свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 6 Уральский автомобиль Вторник, 24 января 2006 г.

ДРПС. Первый день рождения

   Рвно год тому назад, в январе 2005 года, в обновлённой структуре АЗ «Урал» была создана дирекция по развитию производственной системы (ДРПС). Её возглавил Николай Руденко, занимавший до этого должность заместителя главного инженера завода. Сегодня ДРПС можно смело назвать небольшой консалтинговой компанией, успешно справляющейся с непростой задачей по внедрению во всех цехах, дирекциях и управлениях АЗ «Урал» «бережливого производства». Помимо руководителя в состав дирекции вначале вошли девять главных специалистов. Почему именно столько? Их количество было приравнено к числу переделов, где в первую очередь следовало внедрить новую производственную систему: «сборочный», «сварочный», «механообработки», «литейный», «заготовительный», «прессовый», «закупки», «сервис», «логистика».

   Иак, в январе 2005 года на небольшой по численности коллектив специалистов ДРПС была возложена ответственная обязанность по внедрению «бережливого производства» на автозаводе. Работа по продвижению в цехах и офисах АЗ «Урал» новой производственной системы «РусПром- Авто» стала приоритетом № 1 в деятельности не только ДРПС, но и всего автомобильного завода «Урал».

   Иочень многого удалось добиться. Вспомним основные этапы пройденного пути длиною в один год. В феврале 2005 года АЗ «Урал» заключил контракт со швейцарской консалтинговой фирмой «Кайдзен–Институт». Тогда же в цехе мостов агрегатного производства состоялся первый демонстрационный практикум. Чередуясь, в командировках на АЗ «Урал» в течение всего прошлого года побывали (и не по одному разу) консультанты «Кайдзен–Института» Раду Деметреску, Вернер Стрекер, Войтек Мачинский, Мартин Тиерри, Кристиан Дэниель, Николас Иванцофф. С их помощью в начальном периоде деятельности была проведена диагностика производств предприятия, определены пилотные участки, на которых затем проводились демонстрационные практикумы: участки 120–й шестерни и крышки картера редуктора, линия сборки мостов агрегатного производства, участок изготовления профилей в ПСП, участок трубопроводов в АСП… И ещё. В сентябре 2005 года в структуре АЗ «Урал» появился вновь образованный управляющий комитет, главной задачей которого стало руководство деятельностью по развитию «бережливого производства» в цехах, дирекциях и управлениях предприятия. В течение прошлого года на базе АЗ «Урал» дважды проводился аналогичный управляющий комитет, но только — «РусПромАвто». В ходе состоявшегося в мае 2005 года промышленного аудита деятельность АЗ «Урал» по внедрению «бережливого производства» получила высокую оценку со стороны топ–менеджмента ОАО «ГАЗ». Это предприятие первым в России начало внедрять у себя на производстве принципы TPS. Вторыми стали миасские автомобилестроители. Весь год заводчане учились сами и от других секретов не держали. АЗ «Урал» по–прежнему является единственным предприятием Челябинской области, где всерьёз начали развивать систему «бережливого производства». Помнится, 11 ноября прошлого года во время торжеств на АЗ «Урал» по поводу схода с ленты главного конвейера первого автомобиля дорожной гаммы, министр промышленности и природных ресурсов правительства Челябинской области Евгений Тефтелев, отвечая на вопрос корреспондента «Уральского автомобиля» почему отсутствуют на Южном Урале последователи АЗ «Урал» в деле внедрения «бережливого производства», сказал: «Сказывается стереотип мышления». И министр прав. Гораздо легче и проще сделать переналадку производственных линий и технологических переделов, чем добиться быстрого изменения в сознании людей. И только нет в том ничьей вины. Просто очень долго мы все совсем иначе работали. Теперь перестраиваемся на марше. А это совсем непросто. И «Уралы» выпускать, и отношение к труду менять. Тем не менее изменения во взглядах работников есть. И немалые. Всё большее и большее количество автомобилестроителей приходит к пониманию того, что вся суть «бережливого производства» направлена на их же благо. Как–то, собирая в АСП информацию для очередного номера «Уральского автомобиля», обратил внимание на такую деталь. А ведь на главном конвейере нет ни одной бумажки, ни окурка, ни пакетика испитого чая. А раньше, когда никто ничего не знал о «бережливом производстве», по ленте вместе с рамами могло двигаться что угодно: оброненные гайки и болты, старые перчатки, обрывки бечёвок. Отчего такая метаморфоза? Спросил, помню, об этом у одного оператора. И тот совершенно искренне ответил: «Так чисто же стало кругом, как дома. Разве можно сорить, когда повсюду красиво?»

