свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 26 | Вторник, 12 марта 2002 г. | |
НАШИ КОРНИ. СКВОЗЬ ГОДЫ ВЕРУ ПРОНЕСЯ Вотделе искусств профкомовской библиотеки состоялась встреча «История Миасса. Старообрядцы — XIX в.», которую провела известный в городе краевед Галина Наумова. Приводя многочисленные факты, она рассказала о том, как зарождалось старообрядчество в нашем городе. Об известных семьях старообрядцев, вынужденных скрывать свое вероисповедание от притесняющей людей других конфессий официальной церкви, но хранивших и передававших семейные традиции из поколения в поколение. Из рассказа Галины Михайловны стало ясно, что старообрядчество — это большое и сложное явление, которое до конца не изучено. Гродской краеведческий музей, пользуясь различными источниками — рассказами оставшихся в живых очевидцев, документами, домашней и церковной утварью и т. д. — по отдельным крупицам пытается воссоздать его историю. Уже сейчас, например, Галине Наумовой удалось установить, что такие известные и такие разные по духу семьи, как семья Вениамина Леонтьевича Метенкова, одного из крупнейших фотографов Урала и семья Сергея Герасимовича Кислякова (псевдоним — Уралов), большевика и соратника Дзержинского, придерживались этой веры. Есть упоминание и о семье еще одного старообрядца — Иоанна Иоанновича Дорофеева, на усадьбе которого в свое время была построена церковь. Среди экспонатов музея хранится украшенная красивой резьбой деревянная рубель (раньше ее дарили женихи своим невестам), сделанная Иоанном Иоанновичем для своей жены — Маремьяны Матвеевны после тридцати лет совместной жизни. Это говорит о том, что браки «двуперстников» были на редкость крепки, и дух взаимопонимания и достоинства сохранялся в таких семьях на всю жизнь. Сарообрядчество оставило глубокий след в истории нашего города. Среди староверов были энтузиасты, которые строили на свои деньги храмы, писали иконы и даже открыли свою школу, где учились их дети. Известно также, что в окрестностях Миасса действовал женский старообрядческий монастырь, закрытый уже после революции, в 1924 году. В музее хранятся «живые» свидетельства его существования — колокол, рукописные книги, выполненные монахинями монастыря, одежды священников, подсвечники, кресты, иконы. Сарообрядчество существует и до сих пор. Пережив революцию, Советскую власть, перестройку, оно все так же сильно своими традициями. И если вы случайно окажетесь в старообрядческом храме (его двери открыты для всех), то увидите женщин в длинных сарафанах и головных уборах, мужчин в старинных кафтанах, услышите прекрасное пение и поймете, что старообрядчество все так же хранит свою культуру, корни которой уходят в тьму веков.
Вера СТЕПАНОВА@
|
назад |