свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 26 | Вторник, 12 марта 2002 г. | |
ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ. ПОКА СУД ДА ДЕЛО, ПОДОШВА ОТЛЕТЕЛА П себе знаю: купишь в магазине просроченные консервы или рыбу с запашком, а обратно не несешь, оставляя неприятный визит на завтра, послезавтра… Так и летит неудачная покупка в мусорное ведро. А в голове мелькает: «Эх, не везет! В следующий раз нужно быть повнимательнее!» В следующий раз все повторяется сначала. Бежать в магазин, чтобы отстаивать свои права, то некогда, то не хочется… Борис Петрович Филимонов ведет себя в этих случаях совершенно иначе. Выяснение отношений с различными инстанциями для него своеобразное хобби, которому он посвящает все свое свободное время. И не то, чтобы времени у него предостаточно и нечем его больше занять, просто хочется ему, чтобы качество товара на миасском рынке было намного лучше. — Меня некоторые просто не понимают. Сколько раз приходилось слышать: «Мужик, ты что, с луны свалился? Не знаешь, в какое время живем?», — говорит Борис Петрович. — В СЭС, госторгинспекции и вовсе, завидя с порога, отмахиваются, мол, иди откуда пришел. А я так соскучился по нормальной одежде, обуви, по свежей и вкусной пище. Вы, кстати, сами-то помните, когда в последний раз ели нормальный хлеб, пили качественный сок без консервантов или пробовали колбасу отменного вкуса? Янапрягла свою память, но, признаться, так и не вспомнила. Во многом соглашаясь со своим собеседником, подумала о том, что невозможно же производить всегда исключительно качественную продукцию… У Бориса Петровича на этот счет есть свое мнение. Он, конечно, допускает вероятность ошибки («все мы люди, а людям свойственно ошибаться»), но считает, что все мы условно делимся на две категории: тех, кто недоволен качеством жизни и пытается что-то изменить, и тех, кого все устраивает. Из-за равнодушия последних, их пренебрежения к мелочам, мы и носим сапоги с покосившимися каблуками, бракованные рубашки, едим невкусный, отсыревший хлеб... См же Филимонов уделяет мелкой и, на первый взгляд, незначительной работе (и своей, и чужой) очень большое внимание. Было время, когда он даже судился с магазинами, доказывая, что продавец должен подавать хлеб в мешочке, а не «голыми» руками, как это зачастую бывает. И знаете, что ему ответили? Не майся дурью, мол, и без тебя проблем хоть пруд пруди… А тут еще случай с ним приключился: — Пришел я как-то в госторгинспекцию. Говорю: «Будьте так добры, посодействуйте: пиджак купил, а он через месяц по швам разошелся. Вроде и размер мой, и производитель солидный… — последнюю фразу даже досказать не дали: «Вы что, мужчина, издеваетесь? Ходите тут, людей от работы отвлекаете. Не нравится — шейте сами!» Мне этот ответ так понравился, что я его даже в тетрадку записал. У меня на такие случаи теперь тетрадь отдельная имеется. Завел для интереса… Взмущение покупателя, решившего защищать свои права, вполне понятно. Шить-то мы, может быть, и все б смогли. Прошли бы курсы кройки и шитья, обучились всем премудростям портняжного дела, попутно освоили (уже на других курсах) кулинарное искусство, что-то еще… И что же? Сами будем шить, сами готовить, сами… Тогда зачем нужны швейные фабрики, хлебопекарни, кулинарии, если мы, покупатели, абсолютно все будем делать сами? Н лучше ли каждому все-таки заниматься своим делом? Сапожнику тачать сапоги, пирожнику печь пироги. Причем, делать это с душой, как для самого себя. Пока же с душой мы только критикуем других, например, производителя. Зато те, чья прямая обязанность и критиковать, и наказывать, делают это из ряда вон плохо. «А вы знаете, какой штраф налагают на провинившегося продавца, повара и т. д.?» — улыбаясь, спрашивает меня Борис Петрович. О ходе его мыслей нетрудно догадаться. Самое большое взыскание, которое, к примеру, накладывает госторгинспекция, — десять минимальных зарплат. Это в пределах десяти тысяч. Но что такое десять тысяч для любого предпринимателя? Да капля в море. Он их сегодня отдал контролеру, а завтра про это и не вспомнит. Другое дело, продавец, которого «подставили». Для него такая сумма уже ощутимее. Но даже если штраф будет больше, к примеру, двадцать, тридцать тысяч. Как вы думаете, что изменится в этом случае? Правильно, ничего! Как закупали некачественный товар подешевле, чтобы загнать его подороже, так и будут закупать. Даже если оштрафуют раз, другой, приостановят работу торговой точки, недобросовестные продавцы станут осторожнее и выбросят на прилавок брак не тогда, когда ожидается комиссия из госторгинспекции, а чуть позже. В течение месяца в проверенный отдел все равно уже никто из контролеров не заглянет. Вход из этой ситуации Борис Петрович видит только в том, чтобы производить качественные товары. Что толку штрафовать продавца (читай, стрелочника) за брак, если его обязанность продать то, что выложил на прилавок владелец магазина и по той «потолочной» цене, которую он же и установил? Уж если наказывать, то частника, или производителя брака, а еще лучше — тех, кто пропускает брак в город, область, страну. Возникает справедливый вопрос: где же наши контролеры ОТК? Где налоговая инспекция, СЭС и отдел по защите прав потребителей? Почему город заполонил второсортный товар, который мы вынуждены скрепя сердце брать за неимением лучшего? В прошлом году Борис Петрович приобрел себе туфли фирмы «Salamander», а через месяц у них уже сносилась пятка. Полгода судится, пытаясь в различных инстанциях правду найти, а толку никакого. Но дело он бросать отнюдь не собирается, испытывая уже чисто спортивный интерес: кто — кого, он систему или система его… Почему-то хочется верить, что он — систему.
Виктория КРЕЦЮК@
P. S.: Я попрощалась с Борисом Петровичем, а утром, уверенной походкой двигаясь в сторону автозавода, поглядывала на каблуки сапог и молила Бога только об одном: «Ну, хоть бы не сломался!»
|
назад |