свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 27 Уральский автомобиль Четверг, 14 марта 2002 г.

НЕГРОМКАЯ ДАТА. О МИАССЕ-НАУКОГРАДЕ, ИЛИ АЭРОДИНАМИКА ДЛЯ «УРАЛОВ»

   Практически каждый горожанин знает: Миасс – крупный оборонный промышленный центр. Достаточно вспомнить, что почти каждое серьезное производство имело в своем составе оборонные мощности. А вот многие ли знают, что наш город еще и признанный в стране наукоград?

   Уе тридцать лет в Миассе работают ежегодные Российские школы по проблемам науки и технологий и Уральский семинар по механике и процессам управления, призванные содействовать обмену опытом между учеными и промышленниками, приобщать к науке молодые таланты. Главный итог трех десятилетий – не только разработка и внедрение новых образцов техники, материалов и различных конструкций, но и подготовка специальных научных трудов, которые использовали в своей работе молодые аспиранты, будущие кандидаты и доктора наук. За это время через миасские школы прошли сотни молодых ученых и можно смело утверждать, что в нашем городе ковался не только военный, но и научный щит России!

   А начиналось все в далеком 1972 году, когда в Миасс по приглашению академика Виктора Макеева собрались на первую встречу около двадцати подающих надежды молодых специалистов с Урала, из Москвы, Киева и Риги. С подачи генерального конструктора ГРЦ, уже создавшего к тому времени свои первые ракеты, эти встречи превратились в тематические школы по созданию и внедрению в производство композиционных материалов, позволяющих многократно повысить прочность, долговечность, коррозийную стойкость. Именно благодаря применению таких материалов наши морские баллистические ракеты были признаны лучшими среди известных отечественных и зарубежных аналогов.

   Поводившиеся в прошлом году ХХI Российская школа и ХХХI Уральский семинар собрали уже более 200 участников из 77 специализированных научных и промышленных организаций, представлявших 46 городов России. По итогам обсуждений издано четыре научных сборника объемом 1334 страницы.

   Пследние пятнадцать лет организация школ и семинаров лежит на плечах исполнительного директора Межрегионального совета РАН по науке и технологиям, доктора технических наук, профессора Николая Ершова (отмечающего, кстати, в эти дни свое шестидесятилетие). При поддержке Российской Академии наук, выступающей основным соорганизатором и издателем научных трудов, удалось значительно расширить спектр общих интересов. Теперь в них входят все отрасли, связанные с научным обеспечением технических разработок и испытанием новой техники.

   Ели ранее эти научные конференции работали исключительно на «оборонку», то теперь стоит задача разработки новых технологий не только для военных, но и для «гражданских» отраслей, повышение наукоемкости и обеспечение ресурсо- и энергосбережения отечественной продукции. Во многом это стало возможным благодаря поддержке многих промышленников и городских властей. Некоторые из них — Владимир Григориади, Владимир Дегтярь, Валерий Панов стали сопредседателями межрегионального совета, возглавляемого ректором ЮУрГУ Германом Вяткиным. Другие, как Владимир Новик, вошли в его президиум. Одно из последних достижений – разработка принципиально новых аэродинамических форм движения в воздушной среде, позволяющих уменьшить сопротивление до 50 процентов. Представьте, каков практический эффект: даже если не устремляться в небеса, а применять эти наработки при проектировании новых автомобилей для создания улучшенных аэродинамических форм кабины и кузова, то только за счет этого можно уменьшить расход топлива на 30–40 процентов.

   Н июнь запланирована очередная, ХХII школа по проблемам науки и технологий, которая обещает перекрыть многие достижения предыдущих.

   


Константин Недопекин



назад


Яндекс.Метрика