свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 30 | Суббота, 25 марта 2006 г. | |
Одна с «Уралами» дорога Ои ровесники. Уральский автомобильный завод. И Валерий Александрович Олейник, советник генерального директора АЗ «Урал» по техническим вопросам. Общая дата рождения — грозовой и огненный для страны 1941 год. Одна судьба, одна дорога. Позавчера Валерию Александровичу исполнилось 65 лет. И другой юбилей предстоит ему скоро отметить — 45 лет работы на Уральском автомобильном заводе. Как пришёл сюда двадцатилетним, так и продолжает служить верой и правдой «Уралам». Менялись лишь подразделения предприятия и должности. Техник–конструктор отдела трансмиссий, инженер–испытатель, начальник КБ запасных частей ремонтно–эксплуатационного отдела УГК, начальник цехов ремонта узлов и агрегатов, сдаточного, первый директор автосборочного производства и научно–технического центра, заместитель технического директора, советник генерального директора автозавода. Еть на свете одна загадка. Кто, зачем и в каких заоблачных высях нам определяет как бы заранее предначертанный путь? Почему в жизни получается всё именно так, а не иначе? Время летит неостановимо. И мы поспешаем за ним. Остановившись на каком–нибудь этапном рубеже, вглядываясь в пройденный путь, размышляя о прожитом, в который раз задаём себе вопросы, на которые ответы совсем не просто сыскать. Cудьбе было угодно сделать так, чтобы семья Олейников в 1954 году поселилась именно в Миассе. А здесь автомеханический техникум рано повзрослевшим детям послевоенной поры путёвку в жизнь выдавал. И автомобильный завод крепко на ноги становился. Зачем счастье на стороне искать, когда рядом интересной работы вдоволь? Сегодня, оглядываясь назад, Валерий Александрович называет свой выбор дела на всю жизнь игрой случая. И в том, что с заводом в один год родился, никакой предопределённой связи не видит. Просто так вышло. Зает об «Уралах» всё. Именно так можно сказать и о Валерии Александровиче Олейнике. В его долгом пути служения «Уралам» счастливо сошлись все творческие ипостаси, способствующие созданию сильных и славных миасских вездеходов: конструктор, испытатель, руководитель цехов и производств. И сегодняшняя должность о многом говорит. Советник генерального директора предприятия по техническим вопросам обязан прекрасно разбираться во всём клубке многочисленных проблем, связанных с выпуском автомобилей, действием оборудования, движением технологических потоков, участвовать в работе совещаний, сводок, научно–технических советах, знать весь завод, все производственные и инженерные службы. Дельные и ценные советы появляются лишь после того, как вся металлическая суть «Уралов» изучена кончиками пальцев, осмыслена в конструкторских разработках, проверена снегами Колымы и песками Каракумов… Пиход молодого выпускника Миасского автомеханического техникума Валерия Олейника на автозавод совпал с очень интересным периодом в истории предприятия. Началось производство первого трёхосного автомобиля с бензиновым двигателем «Урал–375». А затем вслед за ним начали выезжать из заводских ворот миасские автомобили и других модификаций — «Урал–377», «Урал–5920», «Урал–4320», «Урал–5557», «Урал–5323»… И во всей этой уже ставшей повсюду известной продукции автозавода есть и доля труда Валерия Александровича Олейника. Особенно дорог ему двухосный «Урал–43206». Сегодня это наиболее востребованная машина, она себе пробила дорогу, её охотно покупают в России, в ближнем и дальнем зарубежье. А разве забудется работа по выпуску 520 «Уралов» с бронезащитой, что отправлялись в советские части, расположенные в Афганистане? Сколько жизней наших солдат и офицеров уберегли бронированные автомобили! С той поры «Уралы» на войне называют не иначе, как «полтора метра жизни впереди». За оперативное выполнение того очень важного заказа начальник цеха ремонта узлов и агрегатов В. Олейник в числе других автомобилестроителей получил награду — орден Дружбы народов. Н АЗ «Урал» Валерий Александрович известен многим. Особенно в цехах автосборочного и экспериментально–исследовательского производств. Бывая в этих подразделениях в поисках информации для газеты, я много раз слышал от автозаводцев добрые слова о нём. И спрашивал людей, а почему его помнят до сих пор. И водители–испытатели, и сборщики на главной сборочной ленте всегда отвечали одно и то же: доступный, приветливый, неравнодушный к чужим печалям, честный и порядочный. И в АСП, и в НТЦ у В. Олейника не было строго определённых дней приёма по личным вопросам. К нему шли всегда, в любую свободную для директора минуту. …Восьмой этаж инженерного корпуса. Небольшой уютный кабинет советника генерального директора АЗ «Урал». Ниточка нашего разговора причудливо переплетается: в юность возвращается, в цехи приводит, а то и в кабину «Урала» позволяет забираться. Из окна его кабинета виден закраешек городского парка и проложенная там трасса для триала на грузовых автомобилях. Кажется, вчера всё только начиналось. Коллектив НТЦ под руководством В. Олейника создавал и внедрял в производство образцы новых автомобилей, слава о которых разлеталась далеко за пределами Миасса. И ещё один штрих. Созданный на базе НТЦ автомобильный клуб прославил завод и Миасс. Выступая на спортивных «Уралах», водители–испытатели Владимир Найман, Александр Жмаев, Валерий Князев, Иван Болотов, Сергей Петелин выигрывали Кубки России и Содружества, становились чемпионами Европы по триалу на грузовых автомобилях. Теперь на трассе уныло и тихо. Другие настали времена, «Урал» спортивный отошёл куда–то в сторону. Когда–то «Уралы» своей мощью пробили окно в Европу, успешно соперничая на трассах с автомобилями «МАН», «Татра», «Вольво»… И всё–таки верится, недостроенная трасса в городском парке оживёт и миасская публика станет вновь приходить посмотреть как жёлтые двух–, трёх– и четырёхосные «Уралы» показывают балет на песке, взбираются на кручи, вопреки всем немыслимым препонам. Валерий Александрович смотрит в окно. — Жаль, если мы потеряем этот полигон в центре города. В Европе нас узнавали. И здесь, в Миассе, мы показывали в динамике все возможности «Уралов». Это — детище всего коллектива НТЦ. Спортивные автомобили помогали проверять на прочность конструктивные разработки узлов и агрегатов автомобилей. К примеру, шарниры равных угловых скоростей как раз и дорабатывались на спортивных «Уралах». Кк это непросто за короткий отрезок времени успеть о разном расспросить, поговорить. Вот 65 лет прожито, конечно, всякое бывало. Но Валерий Александрович больше вспоминал о светлом. Поначалу мне казалось, что весь наш разговор будет вращаться вокруг «Уралов», что мимо его судьбы не проехали. Однако, слушая его рассказ, я сразу понял такую вещь: нет, ему гораздо интереснее люди, которые эти самые «Уралы» создают. — У меня много друзей. Разных возрастов. И старше меня есть, и младше, и одногодки. Сбольшой теплотой рассказывал Валерий Александрович о людях, что оставили в его судьбе след. Это Анатолий Иванович Титков, Давид Соломонович Бляхман, Римма Георгиевна Якупова, Георгий Иванович Гладышев, Адольф Петрович Пилипенко, Герман Петрович Ситковский. Тк уж получилось, что Валерий Александрович вошёл в историю АЗ «Урал» как первый директор АСП и НТЦ. Что значит для него то время, когда он стоял у руля двух этих непростых в управлении подразделений, чем оно запомнилось? — Людьми. И работой. Всегда интересно, когда есть много работы. Мне нравится учиться у людей, общаясь с ними. Считаю, что в жизни очень повезло, потому что встретил на пути много хороших людей. Ипоследнее. Готовя эту публикацию к печати, конечно, нельзя было обойти вниманием мнения людей, в разное время работавших рядом с Валерием Александровичем Олейником. Водитель в экспериментальном цехе сказал очень коротко: «Просто хороший человек». Пожилой оператор на главном конвейере тоже был краток: «Лучше начальника я не встречал». А председатель профкома АСП Альфия Хамидулина, узнав, что в «Уральском автомобиле» будет напечатана зарисовка о юбиляре, попросила от имени всех автосборщиков поздравить Валерия Александровича с днём рождения: — В АСП до сих пор помнят Валерия Александровича. Он из породы тех руководителей, что всей душой преданы коллективу, работе, производству. При нём АСП сделалось как одна дружная и сплочённая семья. Наверное, он до сих пор знает наших рабочих по именам. При Валерии Александровиче в АСП начали проводить Сабантуи. Теперь это общезаводской праздник. Добрый, отзывчивый, интеллигентный. С ним всегда было легко работать. Автосборщики замечали и всегда ценили его сопричастность их проблемам. Нталья Никитина, председатель профкома дирекции по развитию: — Это человек — друг, неравнодушный к людским судьбам. Даже сейчас, когда он занимает совсем другую должность, работники экспериментально–исследовательского производства продолжают обращаться к нему за помощью. У него есть очень ценное качество — умение объединить людей.
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |