм, и валенки, и рабочие ботинки, и бельё, даже унести не мог. Потом на форменные костюмы стали выдавать деньги. Ребята как–то ко мне пришли: «Борис Дмитриевич, ну что мы всё время в этих синих костюмах ходим!» Я взял с собой троих парней, мы поехали на Чебаркульскую швейную фабрику. Там нам показали модели одежды — импортные и российские. Заказали форму по модели, выбранной самими учащимися. Они отдали предпочтение классическому практичному костюму тёмно–серого цвета из немнущейся ткани.

   Кгда отменили форму, я её оставил. Решение принимали вместе с родительским комитетом. Ребята носят пиджаки — это скрывает недостатки фигуры, придаёт парню солидность, а значит, избавляет от закомплексованности.

   Кредо директора

   — Знаю, что ваш лицей славится обилием наград за победы во всевозможных конкурсах, олимпиадах, фестивалях.

   — Да, их действительно много. Вот на стене — одна из новых — это диплом за пятое место в Челябинской области из девяноста шести учебных заведений — по результатам работы в 2004–2005 учебном году. Это компьютер определил по тридцати девяти показателям, сведения по которым мы, как обычно, отсылаем в министерство. А недавно ваша газета рассказывала об успехах одного из наших учащихся на областном конкурсе.

   Оразование и воспитание у нас на хорошем уровне. И завод нам помогает. С градообразующим предприятием мы сотрудничаем на основе договора. Самая лучшая в городе практика — на автомобильном заводе. Это общеизвестно. К тому же завод обеспечивает и производственное обучение первокурсников, в учебно–производственном цехе лицея всё оборудование — действующее. В рабочем состоянии его поддерживают специалисты завода. Главное — предприятие нам даёт базу по всем профессиям.

   Хроший для нас признак — завод увеличивает выпуск автомобилей, значит, для ребят появятся новые рабочие места. Наш лицей — единственный в городе среди училищ — сохранил обучение по самым востребованным заводским профессиям.

   — Борис Дмитриевич, судя по всему, работа в вашей жизни доминирует. А на семью время остаётся?

   — У нас две дочери. Вера работает на автозаводе, сейчас находится в декретном отпуске. Наташа — медсестра. Ещё у меня внучка и три внука. Я очень люблю свою семью.

   — Не сочтите за комплимент, но вы не выглядите на свой возраст.

   — Это, наверное, потому, что всё время нахожусь среди молодёжи. Ребята дают мне заряд энергии. Такова уж специфика нашей работы.

   — Есть ли у вас любимый афоризм, девиз, отражающий главный жизненный принцип?

   — Пожалуй, есть: «Если не мы, то кто?» И ещё моё кредо: учащегося не надо жалеть, его надо беречь.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика