свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 34 | Вторник, 4 апреля 2006 г. | |
Пусть в Китае хорошо, но в Миассе лучше Алексею Ивановичу Лахтачёву исполнилось семьдесят лет. Да полноте, не верится. Вот он без передышки, одним махом поднялся по крутой лестнице в редакцию «Уральского автомобиля». Плечистый, бодрый, моложавый. Первым делом позвонил жене, Вере Николаевне, потом с репортёрами общаться начал. Деталь эта запомнилась. И с ним сразу стало легко, будто знакомы много лет. Минуты через три звучит предложение: — Поедемте ко мне на Дачный, наш дом покажу, обо всём там и расскажу. Тк и решили. И вот уже на Предзаводской площади, когда осталась позади центральная проходная, взял и спросил у Алексея Ивановича: какие же чувства он испытывает, когда приходит на АЗ «Урал»? — Так я же ещё никуда надолго от завода не уходил, пенсионером стал только месяц назад… Дже накоротке, по дороге от автозавода к Дачному, Алексей Иванович успел порядком поведать о своём пройденном пути. Вот и другая деталь в памяти осталась. Родился он 30 марта, жена — 1 апреля, а семью создали 31 марта. Поэтому в первый день апреля в кругу родных и друзей отмечают Лахтачёвы сразу все три события. Коль звёзды так сошлись, то почему бы и не порадоваться вместе… Вт и остановка — улица Всероссийская, 5. Дом Лахтачёвых. Такой ладный и нарядный. Собачка на входе, непременная кошка. Пахнет деревом, идущей в рост рассадой… Мнсарда, камин, мастерская, гараж, банька и светлые комнаты… Всё под крышей одной. Так хозяин замыслил. По рисункам и чертежам Алексея Ивановича строители и поставили на пустыре дом–песню. Жить в нём — одна радость. Рядом — столетние сосны, машин не слышно, тишина и благолепие. Сюда любят приходить дети Лахтачёвых и внуки. И хорошо на сердце, когда есть место, где поселились лад и порядок, где тебя любят и ждут. Алексей Иванович вынимает из шкафов альбомы, приветственные адреса, открытки, поздравления… Это всё о нём, о кавалере орденов Дружбы народов и «Знак почёта», А. И. Лахтачёве, более полувека служащего верой и правдой Уральскому автомобильному заводу. Почему пенсионер Лахтачёв приходил в один из последних дней марта на АЗ «Урал». Думаете, просто так, прогуляться? Вовсе нет, на предприятии замыслили издать свою энциклопедию, Алексей Иванович вошёл в состав редакционного совета. Кк снег, нежданно приходит вечер жизни. Утром проснёшься — и вокруг белым–бело. И всё так быстро пролетает, будто из окна вагона на мир посмотрел… Поезд вдаль ушёл, полустанка след пропал… Вмарте 1936 года в крестьянской семье Ивана Лахтачёва родился четвёртый сын, его назвали Алексеем. Шли годы. Отец немало сёл в Уйском районе сменил, куда его направляли руководить колхозами. А за ним, как нитка за иголкой — жена и пятеро сыновей. Выдрино, Уйск, Ларино… В 1950 году Лахтачёвы поселились в Миассе. К той поре у Алексея за плечами уже была семилетка. Мигом пролетели четыре года учёбы в автомеханическом техникуме. Получил диплом с отличием и направление для продолжения учёбы в институте. Но ехать–то куда? Два старших брата в армии служат, мама не работает, отца не было. А в Миассе куда парню с дипломом техника дорога? На автозавод. Хотя туда весьма трудно тогда было попасть. Так, осенью 1954 года в цехе шасси появился восемнадцатилетний мастер Алексей Лахтачёв. Через год подоспела служба в армии. Солдатские будни и по сей день в памяти Алексея Ивановича живы. Служил авиационный техник сержант Лахтачёв знатно, обслуживал самолёт трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. В Кремле, на совещании отличников боевой и политической подготовки бывал, до сих пор именные часы, полученные из рук маршала Жукова, в доме хранятся. — Армейская закалка, знания, полученные при обслуживании авиационной техники, мне потом очень пригодились в жизни. 1958 год. Демобилизовавшись из армии, Алексей Лахтачёв вновь возвращается на Уральский автомобильный завод и одновременно поступает в вечерний институт. Потекли дни служения «Уралам». Ничто не смогло смутить верность предприятию. Только должности менялись. Технолог техбюро цеха шасси, начальник бюро механизации инженерно–управленческого труда, начальник информационно–вычислительного центра и отдела автоматизированной системы управления производством. Тк получилось, что Алексей Иванович вошёл в историю автозавода как создатель и первый руководитель нынешнего управления информатики. В 1980 году А. И. Лахтачёв становится заместителем генерального директора ПО «УралАЗ» по экономическим вопросам. В 1988 году Алексея Ивановича переводят на должность начальника управления по внешнеэкономическим связям. Экспортные поставки всегда занимали важное место на заводе, приходилось искать новые рынки сбыта продукции. В 1990 году Алексей Иванович первым из специалистов автозавода совершил поездку в Китай. Тогда он ещё не знал, какие крепкие нити торгово–экономических связей появятся у миасского градообразующего предприятия с Поднебесной, а ему доведётся побывать в этой стремительно развивающейся стране бессчётное количество раз. В 1995 году в городе Цицикар (КНР) стали собирать спецтехнику на шасси миасских вездеходов. Свместное российско–китайское предприятие получило название «Бейфан—Урал». Долгих десять лет А. Лахтачёв активно продвигал продукцию нашего автозавода, являясь заместителем генерального директора СП «Бейфан—Урал». В 1997 году китайские производители освоили выпуск собственных автомобилей, конкурировать с которыми нам стало сложно, использование же «Уралов» в армии КНР не позволяла военная доктрина нашего великого соседа. Совместное предприятие «Бейфан—Урал» стало потихоньку угасать. И в начале февраля 2006 года оно ликвидировалось, просуществовав, как и планировалось, десять лет. — Так и стал я свободным пенсионером накануне своего семидесятилетия. Теперь буду жить только в Миассе. Иак, Уральскому автозаводу отдано пятьдесят лет жизни, осталась позади работа в цехе шасси, управлении главного технолога, ИВЦ–АСУП, в должности заместителя генерального директора по экономике, поездки в Китай… Но где же было больше всего трудно, интересно? — Это время становления и развития информационно–вычислительного центра. Пятнадцать лет, с 1965 по 1980 годы. Завод быстро развивался, полным ходом шла реконструкция, выпускался первый трёхосный автомобиль — «Урал–375». Поначалу система управления производством держалась на громоздких счётно–клавишных машинах. Помню, привезли из КБМ первую списанную ламповую ЭВМ «Урал–2». Появились свои электроники, операторы. Затем в 1967 году купили новую полупроводниковую машину «Минск–22», которая позволяла проводить комплексную механизацию. На базе этой машины мы внедрили первую очередь АСУП. Потом появилась другая, более современная машина. Так росла и совершенствовалась система управления предприятием. Трудно, интересно было, всему приходилось учиться на ходу. При внедрении системы управления мне всегда приходилось встречаться с руководителями служб предприятия. Кто больше всего запомнился? Конечно, директор завода Виктор Алексеевич Гурушкин, главный инженер Николай Григорьевич Жугин. Без их поддержки, считаю, у меня бы ничего не получилось. Потом, когда внедряли систему оперативного управления, довелось сотрудничать с такими опытными специалистами, как Казимир Степанович Папковский, Николай Викторович Потапов, Михаил Осипович Рязанов. Нзаметно быстро пролетело время. О разном удалось поговорить с Алексеем Ивановичем. Узнал, что дочь его, Людмила, выучилась на экономического кибернетика, стала специалистом в области обработки информации. Сын Дмитрий, окончив Челябинский политех, три года работал конструктором на ВАЗе. Четверо внуков. Один из них носит имя Алексей, в честь деда. Итак, добротный дом построен. Сын в люди вышел. Теперь, Алексей Иванович, надо чтоб сад пышно расцвёл. Иперед тем, как попрощаться с Алексеем Ивановичем и Верой Николаевной, мы попросили сделать снимок на память. Хозяйка сначала отнекивалась, но потом согласилась. И повод на то был. Всё–таки именно 1 апреля у неё, проработавшей в электротехническом цехе и в управлении главного технолога автозавода 28 лет, был день рождения. Ои вышли на фото, как и в жизни — рядом. С днём рождения, Алексей Иванович и Вера Николаевна. Живите долго и счастливо!
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |