свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 11 Уральский автомобиль Суббота, 4 февраля 2006 г.

Андрей БУБНОВ: «Реформа идёт управляемо, планомерно и активно»

   Втретье тысячелетие мы вступили под знаком очередной волны реформ. В первую очередь перемены коснулись жилищно–коммунальной сферы. Казалось бы, совсем недавно нас уверяли: частные предприятия, на конкурсной основе взявшиеся решать хозяйственные проблемы городских районов, — вот панацея от хронического недуга нашего неустроенного быта. Приводить в порядок город они взялись рьяно: исчезло немало мусорных свалок, в некоторых дворах появились явные признаки благоустройства территории. Частные конторы ЖКХ отчитывались километрами заменённых труб, количеством отремонтированных подъездов, поставленных во дворах скамеек, сооружённых детских городков и зимних конструкций. Но в отношении этого начинания нашлось и немало скептиков. Накопившиеся за десятилетия проблемы за столь короткое время коренным образом решить не удалось. Прорыва, увы, не произошло. Да и не могло произойти. И вот — новый поворот в реформе ЖКХ. И снова надежды и прогнозы. Каковы перспективы реализации этой реформы в нашем городе, в чём её особенность? На эту тему с корреспондентом газеты «Уральский автомобиль» согласился побеседовать председатель комитета по энергетике, ЖКХ и транспорту Андрей БУБНОВ.

   — Андрей Владимирович, в представлении большинства россиян, в том числе наших земляков, начавшаяся в стране реформа ЖКХ сводится лишь к изрядному опустошению кошельков. Что вы на это можете сказать?

   — С людьми я, пожалуй, соглашусь. Если рассматривать все реформы, которые проводились в нашей стране за последние пятнадцать лет, блага для людей пока не ощутимы. Конечно, мы сейчас переживаем острейший момент. Реформа ЖКХ — одна из самых важных и глобальных.

   Сецифика нашей страны такова, что дома, в которых живёт большинство населения, были построены давно. Жильё, обратим внимание, строилось с определённой периодичностью. Бум приходился на тридцатые годы, пятидесятые, шестидесятые, восьмидесятые. А средств на капитальный ремонт жилья, сетей, на благоустройство всегда выделялось недостаточно. И по сути сейчас мы подошли к той грани, за которой может возникнуть довольно сложная ситуация для всего жилого фонда страны. Понимая это, депутаты Государственной Думы приняли решение осуществить очередную реформу, разработав федеральный закон — Жилищный кодекс.

   Зкон довольно жёсткий, он с 1 марта назвал людей практически собственниками. При этом подразумевается не только квартира, сюда же относится и долевая собственность. То есть, долевое участие в содержании всех инженерных сооружений дома. Исполняя этот закон, мы обязаны продумать наиболее приемлемый и безболезненный вариант реформы конкретно для населения города Миасса. На этом пути немало моментов, таящих опасность. Во–первых, появление многочисленных управляющих компаний, не занимавшихся ранее обслуживанием жилого фонда. А по закону они имеют право собирать с жителей домов подведомственной территории деньги и тратить их. Мы сейчас продумываем варианты защиты населения.

   Жлищный кодекс рекомендует три способа управления домом. Из них наиболее приемлемый для города — создание управляющих компаний. Предпочесть самоуправление на сегодняшний день нереально. Во–первых, наше население к нему не готово, договорная база отсутствует. Не готовы также сетевые организации, тепловые источники. ТСЖ (товарищество собственников жилья) — возможно. И мы его всемерно поддерживаем, где бы оно ни возникло. Но этот вид управления может эффективно действовать только в новых домах, где не требуется больших вложений в капитальный ремонт.

   — Появилось ли такое товарищество в нашем городе, и если да, то где конкретно?

   — Такая попытка сделана в северной части города. В тех домах, где есть свои котельные. Смотрим структуру расходов, смотрим, каким образом люди платят и сколько платят, какого качества услуги получают. Во многом опыт очень интересный. Хотя я ещё раз подчёркиваю: эти дома — новые.