   Вё верно. Если оставить в стороне всю заморскую терминологию TPS, не вдаваясь в детали, то вполне правомерно будет сделать такой вывод. «Бережливое производство» — не что иное, как большая приборка на предприятии, приведение всей производственной сути в соответствие со здравым смыслом. Вспомните, как становится свежо, просторно и нарядно, когда мы освобождаем свои квартиры от излишней мебели, делаем перепланировку. Так и внедряемая в цехах АЗ «Урал» новая производственная система «РусПромАвто» позволяет избавляться от всего старого, мешающего более производительному труду. В 2005 году на АЗ «Урал» прошло 58 обучающих практикумов, было развёрнуто 137 обучающих семинаров. В результате проделанной работы на автозаводе высвобождено 3208 квадратных метров площади. Предполагаемое снижение затрат за счёт внедрения «бережливого производства» только за один год составит 10 миллионов рублей.

   Нступил 2006 год. Несмотря на то, что сотрудничество автозавода с Кайдзен–Институтом (Швейцария) продолжается, теперь консультантами проводимых на предприятии практикумов и семинаров являются специалисты дирекции по развитию производственной системы АЗ «Урал». Кстати, средний возраст главных специалистов ДРПС составляет 35 лет. Они молоды, амбициозны, инициативны, полны творческих задумок. Сегодня, пожалуй, на автозаводе нет ни одного участка, где бы не видели ни разу молодых людей в фирменных куртках тёмно–малинового цвета. Наоборот, главных специалистов ДРПС замечают, их выдвигают на руководящие должности. Так, в 2005 году Юрий Гредякин возглавил заводской сервисный центр технического обслуживания и ремонта, а Николай Крайнов перед самой встречей Нового года стал управляющим агрегатным производством. Автору этих строк по долгу газетной службы довольно–таки часто приходится наведываться в офис ДРПС, расположенный на первом этаже старого заводоуправления. И вот что я уже давно заметил. Всему составу ДРПС чужда кабинетная форма работы. В офисе и директора, и главных специалистов можно застать только ранним утром. А потом все они расходятся по цехам и участкам, идут на «Гемба», туда, где работают операторы и создаётся реальная ценность. Там много проблем, а это, как учат основные принципы TPS — горы богатства.

   Икак же отметила дирекция по развитию производственной системы свой первый день рождения? В эти январские дни продолжается практикум по инструменту «5S» в офисе ДРПС. Лидер практикума — главный специалист дирекции Наталья Ахмодьянова. Перед практикумом поставлена цель достичь следующих результатов. Повысить эффективность работы в офисе за счёт разработки не менее 10 стандартов. На 30 процентов увеличить загрузку оргтехники. В два раза уменьшить время, затрачиваемое на поиск необходимой информации. Повысить информированность клиентов ДРПС. И эти цели, безусловно, будут достигнуты. Один из внедряемых стандартов никак нельзя не заметить, берясь за ручку двери офиса ДРПС. Это стандарт оповещения о том, где в данный момент находятся все специалисты дирекции. 19 января до 12 часов главные специалисты ДРПС находились в следующих местах: Сергей Войнов и Анатолий Феськов — АСП, Андрей Костецкий — литейный цех № 4, Владимир Ощепков — инженерный корпус…

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика