свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 16 | Четверг, 16 февраля 2006 г. | |
Навсегда заводу верен Накануне 25–летия со дня выпуска первого уральского автомобиля был открыт первый зал музея истории завода. Он отражал самый первый и трудный этап развития завода — военный. В условиях Крайнего Севера успешно прошли доводочные испытания автомобилей «Урал–375К», получено разрешение на их серийный выпуск. Параллельно шли испытания автомобилей «Урал–375Ю» в тропическом исполнении. Специальная межведомственная комиссия рекомендовала их для постановки на производство. Пять советских автомобилей разных заводов и один зарубежный — «Мерседес» демонстрировали свои ходовые качества на сравнительных испытаниях в Судане. За четыре дня машины прошли 1200 км по бездорожью, пустыне, по сыпучим, мокрым пескам, преодолевали водные препятствия. На всех этапах «Урал» был первым. Остался лидером и на финише. Автомобилю «Урал–375ДК» присуждена золотая медаль и диплом Лейпцигской ярмарки. За активное участие в выполнении заказов по изготовлению автомобилей «Урал–375» правительство Восточной Германии наградило медалями группу автозаводцев. Эи события объединяет то, что все они произошли в 1969 году. Определив атмосферу того временного отрезка, стали в определённой степени знаковыми. Именно в этом году на завод устроился герой нашей публикации — Владимир Михайлович СТАРОДУБЦЕВ. Впрочем, тогда никто ещё и не звал его по отчеству. Он пришёл в кузовной цех, окончив профессиональное училище № 9 в старом городе по специальности «Электромонтёр». Именно здесь он проходил производственную практику. Так что к выпускным экзаменам был знаком с производством, со спецификой своей будущей работы. Рньше похвалой звучала фраза: «В его трудовой книжке — всего одна запись». Она была ёмкой и означала, что человек не летун какой–нибудь, что он надёжен и своему предприятию верен. И ещё — что он обладает цельным характером. Это всё с полным правом можно отнести и к Владимиру Стародубцеву. — Были периоды, когда я один в бригаде оставался. И ничего, выдержал, — говорит Владимир Михайлович. Эо он о тех временах, когда завод оказался в кризисной ситуации. Но в том, 1969, году завод ещё находился на подъёме, и казалось, что никакие социальные и политические катаклизмы страну не ждут. До этого Владимир учился в школе № 9. Все старогородские жители знали, что эта школа находится на горе, за городской баней, а район прозвали Кошелёвкой. Это место знаменито тем, что здесь в середине шестидесятых снимался кинофильм «Журналист». Н вопрос, почему пошёл именно в девятое училище, получив свидетельство об окончании восьмилетки, Владимир Стародубцев отвечает — мол, нет ничего проще, не мечта детства, просто последовал примеру друзей. Такая вот своеобразная мальчишеская солидарность. Подросток, конечно, предпочёл бы баранку крутить, как его отец. Но тот в шофёры сына не пустил: на хлеб водители зарабатывали тяжёлым трудом. Никаких гидроусилителей рулевого управления на грузовиках и в помине не было. Поэтому сила, выносливость, здоровье тогда требовались недюжинные. — Коллектив меня встретил хорошо, как встречал всех новичков, — вспоминает Владимир Михайлович. Н практике и уже будучи в штате цеха до службы в армии работал в бригаде, которая специализировалась на ремонте механических станков, по возвращении его перевели в другую бригаду — дуговой сварки, где людей не хватало. Руководил бригадой Александр Скрябин. В 1986 году он ушёл на заслуженный отдых и его на посту бригадира сменил Владимир Стародубцев. По его мнению, работать тогда было труднее, чем сейчас. Но энтузиазма у людей было побольше. Режим был трёхсменным. Молодых первое время опекали опытные рабочие. Владимир Михайлович, теперь уже сам ветеран, с большой благодарностью говорит о своём тогдашнем учителе и наставнике — Алексее Макарове. Впредставлении дилетанта профессия электромонтёра — одна из самых рискованных. Одно неверное движение — и последствия очевидны. — Нет, — вполне буднично отвергает В. Стародубцев попытку корреспондента героизировать профессию. — Ничего не случится, если строго соблюдать технику безопасности и быть внимательным. Кнтроль за соблюдением всех необходимых требований безопасности труда в цехе ремонта и обслуживания прессового и сварочного оборудования строгий: каждый день старший мастер Сергей Николаевич Захаров проверяет наличие у электромонтёров касок, специальных перчаток. К тому же с годами соблюдение этих мер предосторожности доводится до автоматизма. Бригада В. Стародубцева занимается ремонтом электрической части механического и сварочного оборудования. В бригаде восемь человек: Евгений Кремер, Евгений Лузин, Александр Базин, Николай Рехлинский, Владимир Сусло, Виталий Зубарев. В составе бригады сейчас есть и один начинающий электромонтёр — Руслан Кабиров, учащийся профлицея № 38, который проходит здесь производственную практику. Таких бы толковых, смышлённых ребят побольше. Но реальность такова, сетует Владимир Михайлович, что мало молодых специалистов остаются работать электромонтёрами. Заработок у новичка, имеющего третий разряд, невелик. Вот и стараются ребята пристроиться на производство, где работа денежнее. Это старшее поколение в начале своей трудовой биографии соглашалось годами ждать улучшения благосостояния. Сейчас время другое, запросы выше. Осуждать ли за это молодёжь? Вцехе случаются и нештатные ситуации, разрешать которые приходится в том числе и бригаде электромонтёров. В тот день, когда мы беседовали с Владимиром Стародубцевым, бригада с утра устраняла аварию — на воротах срезало вал по какой–то причине, возможно, из–за того, что заклинило редуктор, и они не открывались. Цеховым электрикам пришлось заменять двигатель. Вобще работы хватает. Помимо текущих дел, электромонтёры принимают участие в процессе внедрения системы «бережливого производства». Сейчас они в соответствии с инструментом 5S изготавливают стеллаж. Новая производственная система предъявляет более высокие требования к оборудованию. Электромонтёры стараются работать так, чтобы до минимума сократить время ремонта. Безусловно, не в ущерб качеству. З свою трудовую жизнь Владимир Михайлович заслужил немало почётных грамот. Это признание его заслуг перед предприятием, где он проработал 37 лет. И ещё ему присвоено звание ветерана завода. Весте с женой Татьяной (она работает станочницей в агрегатном производстве) они вырастили двоих детей. Владимиру Михайловичу в своё время учиться не пришлось. Зато теперь он радуется успехам своих детей. Сын Михаил учится на четвёртом курсе ЮУрГУ, а дочь Светлана — на втором курсе Современного гуманитарного университета. Родители не жалеют средств, чтобы ребята получили высшее образование. Семья живёт в своём доме на Мелентьевке. Там у Стародубцевых своё хозяйство, огород. Всё это они ни за что на городской комфорт не променяют. Газ вот только осталось подвести. А так и отопление есть, и водопровод. Плюсы: Мелентьевка близко к заводу, да и отдохнуть здесь можно по–настоящему. Свой дом — это и блага цивилизации, и дача с участком. А что думают о своём товарище по работе его коллеги? — Владимир Михайлович — работник очень ответственный, старательный, добросовестный, — говорит заместитель начальника цеха Анатолий Николаевич Воронин. — Его отличает высокая квалификация. Он электромонтёр пятого разряда. Любую работу выполняет, может и просто «за спасибо». Всегда всем помогает. За это его в цехе уважают. Чобы не слышать хвалебных речей в свой адрес, бригадир заспешил к себе в мастерскую. К почестям он никогда не стремился, делал своё дело, как тысячи других заводчан, чьим трудом прирастает слава завода. 15 февраля Владимир Михайлович отметил день рождения. Ему исполнилось 55 лет.
Ольга БЕЛЯКОВА
|
назад |