   Встарых домах ТСЖ очень сложно создать по ряду объективных причин. И один из самых важных факторов — неплатежи населения. Товарищество собственников жилья — это уже юридическое лицо, которое должно выполнять свои обязательства перед поставщиками. В новых домах, где созданы ТСЖ, жильцы платят в полном объёме. Мы этот опыт будем и дальше изучать, анализировать, и в итоге он будет распространяться на весь жилой фонд.

   — Хорошо, тогда есть смысл поподробнее поговорить о том, что в потенциале такого варианта, как создание управляющих компаний?

   — Идею создания управляющих компаний я озвучивал ещё год назад, выступал в местных средствах массовой информации. И не устаю повторять: необходимо, чтобы на рынке жилья работали исключительно специалисты. Здесь большая номенклатура работ, значителен их объём. И очень серьёзные требования предъявляются к качеству предоставляемых услуг.

   Ксожалению, сегодня качество этих услуг в разных районах города довольно сильно отличается. Ни для кого не секрет, что в машгородке, где существует такая мощная структура, как ЖКХ «Северное», уровень этих услуг выше. В центральной части — несколько больше проблем. И очень много их в Старгороде. Поэтому управляющая компания должна играть роль своеобразного согласительного элемента в структуре. Что это значит?

   Уравляющая компания, согласно жилищному законодательству, обязана представлять интересы квартиросъёмщика, собственника жилья. С этой целью она должна заключить с ним договор и строго его выполнять. В этом договоре компания гарантирует людям жилищно–коммунальные услуги.

   Еть смысл уточнить: жилищная услуга — это обслуживание квадратного метра жилья, а коммунальная — это предоставление тепла, холодной и горячей воды, и конечно же, всей энергетики, которая присутствует в нашей квартире. То есть требуется очень основательный набор документов. Договор подразумевает серьёзный уровень ответственности всех организаций, которые предоставляют коммунальные услуги, поскольку жилищную услугу жители могут оказать сами себе. А конкретно — на общем собрании принять решение, что, допустим, с завтрашнего дня они не платят за обслуживание квадратного метра, а будут делать это сами. Чего не скажешь о коммунальных услугах.

   Пэтому логично, что управляющие компании должны быть созданы с участием основных энергопоставщиков — градообразующих предприятий и сетевых организаций.

   — Жителям нашего города наверняка будет интересно узнать, в какой же стадии находится сегодня процесс создания управляющих компаний.

   — Сегодня этот замысел практически воплощается, становится реальностью. На территории машгородка и посёлка Строителей создана управляющая компания с участием машиностроительного завода. В центральной части города в создании управляющей компании ключевую роль сыграл автомобильный завод «Урал». В посёлке Динамо управляющая компания будет сформирована при участии завода «Миассэлектроаппарат». В старой части города — на базе инструментального завода. По сути, рынок коммунальных услуг уже обозначен.

   — Что нас ожидает в ближайшей перспективе?

   — Чтобы сохранить управляемость жилого фонда, а потерять её ни в коем случае нельзя, я предложил главе администрации создать структуру в виде комитета по энергетике, ЖКХ и транспорту, который возьмёт на себя договорные отношения с управляющей компанией, проведение конкурсов по выбору управляющих компаний и многое другое. Всё это мы пропишем в договоре. То есть так называемую самостийность управляющей компании необходимо свести к минимуму.

   — Насколько я поняла, это будет аналог городской службы заказчика.

   — По сути своей — да. Однако это немножко другая структура. Через неё фактически пойдут все бюджетные деньги — на капитальный и текущий ремонты жилого фонда, плата за наём муниципальных квартир и так далее. Мы постарались максимально оставить рычаги управления у города. Согласитесь, кто–то один должен заниматься решением всех главных вопросов в городе, владеть ситуацией. Никакой самостийности не должно быть допущено при эксплуатации жилого фонда.

   Кк видите, процесс создания управляющих компаний мы регулируем. И я надеюсь, что к руководству этими компаниями придут достойные люди, профессионалы, имеющие опыт работы в системе жилищно–коммунального хозяйства.

   Дговоры мы смотрим, они на сегодняшний день нас устраивают. Я думаю, что управляющие компании в ближайшее время активно поработают на своих территориях на предмет подписания договоров. Я считаю, что договоры эти жителям необходимо заключать. Интерес здесь обоюдный — как у населения, так и у компании.

   Пра навести порядок в нашем жилищно–коммунальном хозяйстве. За последние несколько лет мы пережили немало изменений: укрупнение предприятий, их банкротство, создание частных предприятий. И мы видели, что ни один из этих вариантов не принёс облегчения. Я не думаю, что на следующий же день после создания управляющих компаний на нас снизойдёт какая–то благодать и наступит такой же бытовой комфорт, как в западных странах. Хочу напомнить, что уровень жилищно–коммунальных услуг там неизмеримо выше, чем у нас. Но ведь люди за них и платят дорого.

   — Раз уж пошла речь об оплате коммунальных услуг, уместно затронуть вопрос, который вызывает у наших земляков особенно болезненную реакцию. Я имею в виду ощутимо повышенные с нового года тарифы. Что, прямо скажем, чревато социальным возмущением.

   — Это так. В наступившем году руководство города в лице комитета по энергетике, ЖКХ и транспорту, контактируя с областью, для снижения тарифов предприняло все меры, какие только были возможны. В частности, мы уменьшили тарифы, запрашиваемые некоторыми предприятиями, почти вдвое. Честно говоря, я не всегда делал это с лёгким сердцем, зная специфику работы организаций. Ведь тариф — это затраты. И если мы их уменьшаем, значит, ставим предприятие в очень жёсткие условия.

   Н мы встречались с руководителями практически всех предприятий — крупных и мелких — и убеждали их, что необходимо найти внутренние резервы, чтобы в нынешнем году просуществовать на максимально низких тарифах, насколько это возможно. И к тому же обеспечить качество услуг.

   Т цифры тарифов, которые на сегодня объявлены населению, по сути — компромиссные.

   — В Челябинске, мы знаем, увеличение тарифов произошло на 24,7 процента. Фактически это довольно ощутимо отразилось на семейном бюджете населения. А как дела обстоят в Миассе?

   — Челябинск нас опередил очень серьёзно. В нашем городе рост тарифов составил 20 процентов. Даже плата за капитальный ремонт в Миассе в несколько раз меньше. На мой взгляд, это неправильно. Но, зная ситуацию в городе, мы сохранили такие цифры, чтобы наше население смогло выдержать очередной тарифный прессинг.

   — Закон, как мы знаем, предоставляет жильцам право выбора управляющей компании. У нас такой выбор есть?

   — Люди, конечно же, имеют право выбора. Но моё мнение: настоящего рынка жилищно–коммунальных услуг в Миассе нет. Рынок такой необходимо создавать. Задача городской администрации — предложить людям такую управляющую компанию, которая в состоянии предоставить им жилищно–коммунальные услуги в полном объёме. Ведь не секрет, что некоторые предприятия ЖКХ, не имея договора с «УралАЗ–Энерго», «Водоканалом», городскими электрическими сетями, уверяют, что они готовы предоставить эти услуги в полном объёме. А есть ли у них для этого возможность? Не надо обманывать людей. Ещё раз хочу подчеркнуть, что управляющая компания — это соглашение многих участвующих сторон, в том числе и производителей тепла. С ними нельзя не считаться, ведь мы живём на Урале. Нынче все на себе почувствовали, что такое настоящие зимние морозы. Хотя, надо сказать, этот период наш город пережил с честью. Штабы заседали каждый день, часто — и по два раза.

   — Прежде чем заключить договор, по условиям необходимо провести собрание жильцов. Но ведь так происходит не везде.

   — Не обязательно. И в законе это прописано. Можно проводить собрание, но не исключён и другой вариант — заочное голосование.

   — Андрей Владимирович, как, на ваш взгляд, в Миассе будет в дальнейшем развиваться жилищно–коммунальная реформа?

   Рформа пойдёт управляемо, планомерно и активно. В ближайшее время будет подписано постановление главы города о наделении управляющих компаний определёнными полномочиями до проведения конкурса. Чтобы заключались договоры, в том числе и на энергоснабжение. Потребность города в жилищно–коммунальных услугах должна удовлетворяться полностью.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика