свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 39 Уральский автомобиль Суббота, 15 апреля 2006 г.

Не прорастёт трава забвенья…

   На заводе создаётся энциклопедический словарь

   Автозаводчане, получив перед мартовскими праздниками очередной номер газеты «Уральский автомобиль», очень удивились, не обнаружив в выходных данных фамилии главного редактора Татьяны Ильинковой. Даём информацию: отныне, согласно приказу генерального директора ОАО «АЗ «Урал», Татьяна Анатольевна занимается подготовкой заводского энциклопедического словаря. Аргументы в пользу именно её кандидатуры очевидны: высшее журналистское образование, почти двадцатилетний опыт редакторской деятельности, знание заводских реалий и людей — и руководителей разного ранга, и рядовых заводчан. К тому же Татьяна Ильинкова — автор книг «Огнеборцы», выпущенной к 100–летию пожарной охраны города, и «Дающие жизнь» — об истории, людях и сегодняшнем дне ОАО «УралАЗ–Энерго».

   Змысел издания энциклопедического словаря принадлежит Валентину Марковичу Когану. В 2004 году он пришёл с этой идеей в заводскую редакцию. Действительно, почему бы нет — градообразующее предприятие имеет свою богатую на события историю, которая вместила и военные годы, и последующие десятилетия становления и развития. Новые модификации «Уралов», достижения, взлёты, перемены, реформы.

   Н заводе была сформирована издательско–редакционная комиссия, которую возглавил генеральный директор Виктор Корман. Уже на том этапе началось составление словника персоналий, пополнялся список фамилий автозаводцев, которые должны прозвучать в энциклопедическом словаре. Постепенно работа по его созданию начала набирать обороты. В начале апреля был создан и утверждён редакционный совет под председательством генерального директора Виктора Кормана. В его состав вошли директор по персоналу Юрий Новосельцев, руководитель проекта — главный редактор Татьяна Ильинкова — заместители председателя совета, директор по развитию Александр Ведерников, финансовый директор Сергей Смецкой, начальник управления логистики Владимир Гордеев, управляющий инструментальным производством Александр Шарышев, начальник управления кадров Владимир Скребков, председатель заводского совета ветеранов Евгений Комплешов.

   Ткже было решено привлечь бывших руководителей, чьи имена в своё время были у всех на слуху. Слава гиганта отечественного автомобилестроения — во многом их заслуга. В списке оказались Валентин Маркович Коган, Алексей Иванович Лахтачёв, Николай Васильевич Богачёв, Владимир Николаевич Приданников, Александр Дмитриевич Овинов, Казимир Степанович Папковский, Дмитрий Алексеевич Савин, Василий Григорьевич Буланкин. Формируя комиссию, старались охватить весь спектр деятельности завода. Правда, Татьяна Анатольевна сожалеет, что не враз вспомнились фамилии и других, не менее авторитетных на заводе людей, кто мог бы реально помочь написать его историю в лаконично изложенных событиях и фактах.

   З образец вначале намеревались взять энциклопедию Миасса, но потом всё же решили осилить уровень областной. Татьяна Ильинкова побывала в редакции, где эта энциклопедия создавалась и готовилась к печати. Всё же опыт бывалых авторов не помешает. Она побеседовала с главным редактором Владимиром Черноземцевым и директором издательства «Каменный пояс» Дмитрием Графовым, познакомилась с работой редколлегии, досконально выяснила, как её сотрудники занимались сбором материала, как они составляли словник, систематизировали собранный материал.

   Вачале редакционный совет нашей энциклопедии работал над словником персоналий, потом, как и челябинские коллеги, члены совета обозначили разделы тематического словника. В персональный словник попадут фамилии специалистов завода, работавших с 1941 года по настоящее время. На сегодня определены основные критерии внесения в энциклопедию лиц, внёсших вклад в строительство и развитие завода. Это все работники, имеющие государственные и правительственные награды, полученные в период работы на заводе, начиная с 1942 года; те, кому были присвоены правительствами и министерствами СССР, РСФСР и Российской Федерации, Верховным Советом СССР, Президентом РФ почётные звания в период их работы на заводе; государственные, политические и общественные деятели, оказавшие значительное влияние на строительство и развитие завода; работники предприятия с 1941 по 1948 годы, занимавшие должности старших мастеров и отработавшие не менее трёх лет, а с 1949 по настоящее время — не менее пяти лет, начальников бюро, конструкторов и технологов первой категории, аналогичные им и выше; руководители и крупные специалисты строительных и проектных организаций, принимавшие участие в строительстве и развитии завода. Конечно же, при отборе кандидатур члены комиссии намерены прислушаться к мнению трудовых коллективов, где человек когда–то работал.

   Сгодня подготовлены пока черновые варианты словников персоналий и тематического. Предполагается опубликовать словники в местной печати — в надежде, что, прочитав их, люди смогут внести свои дополнения. Принцип такого подхода определён растиражированными в своё время строчками Ольги Берггольц: никто не забыт, ничто не забыто. Ведь даже у людей, давно этот мир покинувших, остались родственники, друзья, знакомые, которые помогут подразделениям завода подготовить полноценные энциклопедические статьи.

   Н исключено, что придётся воспользоваться архивными данными других городов России и стран Содружества, где бывшие автозаводцы впоследствии жили, куда были направлены в качестве специалистов автомобилестроения. Кстати, в списке претендентов на место в энциклопедическом словаре значится немало фамилий, которые не сопровождаются хотя бы какими–то данными. А это значит, предстоят командировки, рассылка писем–запросов. Издание предполагается иллюстрировать фотоснимками.

   Совом, работы впереди — непочатый край, однако Татьяна Анатольевна полна оптимизма и решимости пройти этот путь до конца. К составлению словника вплотную подключились заводские подразделения. База данных в персональном компьютере главного редактора энциклопедического словаря день за днём пополняется. В её кабинете непрерывно звонит телефон, сюда идут люди, несут материалы. На рабочем столе — стопка подшивок газеты «Уральский автомобиль». Публикации разных лет — существенное подспорье в сборе сведений. Регулярно проходят заседания редакционного совета.

   Сдьбоносный момент. Создаётся энциклопедический словарь. Для тех, кто работает на заводе сегодня, кто придёт сюда завтра, кто интересуется историей предприятия, являющегося ключевым звеном промышленного потенциала страны. Чтобы знали, помнили, гордились.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика