свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 21 Уральский автомобиль Четверг, 2 марта 2006 г.

Трудная молодость

   2006 год для автомобильного завода «Урал» проходит под знаком 65–летия со дня его основания. Это значимая дата не только для заводчан, но и для всех миассцев. Корреспонденты нашей газеты собирают воспоминания бывших работников предприятия, ныне ветеранов — бесценные свидетельства того времени. Сегодня наш рассказ — о ветеране труда, ветеране войны Дмитрии Ананьевиче МАГДИНЕ. На фотографии его грудь увешана наградами: орденами — Отечественной войны второй степени, «Красная звезда», «Знак Почёта», медалями — «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.», Жукова, «За трудовое отличие», «Ветерана труда», юбилейными медалями — «За победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят лет), пятьдесят лет Вооружённых сил СССР, знаками — «Победитель социалистического соревнования 1973 года», «Фронтовик 1941–1945».

   Вспоминания Дмитрия Ананьевича дороги нам как память о трудной молодости, которая совпала с Великой Отечественной войной. Родился он в 1920 году в Ставропольском крае Ипатовского района в селе Лиман. Учился в школе, но смог окончить только четыре класса, пошёл работать прицепщиком тракториста. Проработал три года и получил права тракториста.

   — Мне тогда пятнадцать лет было, жили мы в селе, держали своё хозяйство. Мой дед решил вступить в колхоз, поэтому мы отдали туда своих коров, лошадей. Если бы не война, я так и остался бы в своём селе, работал бы трактористом, — говорит Дмитрий Ананьевич.

   В1940 году призвали в армию, служил Дмитрий Ананьевич на станции в нескольких километрах от Выборга в двухсотом артиллерийском полку, восьмой батарее, наводчиком третьего орудия. В Ленинградскую блокаду был ранен и попал в госпиталь под Свердловском. Так случилось, что Дмитрий Ананьевич не успел даже долечить ранение — его отправили в Чебаркуль, откуда на фронт уходила маршевая батарея.

   — Я даже на ноги не мог наступать, — говорит Дмитрий Ананьевич. — А старшина сказал, что «пока доеду, всё заживёт». Но всё–таки меня оставили в медсанчасти.

   Дмой, в своё село, Дмитрию Ананьевичу не разрешили уехать, немцы уже были недалеко. В то время события происходили очень быстро, буквально через две недели Дмитрия Ананьевича и двух его друзей, Василия Борищука и Петра Опрелкова, отправили в Миасс, туда, где строился автозавод. С мая 1942 года они стали работать на «АвтоЗиСе».

   — Тогда никаких административных зданий ещё не было, всё начальство находилось в деревянном вагончике, который стоял там, где сегодня центральная проходная. Пока на работу нас не оформляли, мы целыми днями ждали решения руководства. Нас троих хотели отправить работать в совхоз, но мы выбрали завод и не хотели никуда уезжать. Можно сказать, жили возле этого вагончика, спали прямо на земле. Уже не помню, кто был директором, но голодными нас не оставил: выписывал талоны на обед, один раз в сутки. Всё–таки дождались направления на работу, — рассказывает Дмитрий Ананьевич. — Поначалу я просто разбирал детали на участке гаек в цехе нормалей (ведь у меня ещё ноги не зажили, ходил на костылях). В первые годы войны не было даже лошадей, поэтому все детали носили на себе. Уже не помню фамилию первого начальника цеха, но после него я долгое время работал с Александром Ароновичем Трейвасом. Это было время, когда завозили станки: из железнодорожных вагонов перегружали на бруски и волокли до цеха, там до места их просто толкали палками. Очень скоро меня поставили работать автоматчиком. А произошло это так: мастер спросил, знаю ли я ключ 14х17. А я ведь очень долго работал трактористом, ответил, что знаю. Так я стал делать различные детали для сборки машин: шаровые и рессорные пальцы… Настолько хорошо я разбирался в станках, машинах, что меня поставили наладчиком станков, я даже года не проработал — назначили мастером. Шёл 1952 год, много изменений было в цехах завода, строительство шло вовсю, только теперь уже станки завозили в цех на тракторах. В этом году я ушёл старшим мастером на участок крупнофасонных изделий, который находился на базе цеха шасси. Под моим началом работали около ста человек в три смены. Ведь тогда выпускали очень много «Уралов»: дневная норма — 120 машин.

   — С рабочими надо уметь обращаться, где–то советом помочь, где–то прикрикнуть, — говорит Дмитрий Ананьевич.

   Еу предлагали занять должность заместителя начальника моторного цеха. Но он отказался, решил, что знаний маловато.

   — Мне нравилось работать на заводе. Как старший мастер отстаивал права рабочих, делал всё для цеха и своего коллектива, — говорит Дмитрий Ананьевич. — Приходил на работу рано, чтобы успеть захватить третью смену. Всё проверю, вторая смена идёт на обед, а я — домой. В общей сложности работал по двенадцать часов.

   В1970 году ему присвоено почётное звание «Лучший старший мастер». С 1975 года до пенсии Дмитрий Ананьевич работал сменным мастером.

   — Так как работа была в ночную смену, в мои обязанности входила охрана цеха, станков, проверка их исправности. Когда работал старшим мастером, делал всё для того, чтобы обеспечить выполнение плана и не срывать поставку на сборочные линии необходимых метизов, — говорит Дмитрий Ананьевич.

   Н только на работе у Дмитрия Ананьевича всё было хорошо, но и в личной жизни: он встретил свою половинку, женился. С Надеждой Максимовной, женой, Дмитрий Ананьевич вместе вот уже более сорока лет. Конечно, есть дети, внуки, которые не забывают и приезжают навестить их. Война раскидала всю его семью по разным местам: родной брат, полковник в отставке, живёт в Санкт–Петербурге, а сестра осталась на родине, в Лимане, куда этим летом, если получится, Дмитрия Ананьевича отвезёт племянник.

   


Ольга СТЕПАНОВА



назад


Яндекс.Метрика