свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 10 Уральский автомобиль Четверг, 2 февраля 2006 г.

80 — это не предел

   З многолетнюю историю автомобильного завода много людей прошли трудовую школу в его стенах. Они отдавали частицу себя общему делу. Своими воспоминаниями о создании завода, годах непосильного труда и голода поделилась с нашими читателями ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда Раиса Васильевна КУЗНЕЦОВА.

   Риса Васильевна родилась в 1926 году в Миассе. Она была единственной девочкой в семье, помимо неё — ещё шесть братьев. Тогда Миасс нельзя было назвать городом: напилочный завод и «Миассзолото», жилые постройки, непроходимый лес. Захолустье. Родители дали возможность Раисе выучиться, после окончания семи классов, в 1940 году, она поступила в ремесленное училище № 10 в старой части города.

   — Помню, набирали тогда группу слесарей–инструментальщиков, мастерами которой были Александр Иванович Глубоковский и Виктор Павлович Гаряев. Большого выбора не было, поэтому я пошла в эту группу, где было всего шесть девочек, но мы работали почти наравне с мальчиками: делали инструменты (гаечные ключи, ножовки, барашки к ножовкам и другие), — говорит Раиса Васильевна.

   Вдекабре 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны на Урал должны были эвакуировать Московский автомобильный завод. В этом же году в Миассе было организовано автомоторное и литейное производства. А уже в апреле 1942 года были собраны первые коробки передач и двигатели, в сборке которых непосредственное участие принимала Раиса Васильевна.

   — Уже ходили слухи о том, что что–то случится, — вспоминает Раиса Васильевна. — Всех будоражила мысль о войне. Слухи подтвердились: началась война. В Миассе начали расчищать территорию под строительство завода. Из старой части по узкоколейке каждое утро ходил мотовоз, на котором мы добирались на работу. Рыли котлованы для заводских овощехранилищ, выкорчёвывали кустарники, рубили лес, из которого строили бараки для рабочих. Работа кипела, несмотря на снег и лютые морозы. В Миасс тянулись эшелоны с оборудованием, станками, деталями, запчастями... Всё выгружали на землю, не было никакой охраны. Только обнесли объект проволочным ограждением. Стали строить моторный корпус. Было трудно с едой: хлеба давали всего лишь по двести граммов. Несмотря на это, мы все продолжали работать, а за выполнение плана на троих выдавали банку консервов. Мы были рады тому, что сегодня поужинаем. Моторный цех построили очень быстро. Мальчишки, по несколько человек, на листах железа, в мороз, тянули на себе станки в цех, на некоторых сразу начинали работать, а над головой летели искры от сварки на крыше. Нас, девчонок, освободили от тяжёлой работы и направили учениками к молодому мастеру–электрику Фёдору Ефремову, прибывшему с Московского завода. Он нас учил присоединять электропровода к коробке скоростей и другому оборудованию. Позже, когда стали работать станки, нас обучали работе с электроприборами. Получается, что в 1942 году мы все пришли на завод инструментальщиками, а стали слесарями–электриками.

   Пи Миасском артиллерийском училище открылись курсы медсестёр, которые вёл военный врач третьего ранга Пётр Михайлович Лубнин. Раиса Васильевна после работы ещё училась на медсестру. В 1943 году её призвали в действующую армию, на фронт, в составе стрелкового полка войск НКВД более двух лет она спасала раненых, на Первом Украинском фронте (под Харьковом) получила ранение.

   Сгодня в областной Книге памяти Челябинской области, в 19–м томе на 347–й странице значится её имя как ветерана Великой Отечественной войны 1941–1945 г., непосредственно принимавшей участие в боевых действиях.

   Вдекабре 1945 года Раиса Васильевна демобилизовалась и снова пришла на завод. У станков работали эвакуированные подростки. При освобождении оккупированных территорий на Урал привезли пленных немцев. Они строили бараки, дома по проспекту Автозаводцев, улицам Молотова (Калинина), 26–й квартал (8 Июля), Романенко.

   — На завод пришла, к Бухалову, он тогда был начальником отдела кадров. Направили в ОТК, контролёром в цех шасси, на участок руль–кардан, — говорит Раиса Васильевна. — Но долго проработать там мне не пришлось. Познакомилась с будущим мужем и скоро ушла в декрет. Родила двух сыновей, с мужем прожили десять лет. Он трагически погиб. Я осталась двадцатидевятилетней вдовой с двумя маленькими сыновьями. Никто не верил, что я мать двоих детей, совсем девчонкой была, — говорит Раиса Васильевна. — Продолжала трудиться на заводе, ведь с ним мы росли, воспитывали детей, заводом жили. Работала уже в моторном цехе на обкатке деталей, следила за тем, нет ли перекосов, правильно ли работает деталь. Трудно было с двумя детишками на руках. Я даже не думала, что ещё раз выйду замуж, но нашёлся холостой парень, который, несмотря на то, что у меня двое детей, сделал предложение. А свадьбу мы сыграли по тем временам шикарную. Василий работал на автобазе, в честь такого важного события его начальник одолжил нам самосвал, на котором мы приехали в загс. Нажили с ним ещё троих детей — девочек.

   УРаисы Васильевны восемь внучат и шесть правнуков, старшему из них — тринадцать лет. От имени Президиума Верховного Совета СССР Раиса Васильевна награждена «Медалью материнства» второй степени. Как многодетная мать в 1976 году ушла на пенсию. У Раисы Васильевны множество наград: орден Великой Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль Жукова, медаль «Ветеран труда», различные юбилейные медали.

   Сгодня Раисе Васильевне восемьдесят лет. До сих пор на заводе её помнят, приглашают на встречи с ветеранами. В стенном шкафу Раиса Васильевна хранит открытки с поздравлениями Президента России, директора пенсионного фонда, генерального директора завода, главы города… С пожеланиями здоровья и благополучия.

   


Ольга СТЕПАНОВА



назад


Яндекс.Метрика