свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 27 Уральский автомобиль Четверг, 14 марта 2002 г.

Я ТАК ДУМАЮ. ЧЕЛЯБИНСК НАС НАКОРМИТ

   Миасский хлебокомбинат работает едва ли на десять процентов своей мощности. Больше ему просто не сбыть. Между тем примерно 40% миасского рынка хлебопродуктов занимают «варяги» — производители хлеба из Челябинска. Туда же, в Челябинск, перечисляются налоги от того «немиасского» хлеба, что мы съели. Абсолютной цифры потерь для городского бюджета от «непатриотичности» миасцев нам выяснить не удалось — то ли это какая-то тайна, то ли никто не считал.

   Ели отвлечься от «хлеб всему голова» и вспомнить, что это очень выгодный бизнес с предельно жесткой конкуренцией, станет понятно — дела у миасских хлебопеков идут не то чтобы слишком. Отдав, однажды, добрую половину рынка челябинцам, теперь не стоит рассчитывать на скорое возвращение сбыта.

   Тм более, что пока наблюдается обратная картина — соседи все более агрессивно ведут себя на нашем рынке, где давно уже нет (ну, почти нет) своего молока, и только мясные полуфабрикаты еще кое-как «отбиваются» от иногородних конкурентов. Покупатель достаточно консервативен — если ему понравился продукт определенной марки, он будет покупать его, пока не разочаруется — а уж нормальный производитель сделает все, чтобы разочарования не наступило. Челябинцы делают свой продукт максимально узнаваемым. «Рощинский», «Бородинский», «Елена» — это, конечно, еще не «пепси-кола», но какой-никакой, а бренд. Тут же, в магазине плакатик, где подробно написано, как много полезного в этот хлеб добавлено и почему тебе, гипертонику и сердечнику, без него ну никак нельзя. Челябинский хлеб без устали «улучшает», «стимулирует» — а самое главное, он не крошится под ножом, хорошо упакован и вкусен.

   Нкаких административных рычагов для прекращения «экспорта» челябинского хлеба в Миасс у городских властей нет — хотя, в свете последнего скандала с американским металлургическим «вето» и нашим «куриным ответом», хлебные местечковые разборки смотрелись бы очень даже ничего. Другое дело — выиграет ли от этого потребитель?

   Н общегосударственном уровне нас призывают покупать все русское, на региональном — то, что произведено в области. Этакий потребительский патриотизм. Но вряд ли логично (да и этично) говорить человеку — «покупай миасский хлеб», если ему больше нравится челябинский. Давно известно, что от конкуренции в конечном счете выигрывает потребитель — даже если проигрывает город, в котором он живет.

   ...Сейчас предприниматель находится будто в заколдованном круге — он не может тратить деньги на развитие, поскольку отсутствует необходимый сбыт, и не может увеличить сбыт, поскольку нет денег на развитие. Постоянное подозрение государства — а не слишком ли хорошо живет мелкий и средний бизнес и, как следствие, фискальные законопроекты, также атмосферы не разряжают. Вот и получается, что пищевая промышленность города, казалось бы, наиболее самоокупаемая и быстро встающая на ноги, у нас, увы, лежит.

   Сергей ЛИХАЧЕВ



назад


Яндекс.Метрика