свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 27 Уральский автомобиль Четверг, 14 марта 2002 г.

ТЕМА НОМЕРА. НЕХЛЕБНОЕ ЭТО ДЕЛО — ХЛЕБ ВЫПЕКАТЬ. ЗАТО ПЕРСПЕКТИВНОЕ

   Миасс издавна был связан с хлебной промышленностью: еще на исходе позапрошлого века город, волею судеб оказавшийся на перекрестке торговых путей, стал серьезным мукомольным центром. Хлебопроизводящим городом Миасс остается и сегодня.

   Всоветские времена основным хлебопеком являлся городской хлебозавод, способный производить не слишком разнообразную продукцию, но зато много: до 50 тонн в сутки. После внеплановой кончины планового хозяйства, судьба предприятия круто изменилась.

   Ппытка построить собственную мельницу и создать замкнутый цикл производства обернулась катастрофой: деньги «зарывались» в землю, долги копились, клиенты уходили. В итоге и мельницу не построили, и рынок потеряли. Место бывшего хлебного монополиста пустовало не долго: на смену пришли мини-пекарни. Надо сказать, что в этом горожанам повезло: во-первых, мини-пекарен у нас более двадцати (сравните — редко в каком городе горнозаводской зоны их более двух-трех). Во-вторых, они действительно «мини» и просто вынуждены из-за высокой конкуренции заботиться о повышении качества и сдерживании цен. При этом хлебный бизнес – это солидные суммы различных налогов и сборов, поступающих в бюджеты по месту «прописки» пекарен, это и создание новых рабочих мест — в каждой из них трудятся более двадцати человек. Хлебопекарни развивались бурно: строились новые торговые точки, расширялся ассортимент...

    Но в последнее время ситуация изменилась — на прилавках все чаще можно видеть иногородние изделия, сворачивается торговля в киосках и небольших павильонах, под вывеской АО «Хлеб» появился новый «старый» игрок – городской хлебокомбинат, находящийся под внешним управлением. За ноябрь — январь объемы его производства выросли на 65-70 процентов, и небольшой рост идет ежемесячно. Пройдя «нулевую» точку в 102 тонны (до которой все заработанные средства уходят на покупку сырья, другие производственные нужды и выплату налогов), комбинат вышел на производственный показатель в 130 тонн ежемесячно. А в ближайшие месяц-полтора планирует покорить планку в 150 тонн. Сейчас здесь выпускают уже более двадцати наименований хлебобулочных изделий, в том числе специальный хлеб для малосемейных и пенсионеров. Освоено производство батонов, калачей, сдобы, пряников.

   Ели у небольших производителей основная проблема – высокая арендная плата, то у хлебокомбината – нехватка оборотных средств. Несмотря на то, что уже пройдена точка безубыточности и предприятие работает с небольшой прибылью, денег на развитие все равно не хватает. Из-за этого практически не освоена ниша кондитерских изделий, которыми раньше так славился Миасс. До тортов дело дойдет еще, видимо, не скоро, но выпуск различных полуфабрикатов, кексов и простейших бескремовых пирожных уже начался. Правда, еще не факт, что они понравятся горожанам больше, чем, скажем, златоустовские торты.

   Сгодня ситуация на рынке, по оценкам наших экспертов, такова: 15 процентов занимает АО «Хлеб», 35-40 – челябинские производители (в основном Первый хлебокомбинат), остальное приходится на местных пекарей, а также Златоуст и Чебаркуль. Качество нашего хлеба иногда «хромает», но чаще всего на уровне. А, кроме упаковки, мы проигрываем в ассортименте и сбыте (далеко не всегда местные производители могут позволить себе вести агрессивную маркетинговую политику). Сложные времена наступают, в первую очередь, для небольших производителей и, как ни странно, для местного бюджета: нет никакой гарантии, что хлебокомбинат выиграет непростую конкурентную борьбу с иногородними поставщиками, а налоги не уйдут в другие города.

   Внегласной торговой войне и мелкие и крупные производители рассчитывают прежде всего на свои силы. Но вместе с тем не оставляют надежды и на адекватную поддержку со стороны городской администрации. Только вот взгляды на «адекватность» у них серьезно расходятся. Небольшие производители считают, что какие-то административные решения (например, ограничения на ввоз) вряд ли смогут изменить ситуацию. А представители хлебокомбината, не отрицая достоинств свободной конкуренции, за более активную позицию администрации, которой по силам закупать хлеб для своих учреждений и бороться с иногородними производителями.

   Дя нас же, рядовых миасцев, самое главное в том, чтобы учитывались наши потребительские интересы и всегда было из чего выбрать.

   


Константин Недопекин, Фуат ИЖБЕРДИН (фото)



назад


Яндекс.Метрика