свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 8 | Суббота, 28 января 2006 г. | |
Ступеньки, ведущие к опыту Кк и многие молодые специалисты его поколения, Евгений Бакирович МУРЗАГУЛОВ, инженер–конструктор УГК, попал на завод по распределению после окончания автотракторного факультета Челябинского политехнического института. Это был 1959 год. А для завода — начало новой эпохи: на производство ставились сильные большегрузные автомобили «Урал». Правда, сегодня Евгений Бакирович с сожалением говорит о том, что им, восьмерым выпускникам ЧПИ того года, не довелось стоять у истоков создания этих машин: «Приди мы чуть–чуть раньше, было бы интереснее работать. Хотя я не могу сказать, что наши знания были не востребованы. Мы работали над совершенствованием и модернизацией узлов автомобиля». Втот год завод впервые сделал такую большую заявку на молодых специалистов в конструкторскую службу. Их распределили по разным бюро отдела главного конструктора. Мурзагулов и его сокурсник Правдин попали в КБ систем двигателя и занимались узлами охлаждения и подогрева. В то время здесь работали такие корифеи–конструкторы как Борис Гаврилович Шапшал, Павел Арефь-евич Фешбейн, Игорь Алексеевич Маслов, Владимир Дмитриевич Захаров, Анатолий Попов, Вячеслав Игоревич Киндяков. Они стали хорошими наставниками для молодых конструкторов. Невозможно сконструировать работоспособный узел, если человек лишь в теории знает его предназначение. Поэтому в период стажировки молодых специалистов знакомили с работой механических и сборочных цехов, с процессами изготовления узлов, над которыми им в будущем предстояло работать. Это азбука, но без неё трудно продвигаться дальше в правильном направлении. — Сначала нас обучали на «железе», а потом мы уже самостоятельно чертили на бумаге, — говорит Евгений Мурзагулов. — В учениках мы ходили как минимум года два. А ещё в те годы в отделе работало хорошее правило: за работой подчинённого руководитель наблюдал года три, если видел, что человек тянется к знаниям, растёт профессионально, то делал представление о повышении его по службе. Присвоение категории было не формальным. В отделе была создана специальная комиссия, на заседаниях которой молодые защищали свои проекты. И только после этого им повышалась категория. — Сегодня приятно вспоминать, что наши наставники без боязни за своё рабочее место давали молодым работникам возможность расти по службе. Если замечали у кого–то способности, то обязательно помогали человеку проявить их. И в очередной раз года через три–четыре делали соответствующее представление на следующую ступень карьерного роста. Коме мощной профессиональной поддержки молодые специалисты 1959 года сразу же по приезде получили комнаты на подселении, а через три года, в зависимости от количества членов семьи, переехали в одно– и двухкомнатные квартиры. Это обстоятельство позволило им закрепиться в отделе. Втечение семнадцати лет Евгений Бакирович занимался усовершенствованием систем охлаждения. С 1978 по 1996 годы возглавлял КБ систем двигателя. Ему подчинялись шесть групп различных направлений. Но была в его трудовой книжке и ещё одна запись: с 1976 по 1978 годы — начальник КБ техдокументации. На эту должность он попал, можно сказать, случайно. Ушёл из этого КБ руководитель, и главный конструктор обратился к Мурзагулову с просьбой возглавить коллектив. Евгений Бакирович не смог отказать. В эти же годы коммунисты цеха избрали его секретарём партийной организации. Кстати, здесь тоже не обошлось без рекомендации главного конструктора Александра Алексеевича Романченко. — Александр Алексеевич всегда внимательно относился к молодым. Он без-ошибочно продвигал человека по служебной лестнице или на общественную работу, — вспоминает Евгений Бакирович. — Благодаря ему мне пришлось с первых лет работы в отделе осваиваться с общественной работой. Начинал я с лектора–пропагандиста, затем был секретарём комсомольской организации отдела, неоднократно избирался заместителем председателя цехкома. Самой серьёзной нагрузкой была, конечно, работа в партийной организации. В то время приходилось много заниматься воспитательной работой: бороться с нерадивыми людьми, их вредными привычками. И я вам скажу, что в то время партию уважали. Не хочется ворошить прошлое, называть фамилии людей, которых мы разбирали на партбюро и которые впоследствии стали примерными на производстве и в быту. Кто бы и как бы ни ругал прежнюю, коммунистическую, партию, я могу со всей уверенностью сказать, что в организационном плане ей сегодня нечего противопоставить. В те годы простой человек всегда мог получить защиту именно в партийной структуре. Сегодня, к сожалению, в большинстве своём люди бесправны и не защищены. — Опыт общественной работы был для меня хорошей школой в основной работе, особенно когда занимал руководящие должности. Интуитивно чувствовал, какой подход нужен к каждому человеку. Это очень важно, потому что сразу настраивает на доверительный разговор, — признаётся Мурзагулов. Пчти сорок семь лет насчитывает трудовой стаж кадрового работника УГК Евгения Бакировича Мурзагулова. За эти годы он ни разу даже в мыслях не держал, чтобы поменять место работы. Ему всегда нравилось творческое начало конструкторской работы. Иногда что–то долго не получается, в голове день и ночь роятся идеи и из их множества нужно выбрать одну, которая будет правильной. В молодости бывало, что какие–то идеи приходили во сне, а наутро он воплощал их на бумаге. И это оказывалось правильным вариантом. 30 января инженер–конструктор Евгений Бакирович Мурзагулов отметит 70–летие. Руководство управления и коллеги поздравят его со знаменательным событием. К этим поздравлениям присоединяется и коллектив редакции нашей газеты, потому что наши корреспонденты не раз в прежние годы готовили с ним материалы о его производственной и общественной работе. Мы желаем вам, Евгений Бакирович, неугасающего творческого запала, такого же внимательного и чуткого отношения к людям, крепкого здоровья и отличного настроения.
Татьяна ИЛЬИНКОВА
|
назад |