свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 9 Уральский автомобиль Вторник, 31 января 2006 г.

Только «Уралы» всё так же в пути

   Ивестны всему миру колёсные вездеходы. А теперь и автомобили семейства «Урал». Они отправляются в путь именно из нашего города. И какой же долгой получается у них дорога. Пески, болота, автомагистрали, шоссейные тракты, просёлочные большаки, спортивные трассы… Скоро исполнится 62 года с той поры, как выпускает нужную людям продукцию АЗ «Урал». И каждый человек, по воле судьбы или случая повстречавшийся в жизни с «Уралами», помнит эти автомобили. Долго, коротко ли. Но помнит. И солдат, крутивший баранку военного «Урала». И конструктор, трудившийся над созданием тягача — четырёхосника. И оператор, участвовавший в сборке миллионного «Урала». И далёкий от техники горожанин, посмотревший соревнования по триалу в карьере. А вот что ещё давно замечено. Поспрашивайте про Миасс людей, скажем, в Москве, на Дальнем Востоке, в Якутии. И вам ничего не ответят. Но скажите только одно слово «Урал» — и скажут сразу: «Знаем». Интересная получается вещь. Люди, в жизни которых был «Урал», перемещаются по свету, находят другие заделья, выходят на пенсию, стареют… И только «Урал» всегда остаётся молодым. Автомобили, сменяя друг друга в длинном модельном ряду, не поддаются влиянию времени. Вот таким, вечно юным и нарядным, остаётся «Урал» в душах людей, отдавших служению ему частичку своей души, годы жизни, силы, знания. Сегодня мы расскажем о Николае ЖУГИНЕ, с 1970 по 1976 годы стоявшем у руля Уральского автомобильного завода. 1 февраля 2006 года Николаю Григорьевичу исполняется 80 лет со дня рождения.

   Из Ташкента в Миасс

   Вавгусте 1955 года после окончания полного курса обучения по специальности «Технология машиностроения» в Среднеазиатском политехническом институте (г. Ташкент), распределение на Уральский автомобильный завод им. Сталина — УралЗиС получает молодой инженер–механик Николай Жугин. Ему 29 лет. В кармане — диплом с отличием. За плечами — пусть небольшой, но всё–таки имеется житейский опыт. Как никак, годы службы в армии многое значат. Не пасовать перед трудностями, иметь и отстаивать своё мнение, не бояться любой, даже самой сложной работы. Вот основополагающие принципы, неукоснительно следовать которым и решил прибывший выпускник Среднеазиатского политеха. 17 августа 1955 года в трудовой книжке Николая Жугина появляется такая запись — «Принят технологом в технологический отдел». Но уже через пять месяцев после этого инженера–механика Н. Жугина переводят на должность начальника пролёта руля цеха шасси. Через полгода, в июле 56–го, Николай Жугин становится начальником участка. Ещё через год — заместителем начальника цеха шасси. А в августе 1958 года, ровно через три года после прибытия на УралЗиС, Николай Григорьевич берёт под своё начало цех шасси. Доверено руководить крупным и сложным структурным подразделением автозавода. Но не долго. В 1960 году постановлением Челябинского совнархоза Н. Г. Жугин был назначен главным инженером предприятия. Так, в возрасте 34 лет Николай Григорьевич занимает вторую по значению должность в руководстве предприятия, на целых десять лет вплоть до 1970 года, становится правой рукой Виктора Алексеевича Гурушкина, знаменитого директора Уральского автозавода. В ту пору взрослели рано. И карьеру делали стремительно. Если имелась организаторская жилка, недюжинные знания, смелость принимать неординарные решения и добиваться поставленных целей на производстве. Старайся, дерзай, доказывай свою силу. И тебя заметят.

   Обгоняя время

   Пиезд в Миасс молодого инженера Николая Жугина совпал с очень интересным и деятельным периодом в истории Уральского автозавода. В 1958 году, после коренной модернизации автомобилей «Урал–ЗИС–552» и «Урал–ЗИС–355», автозавод переходит на выпуск более мощных машин, в названии которых впервые звучит только слово «Урал» — «Урал–355М». Это легендарная «эмка», прославившаяся во время подъёма целины. А ещё раньше завод выпускал военный «Захар» — «ЗИС–5В» и газогенераторный «ЗИС–21А». Чтобы начать выпуск более современных автомобилей, необходимо было провести в сжатые сроки широкомасштабную модернизацию и реконструкцию производства во всех цехах предприятия, улучшить условия труда, строить больше жилья для автозаводцев, находить более прогрессивные формы организации труда. Строки из книги В. Манина «Завод у подножия Ильмен»: «В 1956 году по поручению коллектива начальник пролёта цеха шасси Н. Жугин, парторг А. Мартынов, профгрупорг Р. Филиппова обратились с призывом ко всем рабочим и служащим автозавода шире развернуть соревнование за сверхплановую экономию с тем, чтобы из сэкономленных средств сделать фонд для развёртывающегося на заводе строительства силами цехов. Этот призыв был подхвачен всеми коллективами завода».

   Вначале 1960 года автозаводцы получили проект коренной реконструкции предприятия. В этом же году коллектив миасских автомобилестроителей возглавил Виктор Алексеевич Гурушкин. Завод готовится к выпуску принципиально нового автомобиля «Урал–375», которому на роду будет написана долгая и счастливая судьба. Но это — потом. А пока предстояла большая работа по подготовке производства новой машины, созданию дополнительного оборудования, оснастки, площадей, улучшению условий труда, внедрению средств механизации и автоматизации. Вот поле деятельности для ставшего в апреле 1960 года главным инженером завода Николая Жугина. И всё намеченное было сделано в срок. В декабре 1961 года появились первые трёхосные автомобили «Урал–375». С 1965 года началось их массовое производство. О том, какая огромная работа была проведена автозаводцами в пору перехода предприятия на массовый выпуск автомобилей «Урал–375» без остановки производства, Николай Жугин в соавторстве с Валентином Коганом рассказал в книге «Реконструкция машиностроительного предприятия в условиях научно–технического прогресса» (Южно–Уральское книжное издательство, 1971 г.).

   Во главе автозавода

   5 мая 1970 года приказом министра автомобильной промышленности А. Тарасова Н. Жугин назначается директором Уральского автомобильного завода. К этой поре продукция миасских автомобилестроителей становится широко известной и в стране, и за рубежом. Появляется целое семейство вездеходов–трёхосников — грузовики «Урал–375Д», «Урал–377», седельный тягач «Урал–377С» и другие модификации. В январе 1970 года Уральский автозавод получил диплом первой степени ВДНХ за разработку конструкции и внедрение в производство автомобилей высокой проходимости «Урал–375Ю» и «Урал–377К». Директору завода Н. Г. Жугину и главному конструктору А. А. Романченко были вручены золотые медали ВДНХ СССР. В начале 70–х годов теперь уже прошлого века завод продолжает наращивать мощности по выпуску «Уралов». Находясь на посту директора предприятия, Николай Григорьевич Жугин уделяет большое внимание продолжающейся реконструкции цехов, улучшеннию качества, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства. Слава о миасских вездеходах далеко летит. В 1972 году за разработку трёхосного «Урала» и организацию его массового выпуска без снижения объёмов производства большая группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР. Среди награждённых был и Николай Григорьевич Жугин. Это, кстати, не единственная награда директора, полученная за выпуск «Уралов» для нужд армии и народного хозяйства. В 1971 году к ордену «Знак Почёта» прибавилась более весомая награда — орден Октябрьской Революции. А в 1976 году деятельность Н. Г. Жугина на посту генерального директора Уральского объединения по производству грузовых автомобилей (УралАЗ) была отмечена орденом Ленина.

   З шесть лет, которые Николай Григорьевич стоял у штурвала корабля под названием «Уральский автомобильный завод», предприятие заметно окрепло. С заводского конвейера сходит до 30 тысяч автомобилей в год. Ещё в 1972 году на заводе начались работы по дизелизации автомобилей «Урал». В ноябре 1977 года вышли первые вездеходы «Урал–4320», оснащённые дизельными двигателями, которые поставлял КамАЗ. Тогда же автозавод совместно с НАМИ приступил к работам по созданию снегоболотохода «Урал–5920», столь необходимого для освоения Западно–Сибирского газового комплекса.

   Память остаётся

   Вмае 1976 года в возрасте 50 лет Николай Григорьевич Жугин получил назначение на пост начальника ВПО «Союзавтоприцеп», одновременно он стал членом коллегии Минавтопрома СССР. Под его руководством велась разработка конструкций и организация серийного производства многообразной номенклатуры специализированного подвижного состава, автомобильных и тракторных прицепов, необходимых для потребностей страны. Затем, уже находясь на пенсии, Николай Григорьевич работал главным специалистом Гипроавтопрома — института по проектированию заводов автомобильной промышленности. С 1976 года Н. Г. Жугин проживает в Москве. Но он никогда, на протяжении прошедших 30 лет не терял связи с Миассом. Разве можно забыть два десятка лет, что были отданы Уральскому автозаводу. И где был пройден большой творческий путь от рядового инженера до генерального директора. Н. Жугин пришёл на завод в ту пору, когда здесь ещё собирали знаменитый «Захар» — «ЗИС–5В». Когда же в 1976 году прощался с проходной предприятия, то с ленты главного конвейера сходили экспериментальные образцы дизельного «Урала–4320». Какое огромное количество событий вместилось в 21 год. Целая эпоха в истории отечественного автомобилестроения.

   Масцы помнят о вкладе Николая Григорьевича в развитие градообразующего предприятия. Информация о бывшем директоре автозавода размещена на одной из страниц энциклопедического словаря «Миасс». В фондах музея истории и трудовой славы АЗ «Урал» хранятся фотографии, грамоты, правительственные телеграммы, свидетельства. Их прислал из Москвы Николай Григорьевич, откликнувшись на просьбу музея.

   Втераны АЗ «Урал», новое поколение миасских автомобилестроителей искренне, от всего сердца поздравляют Николая Григорьевича с 80–летием. Крепкого Вам здоровья, бодрости духа, долгих лет жизни. Автомобильный завод «Урал» помнит Вас. А миасский внедорожник, который мимо Вашей судьбы не проехал, становится год от года сильнее и краше. И время его не остановит, «Урал» по–прежнему в пути.

   Впубликации использованы материалы заводского музея.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика