свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 16 Уральский автомобиль Четверг, 16 февраля 2006 г.

Энтузиазм, творчество, преданность

   Богат настоящими профессионалами автомобильный завод «Урал». Причём далеко не все из них коренные миасцы. Многие съехались со всех сторон бывшего Советского Союза. Валентин Петрович БУГОРКОВ родился в небольшом посёлке Косминино, что в Костромской области, в Миасс же попал по распределению после окончания Ярославского автомеханического техникума.

   Впервый же день приезда в Миасс Валентин пошёл устраиваться на завод. Молодого специалиста оценили по достоинству и приняли техником–конструктором КБ приспособлений в отдел главного технолога. Валентин не привык терять времени даром и сразу после устройства на завод зашёл в филиал Челябинского политехнического института.

   — Вы опоздали, экзамены уже начались, — сказали ему.

   Н не таков был Валентин, чтобы пасовать перед трудностями. Решено — значит, сделано. Этому принципу Валентин Петрович следовал всегда, не изменил ему и по сей день. Учиться он хотел и потому согласился на сдачу вступительных экзаменов на специальность «Автомобилестроение» своеобразным экстерном — по два каждый день и успешно прошёл это испытание. Но учиться Валентину так и не довелось, поскольку его работа в дальнейшем стала настолько насыщенной и напряжённой, что времени почти ни на что не оставалось.

   Эо был период подготовки к выпуску модернизированного автомобиля «ЗИС–5М» («эмка»). Валентин занимался проектированием приспособлений для изготовления деталей этого автомобиля. Отработав на заводе в течение полутора лет, он был призван на Тихоокеанский флот, остров Русский. За годы службы многому научился, возмужал. Валентин Петрович с удовольствием показал мне часть домашнего архива, в котором отражены его успехи за годы службы. Здесь есть благодарность от командира войсковой части «За отличные действия при выполнении учебно–боевых задач и высокую дисциплинированность», Почётная грамота за второе место в соревнованиях по вольной борьбе и другие награды. В армии у Валентина проявилась творческая жилка, отразившаяся в первых рацпредложениях: «Монтаж и конструкция установки дальномера типа ДМС–4–М на жёсткую трубу типа ДМ», «По изготовлению тренажёра для тренировки дальномерщиков–визирщиков по снятию курсового угла». Позднее, на заводе, одним из самых его оригинальных рацпредложений стала «Многошпиндельная головка на токарном полуавтомате». Валентину прочили завидные перспективы на военном поприще, но он отказался от поступления в Высшее техническое училище Тихоокеанского флота. Иначе и быть не могло: ведь дома его с нетерпением ждали семья и любимое дело.

   Врнувшись на завод, Валентин с увлечением принялся за новое дело, порученное ему главным технологом завода. В это время шло освоение нового автомобиля высокой проходимости «Урал–375», базовой машины всех последующих «Уралов». Можно сказать, что карьерный рост Валентина Петровича за это время был стремителен. С 1960 по 1967 годы он прошёл путь от технолога, старшего технолога, заместителя начальника техбюро до начальника техбюро цеха опытного производства № 1. Бугорков стал непосредственным разработчиком многих технологических решений по обеспечению высоких требований КД. Несмотря на то, что эти годы на заводе были невероятно сложными, они стали для Валентина Петровича самыми творческими и интересными.

   — Мы работали не сколько положено, а сколько было необходимо. В буквальном смысле до упаду, — сказал В. П. Бугорков. — Даже семьи свои редко видели. Как сказал один из начальников цехов: ухожу на работу — мои родные ещё спят, прихожу с работы — а они уже спят.

   Идействительно, многие тогда трудились на пределе сил, порой до самой глубокой ночи. И жёны, понимая необходимость этой работы, приносили на завод ужин своим мужьям.

   Вкоре начался интенсивный рост производственных мощностей для выпуска автомобилей. В 1967 году приступили к строительству агрегатного корпуса, в который со временем должны были перевести изготовление деталей из цехов опытных производств № 1 и № 2. Валентин Петрович назначен первым заместителем начальника агрегатного производства для координации проектных, строительных и технологических вопросов.

   — В 1970 году совершенно неожиданно меня назначили главным механиком, — вспоминает Валентин Петрович. — Признаться откровенно, очень я растерялся. Ну, какой из меня механик — пытался доказать своему руководству, — ведь и напильник–то в руках не держал, разве что на практических занятиях в техникуме!

   Н спорить было бесполезно. Как–никак решение о его назначении было принято советом старейшин завода. На новом месте Валентин Петрович не замедлил проявить свои организаторские способности, для начала — в подготовке к праздничной демонстрации. Обычно от отдела главного механика приходило не так много людей, и потому в шествии они присоединялись к отделу главного конструктора по станкостроению. Валентину Петровичу такой порядок не по душе пришёлся. И вот на первомайскую демонстрацию пришло столько народа от его отдела, что на этот раз немногочисленные представители другого подразделения присоединились к ним. К тому же, по распоряжению В. Бугоркова, появилась собственная эмблема отдела, которая вскоре стала весьма узнаваема.

   Оной из основных задач Валентина Петровича в должности главного механика стало воссоздание ремонтной службы, для чего было приобретено 68 единиц нового оборудования, в том числе уникальный мастер–станок для изготовления высокоточных делительных пар к зуборезному оборудованию, токарно–винторезный станок для изготовления точных ходовых винтов для координатно–расточных станков. Были привлечены новые квалифицированные кадры. Другой жизненно важной задачей стало преобразование самого отдела главного механика. Результаты не замедлили сказаться. Ведь когда в любимую работу вкладываешь все силы, стоит ли удивляться, что её итоги внушительны? Так и в этом случае: возросла оперативность и качество ремонтных работ при снижении их стоимости, а соответственно существенно повысился авторитет ремонтной службы завода. Министерство автомобильной промышленности оценило, насколько окрепла ремонтная служба автомобильного завода. Значит, настало время для оказания помощи в ремонте оборудования другим заводам отрасли: Московскому автомобильному заводу имени Ленинского комсомола, Мичуринскому заводу поршневых колец, Тавдинскому механическому заводу, Орскому заводу автоприцепов. А на Красноярском заводе автоприцепов Валентин Петрович принимал непосредственное участие в разработке структуры службы главного механика, её отработке и внедрению по типу УралАЗа.

   В1978 году по распоряжению Министерства автомобильной промышленности и по согласованию с ЦК КПСС на автозаводе был создан собственный отдел станкостроения, заместителем главного инженера которого был назначен В. П. Бугорков. Он сумел значительно расширить и укрепить производственную и техническую базу станкостроения, которая впоследствии сыграла значительную роль в наращивании производства продукции. В это самое время Валентину Петровичу сделали выгодное предложение — стать главным инженером Красноярского завода автоприцепов. Но он отказался, несмотря на неустанные уговоры, не смог покинуть город и автозавод, к которым прикипел всем сердцем.

   Влентин Петрович никогда не останавливался на достигнутом. Благодаря грамотной и неустанной работе он всё увереннее и выше поднимался по карьерной лестнице. В должности заместителя главного инженера по действующему производству он возглавил работы по техническому перевооружению производств, а также по созданию автоматических линий по обработке картеров мостов, корпуса поворотного кулака, ступицы и ступицы с барабаном тормоза в сборе.

   С1983 по 1987 годы трудился заместителем генерального директора по производству. Благодаря чему успешно были выполнены напряжённые планы по выпуску автомобилей, и в том числе для поставок на экспорт. Валентин Петрович принял активное участие в организации выпуска первых опытно–промышленных партий автомобилей сельскохозяйственного назначения «Урал–5557» и снегоболотоходного транспортёра «Урал–5920».

   Н, не всё было так гладко, как может показаться. В начале 90–х был сорван план по выпуску 700 автомобилей на экспорт, и закрыть эту брешь было невозможно даже за счёт других заводов отрасли. Чтобы исправить эту сложнейшую ситуацию, министр автомобильной промышленности Виктор Поляков дал каждому из начальников управлений министерства соответствующие распоряжения. Валентину Петровичу запомнились слова министра, обращающегося к своим подчинённым: «Вы забыли, что такое Уральский автозавод! Это не Минский завод, и даже не ГАЗ и не ЗИЛ. Выпуск «Уралов» находится под непосредственным контролем Минобороны и ЦК КПСС. Сложная ситуация возникла и при передаче автомастерских ПАРМ из цеха № 1 на Посевнинский автоагрегатный завод (Новосибирская область). Передача оборудования и оснастки, отправка заготовок представляли большие трудности. Пришлось отправить на ПАЗ своих технологов, рабочих, наладчиков. Благодаря коллективу цеха № 1 план декабря, с учётом отставания по году, был выполнен. Cобрано и сдано 105 автомобилей, при месячном плане 35–40. Вызывала сложности проблема укомплектованности кадрами главного конвейера. Было принято кардинальное решение: направить на конвейер рабочих из других подразделений с последующим предоставлением им жилья. Это сыграло свою роль — люди пришли на сборку.

   Сприходом на завод Ю. И. Горожанинова Валентин Петрович был назначен начальником созданного управления оборудования. Перед ним была поставлена задача — построить такое подразделение, которое по структуре было бы приближено к ВАЗовскому.

   Кгда уже не за горами была пенсия, Валентин Петрович тяжело заболел. Но такова уж его натура: не сдался он болезни, одержал победу. С ним постоянно были самые близкие люди, в том числе и друзья–заводчане. С предприятия пришлось уйти, но Валентин Петрович и не думает грустить. Всегда рядом с ним любящая жена Нелли Александровна (в этом году супруги празднуют золотую свадьбу, и в честь этого события выпущена домашняя фотогазета), взрослые дети — Галина и Андрей и, конечно же, внуки, их у супругов Бугорковых четверо, а ещё правнучка и правнук.

   Вдомашнем архиве хранятся награды Валентина Петровича на самоотверженный и неустанный труд на заводе в течение 40 лет: орден «Знак Почёта», медаль «Ветеран труда», почётные знаки «Ветеран Минавтопрома» и «Ветеран УралАЗ». В поздравительных адресах много искренних и сердечных слов: «Нас всегда приятно поражали, вдохновляли и служили примером твои энтузиазм, преданность делу, творческая фантазия и масштабные подходы к решению проблем», «Вы снискали авторитет и уважение среди начальников и коллективов цехов за вашу скромность, настойчивость, справедливость и чуткое отношение к людям». Прошедшие годы не изменили Валентина Петровича. Это чуткий и отзывчивый человек. Не растерял он и своих деловых качеств. Прямое тому подтверждение — активная деятельность в коммерческом партнёрстве «Слобода», директором которого он является. Вместе со своими коллегами он работает над газификацией своего посёлка. Так что скука — не для него.

   


Алёна СТАТОВА



назад


Яндекс.Метрика